Художник городу не нужен. Мастерские живописцев отнимают строго по закону

Хваленая реформа местного самоуправления на этот раз ударила по людям искусства. На торги были выставлены властями Владивостока мастерские членов Союза художников. В частности, мастерская Владимира Старовойтова, что на Пограничной, 12а...

6 апр. 2007 Электронная версия газеты "Владивосток" №2124 от 6 апр. 2007
14d44ccfbb6e01e593bb3724af03ac94.jpg

Хваленая реформа местного самоуправления на этот раз ударила по людям искусства. На торги были выставлены властями Владивостока мастерские членов Союза художников.

В частности, мастерская Владимира Старовойтова, что на Пограничной, 12а.

Взгляд изнутри

Бумажка с надписью «Старый Войт» и стрелка, указывающая на звонок. Нажимаем кнопку - дверь открывает художник Владимир Старовойтов, «известный по кличке Старый Войт», - объясняет он происхождение надписи.

- Когда я приехал сюда с Сахалина в 2001 году, сразу поселился здесь, - рассказывает Владимир. - В 2004 году администрация города официально дала мне эту мастерскую в пожизненное пользование. Разумеется, все было заверено документально. Я освобожден от арендной платы. И до недавнего времени думал, что все в порядке…

О том, что его мастерская уходит «с молотка», сам Владимир Старовойтов узнал совершенно случайно. По закону предупреждать художника о том, что его мастерскую в 40 с лишним «квадратов» продают, никто не обязан.

- Незадолго до нового года друг прочел объявление в газете и увидел мой адрес, - рассказывает Владимир Николаевич. - Спросил, не моя ли там мастерская. Я проверил. И правда - внесена в список. Но, на мое счастье, в декабре по каким-то причинам аукцион не состоялся.

А что будет с картинами, если помещение продадут, я сам не знаю. Часть раздарю, часть попробую перевезти. Порежу на маленькие кусочки и сложу, а потом склею, - грустно шутит Владимир Николаевич. - На свалку свезут… Стараюсь об этом не думать. На улице буду работать. На пленэре зимой. На своей маленькой кухоньке. Где смогу...

Художнику без мастерской не жить

Конечно, мастерская Владимира Старовойтова продается, что называется, с обременением: потенциального покупателя ставят в известность, что это помещение отдано в пожизненное пользование художника. Впрочем, как все понимают, подобная оговорка для нечистого на руку приобретателя мало что значит. «Пожизненное» - не означает «вечное»…

Да и сам факт выставления мастерских на торги (а случай с Владимиром Старовойтовым - только первая ласточка из огромной стаи) изрядно обеспокоил художников. Потому что реальностью стал их самый страшный кошмар - остаться без мастерских. Совсем.

- Владивосток - кузница кадров для художественного творчества и края, и всего Дальнего Востока, - рассказывает Людмила Убираева, председатель Приморского отделения Союза художников. - С 1938 года здесь существует организация Союза художников, с 1944-го - художественное училище, позже открылся живописный факультет при институте искусств. А может, дело в том, что у нас очень красивый город и здесь хорошо пишется… В 70-90-е годы прошлого века, при той самой всуе поминаемой советской власти, строились мастерские - специально для Союза художников. В жилых домах на верхних этажах проектировались специальные мансарды - с большими окнами, высокими потолками. Они передавались на баланс Приморской организации Союза художников.

Частично мастерские у ПСХР есть в здании Дома художника, но здесь их крайне мало, а художников - много.

Художники платили за пользование мастерской в союз, а он уже, как положено, расплачивался за свет, тепло и так далее. Это было просто, тогда у нас существовал Художественный фонд, мы зарабатывали деньги, и даже если художник попадал в какую-то неприятную ситуацию, не мог заплатить, организация за него платила.

Потом началась перестройка. Стали прыгать цены, все разваливалось. Был ликвидирован Художественный фонд, все имущество передали Союзу художников, а мастерские решением малого совета при Совете народных депутатов Приморского края передали в пожизненное пользование персонально художникам. Причем сразу оговаривалось, что в случае, если художник уезжает, например, или перерастает работать по профессии, или в случае его смерти Союз художников своим решением передает мастерскую другому. Постановление приняли в 1993 году. Таким образом, мастерские были закреплены за художниками.

