В диапазоне от буксиров до атомных лодок

Большой Камень с виду обычный провинциальный городок, каких в России, наверное, тысячи. Однако строился он как стратегически важная для страны территориальная единица. Именно здесь расположились два незаменимых для оборонного комплекса объекта - завод «Зв

17 апр. 2007 Электронная версия газеты "Владивосток" №2129 от 17 апр. 2007
0c8243c689a5604de127ef1e673a8d54.jpg

Большой Камень с виду обычный провинциальный городок, каких в России, наверное, тысячи. Однако строился он как стратегически важная для страны территориальная единица. Именно здесь расположились два незаменимых для оборонного комплекса объекта - завод «Звезда» и филиал Амурского судостроительного завода - завод «Восток». ФГУП «ДВЗ «Звезда» специализируется на ремонте и постройке военных кораблей различного класса и назначения. Филиал ОАО «Амурский судостроительный завод», завод судового оборудования «Восток» имеет стапельное оборудование, а также опыт гражданского судостроения. Завод «Восток» - это, по сути дела, сдаточная база, где происходят достройка, испытание и сдача заказчику кораблей.

Если говорить о дальневосточной картине судоремонта, то сегодня она выглядит достаточно плачевно. Десятки дальневосточных предприятий сегодня имеют аббревиатуру СРЗ лишь номинально: судостроением последние годы они занимаются чисто номинально. К таким предприятиям относятся Находкинский и Приморский судоремонтные заводы, Дальзавод, Владивостокский и Славянский судоремзаводы и еще много других. По сути, реальным судостроением занимаются лишь Хабаровский (госпредприятие) и Амурский заводы, «Восточная верфь» во Владивостоке с незначительной долей заказов и несколько заводов специфического судового оборудования преимущественно военного характера. Эти предприятия, по крайней мере, выжили. Хотя до процветания им еще плыть и плыть.

Приспособиться к рынку

Завод «Восток» - одно из градообразующих предприятий ЗАТО г. Большой Камень. И хотя ведущим по объему производства и численности рабочих считается завод «Звезда», «Восток» стал воплощением принципов рыночной экономики. В постперестроечное время оба завода оказались в тупиковой ситуации, когда финансирование по линии Минобороны практически прекратилось.

Как утверждают жители города, работники заводов, особенно «Звезды», были в советское время кастовыми людьми, элитой. Зарплаты, как и престиж, были высокими. Изменилось время, изменилась и жизнь в городе.

В 1990-е годы заводы практически не работали: не было заказов. В это время пустели цеха, разваливались пирсы, скопилась огромная задолженность по заработной плате, из-за чего уходили сотрудники. И руководство заводов решило пойти по разным путям развития. Амурский завод в 1992 году акционировался и стал независимым от государства, то есть от госзаказа, предприятием. Тогда этот шаг казался сомнительно-рискованным. Но финансирование по линии Минобороны полностью прекратилось с 1995 года. Предприятие поставило на независимость. И, как показало время, не прогадало.

Для начала, чтобы как-то продержаться, завод «Восток» организовал ООО «Пристань», занимающееся перевалкой леса и металлолома. Не по профилю, конечно, но сохранять производственные мощности было необходимо. В связи с акционированием произошла и частичная конверсия, и завод занялся гражданским судостроением. Хотя и с некоторыми проблемами и задержками, но были построены два судна для ОАО «ДВМП» - лесовозы-контейнеровозы «Уссури» и «Амур».

Настоящие обороты завод стал набирать с 2001 года, когда вошел в концерн среднего и малотоннажного кораблестроения (г. Москва). Именно этот концерн обеспечивает предприятие заказами. Был построен ряд объектов для сахалинского шельфа: в частности, основания буровых платформ. На сегодняшний день в доке завода стоит на 97 процентов готовое транспортно-буксирное судно (ТБС) «Навстречу ветру» для совместного советско-вьетнамского предприятия. В этом году придут на достройку судно сейсморазведки для Индии и танкер-химовоз для Германии.

Однако, несмотря на частичную конверсию, продолжается работа и для министерства обороны. Сейчас в доке на ремонте стоят две атомные подводные лодки с Камчатки, которые когда-то и сошли со стапелей завода. А общий объем заказов в последнее время стал такой, что ООО «Пристань» пришлось ликвидировать за ненадобностью и в связи с возвращением предприятия к своему прямому назначению.

Продолжение следует?

Конечно, не все так радужно и светло. Для того чтобы быть успешным в условиях рынка, необходимо выигрывать конкурентную борьбу. Однако мы знаем, что предприятия любого направления часто проигрывают ее иностранцам. Сегодня суда для гражданского флота дешевле и быстрее строить на заводах Кореи и Китая - это главные конкуренты для российского судостроения. Но недавно побывавшие на заводе «Восток» норвежские специалисты отметили российское качество и предпочли заключить договор на строительство с заводом «Восток». Все относительно, как говорится.

Еще одна весомая проблема - это то, что для центральной России Дальний Восток - тьмутаракань, поэтому потенциальные заказчики обращаются к северным судостроителям с куда большим энтузиазмом. Да и правительство в лице Минобороны более склонно (чего уж там скрывать) к Северодвинску.

Есть и колоссальная кадровая проблема: молодежь в отрасль не идет. Нынче модно быть юристами-экономистами даже в нашем морском крае. Сегодня на «Востоке» работают 800 жителей Большого Камня и 1300 работников, приехавших из Санкт-Петербурга, Северодвинска, Екатеринбурга, Благовещенска, Комсомольска-на-Амуре и других городов. Завод работает не на полную мощность, так как есть нужда в специалистах рабочих специальностей: требуются слесари, сварщики, трубопроводчики. Если добавить, что объем работ большой, а сроки сжатые, то понятно, почему у многих специалистов рабочий день составляет 10 часов. Работают и в субботу с 8 до 17, и в воскресенье с 8 до 14. Переработка оплачивается в соответствии с Трудовым кодексом.

Кстати, для большекаменцев работа на заводе достаточно привлекательна: средняя заработная плата - 12-13 тысяч рублей, а непосредственно на производстве еще выше. Представителям отдельных профессий дают молоко «за вредность», а работники объектов, связанных с радиоактивным излучением (на АПЛ), получают талоны спецпитания.

О том, что завод, несмотря ни на что, ожил, говорят и такие факты: с осени прошлого года вновь начал работать монтажный цех, кормят судостроителей в отремонтированной столовой на 500 посадочных мест (зрелище впечатляющее!). Пусть в еще старые, «совдеповские», обшарпанные цеха, но закупается новое современное оборудование. Это важнее, ремонт произведут позже.


- Будущее, конечно, есть и у завода, и у отрасли, - говорит директор «Востока» Николай НИКИФОРОВ. И все же нотка сожаления звучит в его голосе. Почему? - Все-таки профиль завода - военное, прежде всего подводное судостроение. Это более отработанная для нас технология. Не от хорошей жизни мы стали заниматься гражданским судостроением, а чтобы завод не простаивал, люди не ушли. Нет, сожаления нет. Хотелось бы строить больше военных кораблей, но, как бы то ни было, для нас любая работа - это загрузка завода. И пока она есть, завод будет жить.

Автор: Татьяна Куликова Анатольевна