Выверни продавца наизнанку, покупатель!

К сожалению или к счастью, защита прав потребителя - дело рук самого потребителя, на это и нацелен принятый 15 лет назад закон. Любой человек должен знать его и уметь защитить себя, ведь ежедневно и ежеминутно мы все - потребители.

21 март 2007 Электронная версия газеты "Владивосток" №2114 от 21 март 2007
cb150f6be16b6402308820854b0bee9a.jpg


Молодая пара, купившая дорогой цифровой фотоаппарат, изрядно расстроилась, когда через месяц он отказался работать. В сервисном центре фотоаппарат приняли, но акт приемки молодой человек читать не стал. Через некоторое время магазин, в который пара обратилась с претензией, отказался принять фотоаппарат. Почему?

Оказалось, что в акте приемки значится, что на приборе, как записала девушка-приемщица, наличествуют «коцки». Магазин расценил эти «коцки» как признак того, что фотоаппарат роняли, а «коцки» - значит трещины. Сегодня вопрос потребительско-филологического содержания решается в суде. А все могло бы быть совсем иначе, прочти молодой человек акт внимательно…

Этот поучительный пример - как должен и как не должен вести себя грамотный потребитель - был приведен на «Круглом столе», который состоялся на днях в краевой библиотеке имени Горького.

Участие в нем приняли специалисты краевой Торгово-промышленной палаты, Роспотребнадзора, лицензионной палаты при администрации края, общественной организации «Владивостокская организация по защите прав потребителей», юристы, а главными слушателями стали студенты ТГЭУ - будущие товароведы. Кроме того, «Круглый стол» привлек внимание и других посетителей библиотеки.

Кстати, это стало доброй традицией - больше 10 лет библиотека проводит планомерную разъяснительно-агитационную работу в области прав потребителя. Здесь была и «Школа грамотного потребителя», и регулярные подборки литературы выставлялись, и даже для библиотекарей со всего края проводились курсы. Между прочим, во многих районах Приморья, где отделов по защите прав потребителей просто нет, библиотеки стали единственным местом, где люди могут задать вопрос и попытаться найти на него ответ…

Да, к сожалению или к счастью, защита прав потребителя - дело рук самого потребителя, на это и нацелен принятый 15 лет назад закон. Любой человек должен знать его и уметь защитить себя, ведь ежедневно и ежеминутно мы все - потребители.

Дама средних лет решила купить себе кожаное пальто. В магазине, весьма известном во Владивостоке, ей приглянулось одно изделие. Правда, смущал цвет - пальто было почти белым. Можно ли его чистить, спросила дама у продавца. Тот заверил, что пальто можно отдавать в химчистку. Когда же подошло время - после нескольких месяцев носки - вернуть пальто родной цвет, в приемочной химчистки нашли контрольный тканевый ярлычок, на котором следовало: ни стирать, ни подвергать химической чистке пальто нельзя… Суд дама выиграла, магазин и стоимость пальто вернул, и штраф заплатил. А все почему? Потому что покупателю не была предоставлена достоверная и полная информация о товаре!

Участники «Круглого стола» подчеркивают: ежедневно в Роспотребнадзор, лицензионную палату поступают десятки (!) звонков от потребителей, чьи права нарушены. В десятку самых «горячих» входят жалобы на качество мобильных телефонов, сложной бытовой техники, мебели, одежды и обуви, в сфере оказания транспортных и медицинских услуг, установки пластиковых окон (всем известна история с «Евроокнами», которые теперь благополучно называются «Евроокна-ДВ»), сфере ЖКХ.

С некоторых пор, рассказала Нина ЗАБЕГАЕВА, специалист по защите прав потребителей лицензионной палаты администрации края, просто валом пошли жалобы на находящуюся в стадии банкротства страховую компанию (которая заключала договоры не только по ОСАГО, но и, например, на страховую ренту, а теперь пенсионеры остаются без средств к существованию), а также - на недавно открывшую во Владивостоке свои магазины всероссийскую сеть по продаже бытовой техники. Как выяснилось, у большинства товаров в этой сети инструкции переведены на 13 языков мира, но только не на русский. Таким образом, люди покупают, по сути, кота в мешке, ибо не знают тонкостей эксплуатации.

Отрадно, отметил Евгений КАРТАВЦЕВ, начальник отдела по защите прав потребителей Роспотребнадзора, что с некоторых пор люди перестали бояться обращаться в суд за защитой своих прав. Практически всегда мировой судья решает дело в пользу потребителя. Другой вопрос, что добиться исполнения решения суда довольно сложно, как правило, оно затягивается на три-четыре месяца и судебные приставы проявляют странную нерешительность…

Вообще потребителя на пути защиты своих прав ожидает множество подводных камней. Например, такая деталь: если вы купили некачественный товар, обращаться к тому продавцу, который вам его продал, почти бесполезно. Он будет монотонно отправлять вас в сервисный центр. Запомните, вы должны обращаться с уже готовой претензией (в трех экземплярах!) к менеджеру по работе с клиентами, каковые существуют во всех крупных торговых сетях. Или к директору магазина.

- Закон о защите прав потребителей - прямого действия, - сказала Нина Забегаева. - Поэтому потребитель должен сам себя защищать. Не бойтесь, не тушуйтесь! Задавайте вопросы, выверните продавца наизнанку, прежде чем что-то купить! И помните - вы правы!

~~Кстати
208-377 - телефон специалиста по защите прав потребителей лицензионной палаты администрации края;

442-693, 441-743, 441-693 - телефоны Роспотребнадзора;

353-883 - технический отдел компании «Дальсвязь», здесь проводят экспертизу мобильных телефонов;

269-663 - отдел экспертизы Торгово-промышленной палаты Приморского края~~

Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