Большой, очень большой Владивосток. Как сделать так, чтобы мы все жили «как в Москве»?
Очень просто. Нужно сделать из каждого города «Москву». Для «волшебного превращения» Минэкономразвития наметило первые восемь городов. В том числе и Владивосток. Механизм чуда прост: к большим городам присоединить малые и получить супергород с населен
Очень просто. Нужно сделать из каждого города «Москву». Для «волшебного превращения» Минэкономразвития наметило первые восемь городов. В том числе и Владивосток. Механизм чуда прост: к большим городам присоединить малые и получить супергород с населением больше миллиона. Например, к Иркутску - Ангарск и Шелехов. К Ростову-на-Дону – Новочеркасск, Таганрог, Аксай, Батайск и Азов. К Владивостоку – Артем, Уссурийск и Находку.
Хорошо, города укрупним. Что дальше? Одни экономисты считают, что «бизнес и инвестиции» рвутся в большие города, и поэтому Москва «разжирела». Другие резонно указывают, что бизнес создает производство как раз в малых городах, где проще договориться с властью, разместить производство, можно меньше платить работникам, и называют в пример подмосковные городки.
И те, и другие правы. В России можно все. Ибо главный фактор в экономике - политическая воля руководства. Это доказывает вся история Советского Союза - великой державы, которая в философии упирала на «материализм», а действовала исключительно идеалистически.
Поэтому не будем перебирать аргументы «за» и «против» укрупнения Владивостока. Чем умнее человек, тем больше этих аргументов он приведет. Дискуссии ни к чему. Если Путин одобрит, Находку, Уссурийск, Артем присоединят к Владивостоку, как бы там их мэры или население не возражали.
Давайте сразу посмотрим, а что можно сделать, чтобы проект Большого Владивостока оправдал ожидания.
Больше - всегда лучшеТак говорят американцы, выбирая стиральную машину, телевизор, автомобиль или бутерброд. И они правы: в большом городе - больше возможностей даже для малого бизнеса. Больше людей - больше заказов. Но сначала простой вопрос: а почему Владивосток с севера должен ограничиться Уссурийском, а не Спасском-Дальним или Хабаровском? Ответ: разумные пределы города - это полтора часа. Не поняли? У горожанина не должно уходит более полутора часов, чтобы пересечь город от края до края. И Москва в эти границы укладывается (метро!). Город по сравнению с городком или деревней это совершенные коммуникации и ускоренный темп жизни.
Представьте, вчера «нас объединили» и утром вы мчитесь в район Владивостока, который его жители по старой памяти зовут Уссурийском. Только вы разогнались за Кипарисово до своих обычных 120, как вам радостно машут полосатой палочкой. «Что ж вы, гражданин, не знаете, что в пределах города скорость не выше 60 км»… До Находки вообще три часа на автобусе. А в советское время - 40 минут на крылатой «Комете»…
Первое препятствие на пути развития Большого Владивостока - отсутствие дорог, современного муниципального транспорта и «сталинская» позиция ГАИ-ГИБДД: выборочная проверка на дорогах и сбор массовых штрафов на тех участках дорог, где ошалевший от пробок водитель пытается компенсировать потерю времени.
Любой здравый человек на своем опыте убедился, что трамваи и троллейбусы во Владивостоке тормозят дорожное движение. Но ни один мэр не решился от них отказаться - «на них ездят избиратели». Черепков начал развивать дорожную сеть города, Дарькин «пробил» реконструкцию Некрасовского путепровода. Копылов хотя бы смело мечтал о «канатных дорогах» ...
Город нужно строить заново.
Владивосток прекрасен как жаба в погонахВладивосток строился как военная крепость, которую должен разбомбить враг. На казенные деньги, потраченные на строительство фортов, можно было построить Ниццу и украсить ее мраморными статуями. Но деньги ушли на шестиметровые железобетонные стены. Сейчас патриотичные экскурсоводы предлагают умилиться тем, как «любовно военные строители выводили обводы казематов».
Это в военных целях вырубили лес на городских сопках. И у Владивостока сейчас - обнаженный скальный грунт, за который уже сто лет не может зацепиться ни один дубок или липа, а у военных - «военные лесничества», владеющие остатками лесов в центре полуострова.
Флот в огромном долгу перед городом. Да если бы каждый военнослужащий Владивостокского гарнизона посадил по одному дереву, сопки бы стали зелеными. А если бы каждый школьник каждую весну сажал по одному дереву, во Владивостоке стало бы приятнее жить.
Из любого заграничного города возвращаешься во Владивосток словно в большую помойку: грязные машины, спичечные коробки жилых домов как главное достижение городской архитектуры, хлам и мусор в любом овраге. Сразу вспоминаешь, что этот город строился не для людей, а для того, чтобы выпустить из базы корабли и подводные лодки и сгореть в бомбардировках.
