Михаил Фрадков дебютировал в роли «главного дальневосточника»
Премьер-министр Михаил ФРАДКОВ посетил Владивосток не в самое удачное время. До сих пор высшие руководители государства, начиная с Никиты ХРУЩЕВА, предпочитали приезжать сюда в августе-сентябре, наслаждаясь «широтой крымской»...
Премьер-министр Михаил ФРАДКОВ посетил Владивосток не в самое удачное время. До сих пор высшие руководители государства, начиная с Никиты ХРУЩЕВА, предпочитали приезжать сюда в августе-сентябре, наслаждаясь «широтой крымской». Президент Владимир ПУТИН эту традицию продолжил, но сам же ее и разрушил, в очередной раз прибыв во Владивосток минувшим январем. Михаил Фрадков тоже не стал дожидаться лета, имея в виду поручения президента об ускоренном возрождении востока страны, и 1 марта на обратном пути из Японии провел во Владивостоке совещание с участием ряда федеральных руководителей, а также дальневосточных и восточносибирских губернаторов.
Аншлаг в Доме переговоров и «фрадковская оттепель»Календарные и ситуационные обстоятельства этого визита вызывали ассоциации скорее с «долготой колымской»: неубранные последствия чуть ли не прошлогоднего снегопада, грязь, гололед, пробки, и на фоне всего этого - отстранение от власти главы администрации Владивостока Владимира НИКОЛАЕВА (соответствующее решение суд принял за несколько часов до приземления премьерского «борта»). Впрочем, от всего этого премьер-министр - по собственной ли воле или по замыслу принимающей стороны - смог абстрагироваться: совещание прошло в загородном Доме переговоров, поэтому ни гололед, ни вынужденное безвластие в городе высоких гостей не смущали.
Оно, в общем-то, и понятно: Михаил Фрадков, с самого начала прозванный «техническим премьером», редко делает политически окрашенные заявления, предпочитая заниматься рутинными рабочими вопросами. И все-таки определенный символический смысл приезда второго лица государства в Приморье при желании найти можно: Фрадков буквально принес весну на крыльях своего самолета из Страны восходящего солнца (лайнер приземлился в аэропорту краевого центра за несколько часов до наступления марта). Одновременно первый визит премьера Фрадкова в Приморский край (до сих пор Михаил Ефимович бывал во Владивостоке только в качестве шефа ныне покойной налоговой полиции России) символизировал долгожданную оттепель в отношениях дальневосточной окраины с федеральным центром. Хотя, если быть точным, отсчет этого потепления нужно вести с декабря прошлого года, когда Владимир Путин посвятил проблемам ДВФО целое заседание Совета безопасности России.
Антураж совещания 1 марта сильно напоминал 27 января, когда аналогичное мероприятие провел во Владивостоке Владимир Путин: тот же Дом переговоров, очередное нашествие VIP-персон (два полпреда президента - дальневосточный ИСХАКОВ и сибирский КВАШНИН, министр транспорта ЛЕВИТИН, главный таможенник БЕЛЬЯНИНОВ, руководство госкомпаний от «Транснефти» до «Газпрома», губернаторы соседних регионов от Камчатки и Сахалина до Амурской области и Хабаровского края), одинаковые внешне меры безопасности и порядок аккредитации СМИ, вновь мелькающие в руках участников совещания карты полуострова Муравьева-Амурского…
С организационной точки зрения все прошло гладко, если не считать страшного грохота необъяснимой природы, несколько раз прервавшего доклад замминистра экономического развития и торговли Виталия САВЕЛЬЕВА и вызвавшего легкую панику среди людей в штатском. Что касается содержательной части, то разница между совещаниями под руководством президента и премьер-министра все же была. Если Путин продекларировал принятое Москвой политическое решение поднимать Дальний Восток, то Фрадков объяснял губернаторам, как именно этот процесс будет происходить. Надо заметить, что Михаил Ефимович посетил Владивосток не только или не столько как председатель правительства, сколько как председатель созданной решением президента государственной комиссии по развитию Дальнего Востока, Республики Бурятия, Иркутской и Читинской областей. Организация работы этой комиссии и стала одной из главных тем совещания; вторая главная тема - подготовка Владивостока к саммиту АТЭС в 2012 году.
