Изменения в дорожном законодательстве – пугают или дисциплинируют?
Разговор с начальником отделения по исполнению административного законодательства управления ГИБДД УВД по Приморскому краю подполковником милиции Тамарой ШИПИЛОВОЙ о внесении ужесточающих наказание для недисциплинированных водителей изменений в КоАП РФ.
Законопроект о внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, ужесточающий наказание для недисциплинированных водителей, уже прошел первое чтение в Государственной думе РФ. С учетом второго и третьего чтений, запланированных на май и второе полугодие 2007 года, следует ожидать, что президент подпишет этот документ в конце года. А значит, примерно с начала 2008 года ездить мы будем не так, как сейчас. О том, что будет представлять собой «измененный» кодекс, наш разговор с начальником отделения по исполнению административного законодательства управления ГИБДД УВД по Приморскому краю подполковником милиции Тамарой ШИПИЛОВОЙ.
- Тамара Ивановна, а как сами сотрудники ГИБДД воспринимают изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях? Ведь идеи предлагают депутаты, а работать приходится гаишникам?
- На самом деле от сотрудников ГИБДД (в том числе и приморских) в Департамент безопасности дорожного движения МВД России, а затем и в Государственную думу регулярно поступают предложения, поскольку именно сотрудники Госавтоинспекции одними из первых сталкиваются с теми недостатками в административном законодательстве, которые приводят к разночтению. Нельзя сказать о том, что требования депутатов выглядят надуманными. Мы понимаем, что одними штрафами, будь они хоть космических размеров, проблему с аварийностью и дорожным травматизмом не решить. Другое дело, что не все инициативы, поступающие «снизу», получают депутатскую поддержку.
Например, мы предлагали депутатам возродить балльную систему, когда за грубое нарушение Правил дорожного движения водитель получает штрафной балл, который фиксируется в талоне к водительскому удостоверению, и, если в течение года накапливается критическая сумма баллов, например пятнадцать, водитель лишается права управления транспортным средством. И для получения ему необходимо вновь сдавать экзамен. Это реальный фактор сдерживания лихачества и грубых нарушений ПДД, которые приводят к дорожно-транспортным происшествиям. В этом случае, кроме пользы, ничего нет, ибо водителю для пересдачи приходится вновь учить или штудировать правила.
Опыт балльной системы применялся в России на протяжении многих лет, последним этапом были с 1992 по 1997 год. Водители со стажем наверняка помнят знаменитые «просечки», которые делали автоинспектора в советские годы. Три просечки - пересдача. Вот это было сдерживающим фактором: это и не штраф, но мера наказания весьма действенная! Одной из проблем остается некачественная подготовка водителей в автошколах. Да, пусть не сетуют на меня высококвалифицированные специалисты автошкол, но, к сожалению, чаще в качестве инструктора выступает любой человек, имеющий три года водительского стажа, при этом является ли он на самом деле специалистом в своей области - еще большой вопрос.
Как минимум он должен раз в полгода повышать свою квалификацию, естественно, быть дисциплинированным водителем, вежливым не только с курсантами, но и со всеми участниками дорожного движения. Манера вождения, умение проводить ежедневный осмотр транспорта, знать элементарное устройство автомобиля, чтобы будущий водитель самостоятельно мог заменить пробитое колесо. Первая медицинская помощь пострадавшим в ДТП оказывается неумело и лишь потому, что в автошколах этому предмету уделяется далеко не должное внимание. И времени для медицинской подготовки отведено мало, да и преподаватель зачастую далеко не медицинский работник.
Спорным остается нововведение об ответственности собственника транспортного средства за совершенное дорожно-транспортное происшествие либо любое другое уголовно наказуемое деяние. Законопослушному человеку бояться нечего, а вот тем, кто по доверенности фактически продает автомобиль или же отдает его в пользование тому, кто на нем совершает «тяжелые» ДТП, есть повод задуматься!
Зачастую автомобили, проданные по доверенности, впоследствии становятся орудием преступлений, или же на них совершаются аварии с тяжкими последствиями. Практически невозможно найти, кто же реально управлял автомобилем, поскольку по доверенности автомобиль может быть продан десятки раз! Если будет возложена ответственность на собственника автомашины, прекратится не только тянущийся шлейф полукриминальных продаж автомобилей, но и возрастет ответственность как продавца, так и покупателя автомобиля.
Штрафы - не панацея
- А для чего нам подтягивать размер штрафов к мировому уровню, если их уровень жизни «за бугром» кратно выше?
- В цивилизованной Европе штрафы, даже для их уровня жизни, тоже не маленькие. Во Франции управление автомобилем в нетрезвом виде может обойтись водителю в 150 тысяч евро (!). Не думаю, что для французов такой размер штрафа - маленький. Кстати, за это же нарушение во Франции водитель может быть приговорен к трем годам лишения свободы и лишению права управления. Там же превышение допустимой скорости на 40 километров в час и более расценивается как преступление и обходится водителю от 760 до 4575 евро в виде штрафа. А может еще караться временным лишением прав.
Другое дело, что в Европе функции дорожной полиции сводятся к профилактике, выявлению нарушения и его пресечению, но не к вынесению решений о наказании. Это право там делегировано только судебным органам. Вы наверняка видите, как в зарубежных фильмах полицейский кладет на лобовое стекло автомобиля протокол с указанным нарушением - например, правил парковки, и ни у одного водителя не возникает мысль, что такой документ можно выкинуть и не явиться в суд или же вообще отказаться от уплаты штрафа. В идеале и ГИБДД должна заниматься профилактикой правонарушений и выявлять их, но не принимать мер административного наказания.
В России на протяжении нескольких последних лет работают мировые судьи, рассматривающие материалы, по которым согласно административному законодательству предусмотрено лишение права управления. Если делегировать право рассмотрения всех дел, выявленных в процессе обеспечения безопасности дорожного движения, мировым судьям, тогда изжило бы себя мнение о злоупотреблениях властью со стороны инспекторов ДПС.
- Одна из жалоб водителей состоит в том, что дорожные условия заставляют их совершать нарушения. Отсутствие разметки, ямы и высокий «гребень» «лежачего полицейского» - все это может вынудить выехать на полосу встречного движения. А это нарушения!
- Напомню, что ответственность за содержание дорог в большей степени возлагается на глав муниципальных образований городов и районов. Недавно мне пришлось побывать на административной коллегии администрации края, на которой происходил серьезный «разбор полетов» и где руководителю одного из населенных пунктов края досталось за состояние проезжей части дороги. И это тоже воспитательный эффект. Не нужно думать, что все эти ужесточения вводятся только для того, чтобы пополнить государственный бюджет.
Нельзя не сказать о Федеральной целевой программе по обеспечению безопасности дорожного движения, которая рассчитана на шесть лет - с 2006 по 2012 год. Цель ее в том, чтобы сократить количество дорожно-транспортных происшествий, тяжесть последствий, повысить правовое сознание и предупреждение опасного поведения участников дорожного движения, предусмотреть совершенствование и развитие систем подготовки водителей транспортных средств, внедрить современные средства контроля соблюдения ПДД РФ, разработать меры правового воздействия в случае неправомерного поведения. Все то, о чем мы говорили с вами, только силами МВД и других министерств и ведомств решить навалившиеся проблемы невозможно. Каждому надо начинать с себя, тогда и порядка будет больше.
Всем желаю только добра, понимания и безопасных дорог!
Автор: Александр Огневский Владимирович