Вот как изложил свои впечатления первый советский турист Никита Хрущев в специальном письме «В Президиум ЦК КПСС. О поездке по Дальнему Востоку и Сахалину. 2 ноября 1954 г.». Это письмо было засекречено и в приморской прессе обнародуется впервые:
«Когда мы прибыли во Владивосток, то первое впечатление о городе создалось очень хорошее. Город представляет собой живописную красивую панораму: разбросан на холмах, на осеннем желто-зеленом фоне красиво белеют постройки. Но когда познакомишься ближе, когда мы поездили по улицам и по переулкам (где можно было проехать), то представляется картина совсем иная, чем при первом впечатлении на удаленном расстоянии. Есть хорошие дома и много домов новой постройки, но городское хозяйство очень запущено. Дороги плохие, тротуары плохие, много полуразвалившихся хибарок. Нет целостности организованного города. Транспорт очень слабый. Мы ранним утром выехали и наблюдали, когда чуть ли не на крышах трамвая ехали, висели на всех крючках, где только можно зацепиться. Просто страшно смотреть - люди могут попасть под колеса. Одним словом, картина неприглядная. Жаловались нам, что не хватает воды, и другие нужды высказывали руководители этой области и города. Видимо, местным организациям нужно поднять этот город, чтобы сделать его таким, который бы отвечал своему назначению портового города, который бы действительно являлся окном для Азии и Америки. Поэтому надо этот город привести в должный вид. Мы обменялись мнениями между собой - я, товарищ Булганин и товарищ Микоян - и решили, что напрашивается вывод: сделать этот город подчиненным Российской Федерации, прямо Совету Министров, отдельно его планировать по капиталовложениям и по коммунальному хозяйству».
Но если мы будем строить из объединенного города «Сан-Франциско», как мечтал Хрущев, мы ничего не построим. А вот если «Сингапур», то запросто. Сингапурский путь - это строить с нуля, когда ни на кого не рассчитываешь и никто не поможет.
У Сингапура не было никаких факторов для развития: несколько деревень на болотистом острове, английская военная база, и даже питьевую воду приходилось покупать в Малайзии.
- Все, что у нас было, - это трудолюбивые люди… И правительство, которое решило быть честным и компетентным, - так, оборачиваясь назад, пишет отец «сингапурского чуда» Ли Куан Ю.
Секрет процветания Сингапура базируется скорее на советской, а не на американской модели развития. Премьер-министр Сингапура Ли Куан Ю активно использовал идеи коммунистов о социальном равенстве, справедливости, жестком государственном контроле за развитием экономики. Использовал именно потому, что считал коммунистов главными соперниками и учитывал их влияние на население. По мнению американских политологов, Сингапур нельзя назвать «демократическим», потому что там нет «свободы прессы». Но для населения страны важнее, что у них есть работа, хорошее медицинское обслуживание, достойная пенсия и возможность купить в рассрочку квартиру. Поэтому они голосовали за то, чтобы Ли Куан Ю правил страной с 1959-го по 1990 год. Более тридцати лет.
Наш город похож сейчас на любой город «третьего мира». Да нет, что я говорю. Города в Индонезии, Вьетнаме или Индии - по крайней мере «экзотичны» и «живописны» за счет тропической природы, поделок местных ремесленников и добротной уличной еды. У нас же - ничего «эксклюзивного», все то же самое, что в самых плохих городах, только без экзотики, еда в ресторанах намного дороже и хуже... А нет, у нас - опаснее: или машина собьет, или одичавшие люди изобьют.
Поэтому цель нового, большого Владивостока должна быть сформулирована так: стать городом «первого мира»: выйти на уровень «приличных стран» стандартов общественной и личной безопасности, здравоохранения, образования, телекоммуникаций, транспорта и обслуживания.
А уж на пути к этому нужно привлекать капиталы и создавать рабочие места.
Максимум рабочих мест при минимуме денег - это туризм. Эта отрасль требует массы поваров, горничных, официантов, уборщиков, гидов, водителей, производителей сувениров. Российские туристы поедут к морю. Единственное, чем можно привлечь иностранных, так это уссурийским (амурским, сибирским) тигром. Не в Харбине, а во Владивостоке его настоящий дом.
А большие инвестиции могут дать только очень крупные компании.
Когда в 60-х годах на сингапурский рынок пришли предприниматели из Гонконга и Тайваня, они принесли с собой такие достаточно простые технологии, как производство тканей и игрушек. Эти производства являлись трудоемкими, но не крупномасштабными. Только американские компании принесли с собой высокие технологии, использовавшиеся в крупномасштабных производствах, и создали множество рабочих мест.
«Дженерал электрик» основала в Сингапуре шесть различных предприятий по производству электрических и электронных изделий, предохранителей, электродвигателей. В 70-х годах эта компания стала самым большим работодателем в Сингапуре… «Тэксас инструментс» создала предприятие по производству полупроводников… За ними по пятам последовала компания «Нэшенэл сэмикондактор», потом «Хьюллет-Паккард»… Пивоваренный завод построил не кто-нибудь, а «Гиннес». Нефтеперегонные заводы - «Шелл», «Мобил», «Эссо», «Сингапур петролеум», «Бритиш петролеум».
А во Владивостоке сегодня только две компании мирового уровня подняли свои флаги - это «Хендэ» и «Сумимото», да и те не торопятся расширять свое присутствие в регионе.
Как пишет в мемуарах Ли Куан Ю: «Если бы я должен был описать одним словом, почему Сингапур преуспел, то этим словом было бы «доверие».
У лидеров Сингапура было небольшое жалованье, а честность была просто привычкой. Их нельзя было подкупить.
И второе - Ли Куан Ю обеспечил Сингапуру почти пятьдесят лет политической стабильности. Он был бессменным премьер-министром с 1959-го по 1990 год. Потом советником правительства. А с 2004 года его сын Ли Сянь Лун стал новым лидером страны.
А у нас? Кому у нас по плечу задача на тридцать лет вперед?
Автор: Андрей Калачинский