Время идет, подрастали молодые художники, и мы брали мастерские в аренду. Тогда, в конце 90-х, было попроще, у нас были коммунальные льготы, арендная плата - или очень мягкая, или ее вообще не было. Тогда власти понимали, что творчество - это не производство и не коммерческая деятельность. Здесь нет гарантии прибыли.

Потом ситуация изменилась. Для начала отменили льготы. Потом подскочила арендная плата за мастерские - до 2000 - 3000 рублей в месяц, не считая коммуналки. Молодым художникам это было не по карману, они стали отказываться от мастерских. И мы остались с той базой, которая существовала до 1993 года. Это разные районы города: Луговая, проспект «Красного знамени», Вторая Речка, центр.

После принятия закона о местном самоуправлении мастерские приписали к муниципальной собственности, как находящиеся в жилых домах. Художники - люди недальновидные. Они радуются возможности творить, не очень умеют заглядывать в будущее, поэтому никто не придал ситуации особенного значения. Работаем - и работаем…

Сначала мэрия перестала обращать внимание на рекомендации Союза художников при смене владельца мастерской. Есть пример, когда мастерскую передали, во-первых, не члену союза, во-вторых, человеку, который наладил в ней производство изделий ширпотреба. Некоторые мастерские были подарены владельцам, в основном скульпторам. Вроде бы благое дело. А случилась трагическая история с одним из наших коллег, который в одночасье лишился подаренной мастерской, да с такой скоростью, что мы и охнуть не успели…

Появилась реальная опасность, что у всех мастерских в городе появится собственник и художники, особенно молодые, вообще останутся без таковых. Мы стали писать письма в «Серый дом», в думу города, консультировались у юристов. Нам кажется, выход из ситуации есть.

Можно перевести помещения мастерских в объекты культуры, не подлежащие приватизации. Они останутся у города и будут функционировать на тех условиях, что сложились сейчас: пожизненное пользование с правом передачи другому художнику. По сути, каждая мастерская - это мини-культурный центр. Там и работы хранятся, подумайте, например, работы Ивана Рыбачука - он монументалист - где еще можно хранить? Да и какая квартира вместит две-три-пять сотен картин?

Мы выдвинули подобное предложение, но оно было отклонено. Нам сказали: это невозможно.

Тогда мы предложили следующий вариант: верните мастерские союзу. Подарите, отдайте на баланс, в оперативное управление, было бы желание, а форму всегда найти можно. На это предложение в связи с известными событиями в мэрии мы ответа так и не получили. И тут появляются списки продаж с торгов объектов муниципальной собственности, в которых значится, например, мастерская Владимира Старовойтова. Разумеется, мы переполошились. Не дай бог, продадут мастерскую, пусть и с обременением «пожизненное владение художника». Как поведет себя новый хозяин? Знаете, для людей нечистоплотных «пожизненное пользование» может и не представлять проблемы… А если в очередной раз изменится закон и художника просто попросят на улицу вместе с его работами? Художники в шоке, наиболее горячие головы говорят: если мастерскую продадут - сожгу картины. И себя вместе с ними. Потому что лишить художника возможности работать - фактически лишить его возможности жить.

Мастерские - это выгодное приобретение, особенно для богатого человека. Они ведь и в историческом центре города расположены, и в пристройке к большому зданию, и на верхних этажах в хороших районах. Везде вода, отопление… Высокие - 3,5 метра - потолки… Согласитесь, это лакомые кусочки. Да, большинству таких помещений требуется ремонт, но разве это имеет значение?

Всего во Владивостоке более 70 мастерских, по сравнению с объемом муниципального имущества - капля в море. Неужели их продажа так сильно пополнит городской бюджет? А художнику куда - на улице сидеть?

Остаточный принцип forever?