~~Прямая речь
Михаил Фрадков:
- Поэтому вот эти вещи надо как-то совместить и дать пояснения сейчас хотя бы такого общего характера, передать наш настрой губернаторам, чтобы у них руки не опустились, а наоборот – с еще большей энергией вот эти требования, которые вы сейчас изложили, они сумели переложить на практическую работу.~~
Первым делом Михаил Фрадков предложил «рассматривать сегодняшнее совещание в контексте предстоящей работы этой государственной комиссии». О ее учреждении стало известно еще по итогам декабрьского заседания Совета безопасности; тем не менее новогодние праздники по обыкновению затормозили работу бюрократического аппарата, и президент подписал указ о создании госкомиссии только 27 января. Еще позже, 23 февраля, на свет появилось постановление правительства «Об утверждении положения о государственной комиссии…», сформулировавшее цели и задачи данной структуры.
В других обстоятельствах такой вялотекущий темп мог бы не вызывать удивления, но только не сейчас. По сути дела, два месяца госкомиссия почему-то не могла приступить к работе - и это при том, что сам Фрадков во Владивостоке несколько раз подчеркивал, что режим работы нестандартный, что уже в апреле проект трехлетнего бюджета РФ должен поступить в Госдуму, тогда как первоочередная задача комиссии - доработать федеральную целевую программу (ФЦП) развития Дальнего Востока и Забайкалья, продлив ее до 2013 года, и заложить уже в бюджет 2008 - 2010 годов целый ряд объектов. Все происходит очень по-российски: январь и февраль прошли впустую, а 1 марта во Владивостоке перед губернаторами императивно поставили задачу мобилизоваться и уже к 10 марта представить в Минэкономразвития все необходимые предложения. «Не позже второй половины марта», по словам Фрадкова, должно наконец пройти первое заседание госкомиссии.
Совещание во Владивостоке можно рассматривать в качестве «нулевого заседания»: речь в основном шла (если не иметь в виду конкретный разговор о подготовке Владивостока к саммиту-2012) о чисто организационных аспектах. Известно, что возглавил комиссию премьер-министр, а его заместителями стали министр экономического развития и торговли Герман ГРЕФ, полпреды президента в ДВФО и СибФО Камиль Исхаков и Анатолий Квашнин; известно также, что в состав комиссии вошли все губернаторы ДВФО и Забайкалья, а также ряд федеральных министров как силового, так и экономического блоков. Государственную комиссию смело можно назвать «чрезвычайной», учитывая как состояние инфраструктуры и экономики подзабытого Москвой Дальнего Востока, так и аврально-цейтнотный режим, в котором сейчас приходится работать ее членам. Ответственным секретарем комиссии стал замглавы министерства экономического развития и торговли (МЭРТ) Виталий Савельев, участвовавший и в «путинском» совещании 27 января, а в минувший четверг выступивший в роли главного докладчика. Михаил Фрадков ограничился правильной расстановкой акцентов и смягчением некоторого напряжения, возникшего между Савельевым и губернаторами. «Генеральная линия» в представлении премьер-министра такова: «Хотел бы услышать предложения, как нам лучше организовать работу, чтобы использовать организационные возможности на местах, но не терять при этом контроль и возможности оказания материальной помощи из центра. Задача непростая, не хочу, чтобы здесь мы занимались перетягиванием одеяла…».
Впрочем, по факту одеяло уже перетянуто: федеральный центр, как видим, решил сконцентрировать основные усилия на развитии юга Приморья. Это подтверждается и словами Савельева о том, что уже на 2008 год планируется заложить в федеральный бюджет в рамках ФЦП «Дальний Восток и Забайкалье» 35 миллиардов рублей (для сравнения: на 2007 предусмотрено 4,5 млрд.), из которых 15 пойдет сугубо на подготовку Владивостока к саммиту АТЭС, а 20 будут освоены остальными территориями ДВФО и Забайкалья.
