За что мы платим коммунальщикам?

Тема жилищно-коммунального хозяйства уже несколько лет остается актуальной. Слишком много проблем накопилось в этой сфере, да тут еще изменения, связанные с жилищной реформой. О том, как собираются и расходуются средства во Владивостоке, как можно добитьс

17 апр. 2007 Электронная версия газеты "Владивосток" №2129 от 17 апр. 2007
36e372895445b23ac48dc9148a876497.jpg


Тема жилищно-коммунального хозяйства уже несколько лет остается актуальной. Слишком много проблем накопилось в этой сфере, да тут еще изменения, связанные с жилищной реформой. О том, как собираются и расходуются средства, полученные за оплату жилищно-коммунальных услуг во Владивостоке, как можно добиться прозрачности процесса и как скоро ситуация в ЖКХ нормализуется, рассказывает помощник главы краевого центра Евгения Майорова.

- Евгения Юрьевна, в прессе часто задают вопросы, куда идут средства, собираемые за жилищно-коммунальные услуги, почему администрация города не оказывает те услуги, которые прописаны в квитанциях по ремонту жилых домов…

- Хочу сразу подчеркнуть: по закону мэрия не имеет права и возможности заниматься управлением жилищным фондом и сбором средств за жилищные услуги. Скорее всего, такие вопросы задаются в связи с той схемой, которая функционировала до вступления в силу в марте 2005 года Жилищного кодекса РФ. Тогда заказчиком на выполнение жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ) во Владивостоке выступала администрация города - как собственник муниципального жилищного фонда. Для выполнения работ по обслуживанию и ремонту жилых домов администрация заключала договоры с предприятиями различных форм собственности (в основном - муниципальными), а для сбора с жильцов средств за жилищные услуги было учреждено муниципальное учреждение «Расчетно-кассовый центр» (МУ «РКЦ»), которое выпускало квитанции за ЖКУ, осуществляло их доставку до населения и сбор денежных средств. Со своей стороны, управление ЖКХ администрации города принимало работу подрядчиков и после подписания актов выполненных работ давало указание МУ «РКЦ» ее оплатить.

- И какие изменения произошли в 2005 году?

- С вступлением в силу Жилищного кодекса РФ жилые дома перестали быть муниципальными. Они стали совместной собственностью граждан и муниципалитетов (последние являются собственниками в части неприватизированных квартир). Согласно закону «Об общих принципах местного самоуправления в РФ» администрация города более не имеет права заниматься хозяйственной деятельностью, в связи с чем не может брать на себя и функции по обслуживанию жилфонда.

С учетом этих изменений в мае 2005 года мы провели конкурс по выбору компаний, способных взять на себя обязательства по обслуживанию жилищного фонда. Подчеркну - до момента выбора собственниками способа управления своими домами или проведения конкурса по выбору управляющих компаний.

- То есть сейчас обслуживанием жилфонда занимается не администрация, а та или иная обслуживающая компания. Но ведь платим-то мы по старинке, по тем же квитанциям…

- А вот здесь вы ошибаетесь. Дело в том, что компании, победившие в конкурсе, самостоятельно заключили договоры с МУ «РКЦ», которое стало оказывать для них те же услуги, которые ранее оно оказывало городскому управлению ЖКХ. Удобство работы по такому договору выразилось в том, что обслуживающим компаниям не нужно создавать свои программы по начислению квитанций, организовывать процесс их доставки и сбора денежных средств: такая система уже создана и работает.

Согласно действующему Жилищному кодексу РФ собственники обязаны выбрать один из трех способов управления (ТСЖ, управляющая компания, непосредственное управление). В случае если выбранная управляющая компания или созданное ТСЖ желает продолжить работу с МУ «РКЦ», они должны заключить договор на оказание услуг данной организацией. На сегодняшний день интерес к ее услугам имеется. Уже заключен ряд договоров именно с частными управляющими компаниями, выбранными собственниками и не имеющими взаимоотношений с городской администрацией. При этом МУ «РКЦ» ежемесячно составляет отчет этим компаниям о количестве собранных и перечисленных денежных средств.

- Но говорят, что некоторым жилым домам, где создано ТСЖ, продолжают поступать квитанции от этого самого РКЦ и жильцам приходится дважды оплачивать одни и те же услуги.

- Если такие случаи и бывают, то они единичны. Если по каким-то причинам МУ «РКЦ» не прекращает направлять квитанции от организации, обслуживающей дом до момента создания ТСЖ или выбора управляющей компании, жители дома, выбравшие способ управления, прекрасно знают, за что и кому они обязаны платить и, соответственно, не оплачивают квитанции, необоснованно выставленные МУ «РКЦ». Для оперативного решения вопроса с квитанциями руководству ТСЖ следует уведомить о выборе способа управления муниципалитет, представить подтверждающие законность выбора документы, после чего обслуживающая компания и расчетно-кассовый центр получат указание исключить дом из списка обслуживания. В этом случае функция начисления квитанций и сбора средств за услуги ляжет непосредственно на ТСЖ.

- Часто говорят, что средства, которые платят за жилищные услуги, не прозрачны: люди не знают, на что они тратятся…

- …И ругают за это власть. Но хочу сказать, возможность обеспечить прозрачность финансовых доходов и затрат при обслуживании дома находится исключительно в руках самих жильцов. Для этого необходимо воспользоваться своим правом выбора одного из способов управления домом. При выборе собственниками способа управления выбранная управляющая компания или созданное ТСЖ обязаны ежегодно отчитываться перед жителями о финансовой и хозяйственной деятельности. А вот компании, обслуживающие жилфонд по договору с администрацией Владивостока, такой обязанности не имеют.

В отношении расходования средств, оплаченных жителями по квитанциям за оказанные жилищные услуги, хотелось бы сказать следующее. Последние два года стали рекордными по ремонту объектов жилфонда. Во Владивостоке восстановлены сотни аварийных кровель и подъездов жилых домов, не знавших ремонта на протяжении 10 - 30 лет. На этот год у компаний, с которыми администрация заключила договор, большие планы - отремонтировать как минимум 694 подъезда, 322 фасада и 486 кровель. Проблемных адресов еще немало - у нас, как и везде по стране, в эту сферу деньги не вкладывались десятилетие. Но с сегодняшними темпами ремонта можно снять остроту проблем в ЖКХ Владивостока уже через два года.

Автор: Ирина АЛЕКСАНДРОВА