Без Находки не обойтись

Накануне 30-летия ОАО “Роснефте-продукт-Находка” с его генеральным директором, заслуженным работником Минтопэнерго РФ Геннадием Смирновым встретился корреспондент “В”.

3 сент. 1997 Электронная версия газеты "Владивосток" №212 от 3 сент. 1997

Накануне 30-летия ОАО “Роснефте-продукт-Находка” с его генеральным директором, заслуженным работником Минтопэнерго РФ Геннадием Смирновым встретился корреспондент “В”.

- Когда стал директором, в 1973 году, на предприятии еще работали партийная комиссия ЦК и народный контроль СССР. Нефтебаза была построена с большим браком, пришлось пережить много аварий, устранять недоделки. Все в основном было рассчитано на дешевую экономику, когда на 1200 работников запланировали актовый зал на 60 человек. Производство запроектировали на ручное управление, даже слив цистерн предлагался через верх. Мы уже сами задействовали вакуумную систему, нижний слив. С тех пор и по сей день выводим предприятие на “нулевую” отметку, ведем реконструкцию насосных систем и механизмов.

- Это история. Сегодня нефтебаза по праву считается самой мощной в Дальневосточном регионе. С каким чувством вы встречаете ее 30-летие?

- Срок для предприятия, конечно, небольшой, если сравнивать его с жизнью человека, для которого 30 лет - период расцвета. Но и для нефтебазы он ощутим, поскольку срок эксплуатации трубопроводов и емкостей исчисляется в 25 лет. Поэтому все эти годы были полны постоянной заботой об обеспечении жизнедеятельности предприятия, о его реконструкции, внедрении новой техники и оборудования.

Менялось и отношение к труду. Где-то до 77-го года, находясь в госсистеме, мы не знали, что такое прибыль. Получали на развитие столько, сколько спускали сверху. Это, может, нас и разбаловало, не так дисциплинировало. И поныне поворачиваем умы рабочих к экономике, объясняя, что прибыль создается нашими общими усилиями.

К примеру, метр шланга для перекачки нефтепродуктов за границей стоит 6 долларов. Разве можно при такой цене, как всегда, бросать его без присмотра, утюжить транспортом, а затем просить новый? Сегодня мы психологию людей изменили. Помогает в том и традиция проводить по пятницам “день дисциплины”, на котором заслушиваем отчеты начальников цехов.

Экономическая самостоятельность, полученная 5 лет назад, позволила нам увеличить емкости, приспособиться к изменению структуры тоннажа, когда любой зарубежный танкер грузоподъемностью до 50 тысяч тонн загружается за двое суток. И когда в июне-июле приостановились нефтебазы в Ванино и во Владивостоке, мы “перетянули” на себя грузы и переработали по 300 тысяч тонн мазута вместо обычных 120. Получили прибыль, дали возможность железной дороге не остановиться, а Ангарскому заводу - реализовать свою продукцию.

А деньги считать приходится постоянно. На себестоимость переработки влияют железнодорожные тарифы, увеличенные в 4 раза затраты на электроэнергию. Только на одну привозную воду потратили в прошлом году 12 миллиардов. Два месяца назад заключили договор с горводоканалом, пробурили и запустили скважину.

Прибыль позволяет предприятию нормально развиваться. Дивиденды за прошлый год выплатили вовремя, в том числе и компании “Роснефть”, владеющей 38 процентами акций нашего АО. Достаточно сказать, что привилегированные акции нашего АО номиналом в 10 рублей на фондовом рынке покупаются за 30 тысяч. Но желающих избавиться от них пока мало.

- С тридцатилетним юбилеем вас поздравят давние и новые партнеры. Есть ли уверенность, что в будущем их будет больше?

- Раньше поставки были централизованными, мы составляли графики подачи тоннажа и отгрузки. Главные партнеры остаются прежними - железная дорога и пароходства. Железной дороге мы модернизировали фронты выгрузки. Если раньше в год могли принять и перегрузить в год 3,5 миллиона, то теперь - 7 миллионов тонн нефтепродуктов. В 1996 году обеспечили 4,3 миллиона, так что, как видите, готовы работать еще интенсивнее.

Сейчас у нас партнеры-поставщики в основном коммерческие фирмы, порой неизвестные по степени надежности, обеспеченности средствами. Основная же доля падает на владивостокскую фирму “Гамма”, одной из первых пришла к нам сингапурская “Даксин”, японские “Мицуи” и “Мичумена”. До 80 процентов всех экспортных отгрузок приходится на нефтяную компанию СИДАНКО и ее дочерние фирмы.

Вообще ясной перспективы, как у большинства предприятий, у нефтебазы нет. В связи с тем, что Южная Корея и Китай модернизировали свои заводы по выпуску дизтоплива, падают объемы его перегрузки. Сахалин, Магадан, Чукотка закупают топливо за границей - дешевле. И все же мы надеемся на сахалинскую нефть. Конечно, это дело ХХI века, но если нефть пойдет, то без Находки не обойтись.

Автор: Валерий БЕЛЬЦОВ, “Владивосток”