Новый ректор ДВГТУ избран незаконно

27 февраля в Пушкинском театре проходило нечто, что требовало экстренных мер безопасности. Всех входивших в театр встречали несколько кордонов охраны. Сотрудники службы безопасности не пускали «посторонних». Телевизионным журналистам разрешили только «под

16 март 2007 Электронная версия газеты "Владивосток" №2112 от 16 март 2007
f3776197791af10c2c2a209bd9643faa.jpg


«Посторонним вход воспрещен»

27 февраля в Пушкинском театре проходило нечто, что требовало экстренных мер безопасности. Всех входивших в театр встречали несколько кордонов охраны. Сотрудники службы безопасности не пускали «посторонних». Телевизионным журналистам разрешили только «подснять двери», ведущие в зал, где проходило заседание.

Что это было: отчетная конференция управления ФСБ? Обсуждение судеб оборонных предприятий? Коррекция бюджета Владивостока?

Ничего подобного, в атмосфере секретности и тайны проходила конференция трудового коллектива ДВГТУ, на которой решался вопрос, кому быть ректором этого славного учебного заведения.

В зале не только не было «посторонних» и прессы. В зал не пускали и «своих»: тех сотрудников, студентов и преподавателей «политехнического», кто не был в «списке», но хотел бы послушать доклады кандидатов и ход их обсуждения.

Понятно, что голосовать должны только те, кому это положено, но почему нельзя было посмотреть, как это происходило?

Когда доклады кандидатов начались, двери - захлопнулись. Один из журналистов остался в коридоре, чтобы дождаться перерыва и поговорить с участниками конференции. Но не тут-то было. Бдительная дама из администрации университета заставляла охрану «вывести чужого». Журналист отказался подчиниться, заявляя, что выборы ректора ДВГТУ - это общественно значимое событие и что ученый совет ДВГТУ нарушил закон, закрывая конференцию для прессы… Дошло до того, что председатель комиссии по выборам П. П. Унру лично вышел в коридор, чтобы замять инцидент…

Что скрывалось за закрытыми дверями, почему ученый совет ДВГТУ проводил выборы нового ректора в обстановке секретности?

Конечно, на этой конференции звучали факты, которые не очень-то красят действия прежнего ректора. Приводились резкие оценки результатов его деятельности, задавались вопросы - почему некоторым сотрудникам выписывались зарплаты и премии в 100-200 тысяч рублей?

Но самое главное - скрывалось то, что само это собрание было неправомочно решать вопрос о выборах ректора.

К этому моменту истекал срок не только ректора Г. П. Турмова, но и уже закончились полномочия ученого совета. По положению о выборах ректора, принятому в ДВГТУ, члены ученого совета должны составлять 50 процентов участников конференции. И получается, что на конференции просто-напросто не было кворума!

Выборы - это демократия. Демократия - это в том числе соблюдение процедуры и закона, что принципиально важно. Иначе под видом «выборов» принимаются и проводятся решения, которые к демократии отношения не имеют.

А почему нельзя было эти выборы провести в соответствии с законом?

Ответ может быть только один: нынешнее (или, правильнее сказать, «прежнее») руководство ДВГТУ не хотело гласного обсуждения проблем университета, а их накопилось немало. Пока средства тратились на строительство церквей и памятников Кириллу и Мефодию, ветшали аудитории, старело оборудование лабораторий, зарплата преподавателей и сотрудников оставалась нищенской. Перекос был очевиден. Общественность все больше связывала ректора Турмова с изданием очередного альбома раритетных открыток об истории Владивостока или Русско-японской войне, чем с успехами вуза. Репутация краеведа - хорошая вещь, но и большая роскошь по нынешним временам, особенно для университета, который находится, мягко говоря, в непростом положении..

«Под завесой тайны»

Научная и вузовская среда благодаря некоторому наличию интеллигенции всегда отличалась подчеркнутым стремлением к демократическим ценностям. И даже рутинная процедура принятия на работу или повышения по должности преподавателя называется «избранием»... Принимается решение о проведении конкурса на замещение вакантной должности, скажем, доцента или заведующего кафедрой. И хорошим тоном считается объявление об этом конкурсе публиковать в прессе.

А вот в ДВГТУ, кажется, решили сделать все, чтобы о конкурсе на замещение должности ректора узнало как можно меньше человек. Объявление о конкурсе можно было найти только на университетском сайте и на доске объявлений в коридоре одного из учебных корпусов.

Более того, в последний день подачи документов ученый совет ДВГТУ утвердил новое положение о процедуре выборов ректора. Изменились требования к кандидату. Но среагировать на эти изменения никто уже не мог. Тем самым многие потенциальные кандидаты вообще были лишены возможности выдвинуть себя в ректоры.

В итоге появилось обращение в прокуратуру и в Федеральное агентство по образованию от несостоявшегося кандидата в ректоры А. Берестового. Он указывает, что обращался к председателю ученого совета ДВГТУ Г. Турмову с просьбой дать ему такое же время, как и другим кандидатам (а им было отведено для этого по 30 дней), для того чтобы успеть подготовить все необходимые документы и программу развития.

