Проблемы рыбаков надо решать на берегу
С развернутой программой развития ведущей отрасли в крае выступил президент Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморья Георгий МАРТЫНОВ. Пресс-конференция руководителя организации состоялась в понедельник в зале официальных встреч «Дальрыбы» во Вла
С развернутой программой развития ведущей отрасли в крае выступил президент Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморья Георгий МАРТЫНОВ. Пресс-конференция руководителя организации состоялась в понедельник в зале официальных встреч «Дальрыбы» во Владивостоке.
По словам Георгия Мартынова, в последнее время рыбная отрасль страны развивается. Однако проблем остается очень много. Еще в 2004 году перед президентом России Владимиром ПУТИНЫМ их озвучил губернатор края Сергей ДАРЬКИН на борту траулера «Арчер». Что-то уже удалось решить, причем не без помощи АРПП. Рыбаки Приморья являются лидерами в стране, имея сейчас свыше половины добывающих и перерабатывающих мощностей транспортного флота на Тихом океане и прямой выход специализированных портов к железной дороге. Однако для совершенствования механизма управления рыбохозяйственного комплекса сделать предстоит еще много, уверенно заявляет Георгий Мартынов.
– Есть несколько неотложных вопросов. И первым в списке значится необходимость обязательного таможенного оформления судов с экспортными грузами в российских портах. Сейчас рефрижераторы с минтаем, крабами, креветкой напрямую следуют в Циндао и Далянь (КНР), Пусан (Корея) Вакканай и Отару (Япония). Для примера, если тонна выловленного минтая продается за границей за $ 1200, то после переработки на мировой рынок тонна готового продукта уходит за $ 2500. Работа для береговых предприятий, рабочие места, налоги – все сегодня остается за границей. Оформление судов на родине позволит направить часть сырья в Приморье.
Еще одно направление, которое держит на контроле ассоциация, касается госграницы. Сегодня отдельно выделяются квоты на добычу морепродуктов в прибрежной и экономических зонах. Рыбаки вынуждены прекращать промысел у 12-мильной черты, чтобы в ближайшем порту получить разрешение у пограничников. Как следствие – в прошлом году в прибрежке удалось освоить всего 32 процента от объемов допустимых уловов, а в 200-мильной зоне в Японском море – и вовсе только 5 процентов. Нужен упрощенный порядок оформления пересечения границы. Президент РФ давал правительству поручение разобраться и в этом вопросе. Однако за 4 года законы так и не приняли на федеральном уровне. Еще один момент. Квоты за компаниями закрепляются на 5 лет. Но этого мало для долгосрочного планирования работы предприятий. Необходимо увеличить этот срок до 10-15 лет, что даст рыбодобывающим компаниям возможность строить новый флот и развивать перерабатывающие предприятия на берегу.
Есть у рыбаков вопросы по поводу налогообложения. В силу природных или техногенных обстоятельств квоты далеко не всегда удается освоить в полном объеме, но деньги, заплаченные авансом, не возвращаются. Разрешительные билеты оформляются на конкретное судно, но если с ним какие-то проблемы, для переоформления билета на другое судно даже в рамках одного предприятия надо вновь платить такую же сумму. То есть рыбаков заставляют платить немалые деньги дважды. Ассоциация подготовила проект федерального закона об изменении 25-й главы (2-й части) Налогового кодекса РФ. Посмотрим, как отреагирует Госдума. В целом плата за биоресурсы явно завышена и требует снижения или полной отмены.
Нельзя обойти вниманием и ситуацию с развитием аквакультуры. Поскольку объемы рыбы сокращаются в Мировом океане, то большинство государств сделало ставку на восполняющийся ресурс. В мире он достиг 30 процентов от общего объема добычи и продолжает расти. У России уникальные возможности и резервы. Тем не менее если у КНР 37 процентов всей мировой аквакультуры, у РФ всего 0,24 процента. Если появится законодательная база в стране и крае, то у Приморья есть шанс стать лидером и в этом направлении.
Настоящей проблемой для рыбаков является старение флота. За последние 6 лет отрасль пополнилась всего тремя новыми судами – БАТМ «Бухта Преображения» с Украины, СТМ «Маслюков» и PC «Ураганный» с завода «Звезда» в Большом Камне. Средний возраст добытчиков и рефрижераторов достиг 25-30 лет, по всему Дальневосточному бассейну две трети флота в ближайшие годы придется списать. А что взамен? Сейчас появилась надежда, что возродится отечественное судостроение. И наш регион станет центром регионального холдинга.
В ближайшее время состоится заседание Государственного совета под председательством президента РФ с повесткой «По вопросам совершенствования механизма управления и развития рыбохозяйственного комплекса РФ». Наша ассоциация принимает самое активное участие в ее подготовке. Задача общая для всех – вернуть былой престиж и славу рыбной отрасли, сделать ее одной из ведущих в стране.
Отвечая на вопрос о возможной экспансии московского и китайского бизнеса в рыбную отрасль Приморья, Георгий Мартынов отметил, что приморские предприятия достаточно крепко стоят на ногах и не боятся угрозы с чьей-либо стороны.
Автор: Николай Кутенких Николаевич