Законы в России меняются с такой скоростью, что и не углядишь, какой шандарахнет тебя по голове - разумеется, исключительно с целью глобального улучшения. Вот и художники, и лифтеры, и мелкие предприниматели - да разве могли они предположить, что принятие 131-го федерального закона «О местном самоуправлении» так им аукнется?

Но именно по нему к 2009 году все помещения, не имеющие социальной значимости, должны быть скинуты с баланса муниципалитета. Проще говоря, проданы. И мастерские попали в их число…

Управление муниципальным имуществом Владивостока, выставляя на торги мастерские, действовало строго в рамках закона. И Дума Владивостока, утверждавшая списки помещений, на торги выставляемых, - тоже. Ну не могут же законотворители в Москве учесть все-все детали. Вот и попали художники вместе со многими другими под раздачу.

Конечно, ПСХР не сидел сложа руки. Обращение в думу было рассмотрено на заседании постоянной комиссии по экономической политике и муниципальной собственности. Депутаты пошли навстречу и исключили мастерские из списков имущества, выставляемого на продажу в текущем году. По сути, художникам дали передышку: если ничего не изменится, в 2008-м - все по тому же закону - мастерские снова пойдут с молотка.

Решать вопрос надо кардинально. В этом сходятся и депутаты, и художники.

- Ситуация с пожизненным пользованием, когда все проплаты художник делает непосредственно городу и заключает договор с администрацией города напрямую, не идеальна, - говорит Людмила Убираева. - Чем она опасна? Союз теряет контроль за тем, как будет использоваться мастерская. Если вдруг художник захочет использовать ее не по назначению, мы воспрепятствовать не сможем.

Запрет приватизации мастерских был бы правильным решением. Мы защищаем не личностные интересы, а стараемся давать возможность работать зрелым художникам и поддерживать молодежь. И тогда будет развиваться профессиональное искусство. Для чего и создавался в 1938 году союз…

Мы просим помощи, причем помощи в рамках закона, чтобы не подвести того чиновника или депутата, который войдет в наше положение. Ну не бывает безвыходных ситуаций.

Согласны с Людмилой Тимофеевной и председатель комиссии Думы Владивостока Александр Кириченко, и заместитель главы администрации Владивостока Константин Стоценко.

Выход, говорят представители двух ветвей власти, должен быть найден. Причем такой, при котором на художниках Владивостока не должен быть поставлен жирный крест. Возможно, стоит воспользоваться опытом соседних регионов?

- В Хабаровске муниципалитет сдал мастерские в долгосрочную аренду местному отделению Союза художников, - рассказывает Людмила Убираева. - Он и следит за целевым использованием мастерских. Здесь все творческие организации заключают договоры с администрациями города и края о взаимодействии, сотрудничестве. По этому договору все творческие организации проводят выставки, мероприятия для города, и им помогают с финансированием.

Наша ситуация не уникальна. В Красноярске сейчас происходит примерно то же самое. В Магадане у Союза художников с мэрией хорошие отношения, мастерскими распоряжается союз, но даже это не дает им никаких гарантий - закон-то надо выполнять…

Есть города, где мастерские переданы в собственность Союза художников. Например, почти везде в среднерусской полосе.

Хочется надеяться, что в ходе совместных консультаций решение будет найдено. С другой стороны, удивляет тот факт, что поиски его начались только сейчас, когда, простите, жареный петух клюнул. Ведь спрогнозировать развитие событий специалистам и в администрации Владивостока, и в думе было достаточно просто. Почему представителям творческого союза вовремя не посоветовали, не объяснили? Неужели тот самый остаточный принцип по-прежнему твердо держится в головах?

Интересной кажется и позиция городского отдела культуры, представители которого не сочли нужным поддержать художников и их обращение в думу.

- Все понимают, что художник не может существовать без мастерской, - говорит Людмила Убираева. - Это его рабочее место, причем ведь творчество - это не «от звонка до звонка», вдохновение не приходит по расписанию, художник может полночи простоять у холста… Да и что такое - живопись, скульптура? Это краски, растворители, химикаты, гипс, отливки... На кухне или в гараже этим не займешься…

Автор: Валерия Федоренко Павловна