Миллион - тоже деньги!Тем не менее свое выступление Виталий Савельев начал с Дальнего Востока в целом. Констатировав, что «на сегодняшний день экономика Дальнего Востока и Забайкалья базируется на двух основных составляющих - это добыча и частичная переработка ресурсов, а также обслуживание транзитных транспортных потоков», Савельев подчеркнул, что эти направления и надо развивать: упор должен делаться на глубокую переработку ресурсов и развитие транспортного комплекса. Для этого нужно активнее привлекать частный капитал, например, продвигая такой механизм, как государственно-частное партнерство. Кратко пройдясь по всем субъектам ДВФО и Забайкалья, Виталий Савельев сделал вывод, что практически везде необходимо сконцентрироваться на развитии транспорта и энергетики. Более конкретных предложений для включения объектов в федеральную целевую программу в МЭРТ ждут от губернаторов, причем уже к 10 марта и не в свободной форме, а в строго установленной. Предложения должны содержать информацию о наличии проектно-сметной документации, оценку ожидаемых результатов (новые рабочие места, рост ВРП), оценку бюджетной и социальной эффективности, а также экологических последствий. Кроме того, должны быть указаны гарантии софинансирования снизу - из региональных и местных бюджетов - и «сбоку» (из внебюджетных источников).
Эти слова Виталия Геннадьевича вызвали достаточно резкую реакцию губернаторов. «В преддверии Совбеза под руководством полпреда мы проделали колоссальную работу, а сегодня вопросы ставятся так, что чего-то надо в две недели вроде бы отдать… Мы отдали четыре недели назад, уже проведена колоссальная работа!» - волновался хабаровский губернатор Виктор ИШАЕВ. Еще более эмоционально высказался его камчатский коллега Михаил МАШКОВЦЕВ: «Какая там проектно-сметная документация за две недели! На такой объем год нужно как минимум и очень большие средства, которых, например, у Камчатской области просто теоретически быть не может. Мне совершенно непонятен вообще подход МЭРТ: наши предложения пять месяцев лежат в МЭРТе, у меня создается впечатление, что их никто не читал, судя по сделанным замечаниям… При таком подходе - не могу сказать за весь Дальний Восток, но на Камчатке ничего не сдвинется с места. При 67 проц. минимальной бюджетной обеспеченности, которая у нас есть из года в год, о каком софинансировании масштабных проектов может идти речь? Ну, 10 миллионов мы найдем, может быть - 20…».
Г-н Савельев попытался успокоить дальневосточников: все их предложения он лично изучал, за две недели требуется не разработать проектно-сметную документацию, а лишь сообщить о наличии таковой. «10-15 миллионов - тоже деньги, Михаил Борисович!» - поставил Машковцева на место и Фрадков. Как пообещал премьер-министр губернаторам, «что уже сделано, а вами сделано многое, в рамках ассоциации, под руководством Пуликовского, Исхакова, все это будет максимально использовано. Все пойдет в дело».
Материк или остров?Но если Ишаев и Машковцев полемизировали о вещах общего плана, то подготовку Владивостока к саммиту АТЭС премьер Фрадков справедливо назвал «сверхконкретной задачей». Для этого в рамках ФЦП уже предусмотрена специальная подпрограмма «Владивосток», но и только: на сегодняшний день, по словам Виталия Савельева, Владивосток не соответствует ни одному из требований, предъявляемых к городу - «хозяину» АТЭС.