Но Берестовому сообщили, что он «опоздал».

Прокуратура Приморского края провела проверку и установила, что «права граждан, изъявивших желание в выдвижении своей кандидатуры, были нарушены…». И прокуратура вынесла представление в адрес ректора ДВГТУ об устранении выявленных нарушений закона.

Теперь над ДВГТУ нависла угроза отмены по суду избрания ректором А. Фаткулина. Может быть, поэтому Федеральное агентство по образованию пока и не утвердило избранного кандидата в должности ректора, чтобы не оказаться в скандальной ситуации.

«Ваше время истекло»…

Более того, как выясняется, есть и вторая причина считать выборы ректора ДВГТУ незаконными.

Шила в мешке не утаишь. Сами члены ученого совета прекрасно понимали, что их полномочия истекли за две недели до проведения конференции трудового коллектива, но полагали, что об этом никто «посторонний» не узнает. Посторонний, может, и не узнал бы, но среди самого ученого совета нашлись люди, которые публично заявили сомнения в легитимности выборов ректора.

Ничто не мешало ректору и председателю ученого совета ДВГТУ Г. Турмову все сделать по закону: вовремя переизбрать ученый совет, новый состав которого и принял бы участие в выборах ректора. Но Турмов не рискнул накануне выборов ректора поменять ученый совет. Почему? Может, потому, что новый состав ученого совета не поддержал бы на выборах кандидатуру А. Фаткулина?

В итоге сейчас в Ленинском суде лежит обращение от ряда граждан «отменить результаты выборов».

Более того, встав один раз на путь презрения к законным процедурам, трудно остановиться. В ДВГТУ решили спешно придать Г. Турмову новый статус - президента университета. По закону нужно на заседании ученого совета принять решение ввести такую должность. И, во-вторых, на конференции трудового коллектива внести соответствующие изменения в университетский устав. Но конференцию нужно долго готовить, избирать делегатов, обосновывать необходимость новой должности, а вдруг коллектив скажет, что университету еще один начальник в качестве «президента» вовсе не нужен?.. Поэтому конференцию решили не проводить вовсе. Как оправдываются в ректорате, «собрать людей было трудно, а их мнение можно узнать и по телефону». Можно, но такая аудиовиртуальная конференция - неправомочна.

Да кто об этом узнает? Но сейчас, после того, как ставленник Турмова Фаткулин победил с минимальным перевесом Беккера, ситуация в «политехническом» все обостряется и все больше сотрудников и преподавателей критикуют проведенные с нарушениями выборы нового ректора и ставят под сомнение легитимность должности президента.

В суд уже поступило очередное обращение с тем, чтобы признать недействительными изменения в уставе и введение должности президента.

Турмова можно по-человечески понять. Проработав долгое время ректором, трудно отказаться от власти, и если не править, то хотя бы «царствовать» в должности президента, устраивать приемы, презентации новых книг…

Но обидно, что репутация одного из важнейших вузов региона - «технического университета» сильно подмочена наплевательским отношением к букве закона и духу академических традиций. И ответственность за эти нарушения теперь ложится на «нового ректора» А. Фаткулина, который не мог не знать, как обходился закон и на выборах ректора, и при внесении изменений в устав вуза о введении должности президента.

Автор просит считать данную публикацию обращением в прокуратуру Приморского края по фактам нарушения закона:

Воспрепятствование действиям прессы при освещении конференции трудового коллектива ДВГТУ, на которой избирался новый ректор; Нелигитимность результатов избрания ректора ДВГТУ: нарушение прав кандидатов, неправомочность участия в выборах членов ученого совета, чьи полномочия истекли; Фальсификация протокола конференции трудового коллектива о введении должности президента ДВГТУ.P. S.

Пока материал готовился к печати, события в ДВГТУ продолжали развиваться. 2 марта состоялось еще одно собрание конференции трудового коллектива, в котором принимали участие те же делегаты, что и в день выборов 27 февраля. На этот раз конференция собралась, чтобы продлить срок полномочий ученого совета. Выступавшие на этом собрании профессора А. Беккер и А. Петухов отмечали, что и выборы ректора, и нынешнее «продление полномочий» ученого совета могут быть признаны незаконными, что повлечет за собой отмену решений и проведение всех процедур заново. Но большинство делегатов этого мнения не разделяло, и конференция дала возможность нынешнему составу ученого совета работать до сентября 2007 года.

6 марта ученый совет ДВГТУ на своем заседании, которое вел Анвир Фаткулин, рассмотрел и принял положение о президенте университета. По свидетельству ряда членов совета, документ раздавался прямо при входе в зал заседаний, и мало кто успел в нем детально разобраться. Призывы одного из профессоров «не спешить и спокойно обдумать и отточить формулировки» не были услышаны коллегами. Нет сомнений, что пост президента займет бывший ректор Г. Турмов.

Автор: Алексей НОВИКОВ