«Это убеждает нас в том, что подход к развитию Владивостока должен быть комплексный, - заявил Савельев (трудно избавиться от мысли, что отстранение мэра краевого центра тоже входит в этот «комплекс»), - объекты должны строиться с пониманием того, какова будет их дальнейшая судьба». Яркий пример - аэропорт: в период саммита АТЭС он должен обеспечивать одновременный прием 50 широкофюзеляжных самолетов, но чем будут загружены эти мощности после завершения мероприятия? По словам Савельева, здесь возможны два варианта: либо аэропорт реконструируется с расчетом на одновременный прием лишь 30 воздушных судов, а остальных гостей саммита примет аэропорт Хабаровска, либо речь идет о 50 самолетах, но тогда на базе владивостокского аэропорта должен возникнуть международный транспортный хаб, способный замкнуть на себя воздушный транзит региона.
«Необходимо построить конгресс-центр на 6-7 тысяч делегатов и представителей СМИ, необходимо отдельное здание пресс-центра на 3,5 тысячи человек, куда должны быть подведены все виды современной связи, - продолжил Савельев. - Во Владивостоке, к сожалению, нет гостиниц соответствующего уровня - 4- и 5-звездных. Единственная, которую можно потенциально рассматривать в качестве таковой после ремонта - это «Хендэ», 4 звезды, 125 номеров, но она не решит проблемы: только делегация США составит примерно 1000 человек». Замглавы МЭРТ считает, что необходимо построить 5-7 гостиниц с четырьмя и пятью звездами на 500 - 1000 номеров каждая, а также 3-4 трехзвездных гостиницы; как вариант можно использовать для размещения делегатов круизные лайнеры. «Мы понимаем сложности, с которыми вы сталкиваетесь, Сергей Михайлович, при привлечении инвесторов, но все-таки гостиничный комплекс должен строиться за счет внебюджетных источников, и нам надо совместно подумать, может быть, на уровне государственной комиссии, каким образом создать условия для бизнеса», - обратился Савельев к губернатору Приморья Сергею ДАРЬКИНУ.
Чтобы отели полноценно работали и после саммита, предлагается создать на юге Приморья особую экономическую зону туристско-рекреационного типа, а также разместить здесь и игорную «резервацию». Карты возможного размещения объектов саммита, использовавшиеся в ходе совещания, поражали размахом фантазии, которой позавидовали бы СТИВЕНСОН и Жюль ВЕРН. К примеру, по одному из вариантов остров Русский будет освоен вдоль и поперек: океанариум в районе Аякса или Париса, кампус Тихоокеанского университета на Саперном, горнолыжный парк Island Ski в бухте Рында, базы отдыха в Воеводе, парк развлечений «Остров сокровищ» в Парисе и т. д. Поостережемся пока принимать эти планы всерьез, потому что, например, на той же карте игорную зону предполагалось разместить на острове Елены (хорошо, что хоть не на Коврижке). Ради справедливости добавим, что от превращения острова Елены в Лас-Вегас москвичи уже отказались: «Пока летели сюда, эксперты исследовали остров Елены, там не удается разместить игорную зону», - признал Савельев. Словом, пока представления о том, где и что строить, остаются, если воспользоваться лексикой Фрадкова, «сверхнеконкретными».
Более того, до сих пор непонятно, где вообще будет проведен саммит. Приоритетным вариантом остается остров Русский. Однако, напомнил Савельев, «этот вариант имеет как преимущества, так и недостатки: сегодня территория Русского практически не освоена, здесь находятся в основном объекты Минобороны. Площадь острова составляет чуть больше 10 тысяч гектаров, Минобороны готово высвободить и передать примерно 8 тысяч гектаров. Сейчас ведется работа по уточнению средств из федерального бюджета для передислокации объектов, по предварительной оценке, потребуется 4,3 млрд. рублей, мы уточняем эту цифру, может быть, она будет несколько меньше». Наряду с Русским рассматриваются еще два места проведения саммита, что позволит уменьшить затраты: материковая часть Владивостока (видимо, район Патрокла) либо местность у бухты Муравьиная неподалеку от Артема, в северной части Уссурийского залива.
«Потребуется дополнительно примерно 100 - 120 мегаватт электроэнергии, источники прорабатываются, изучается вариант, как мы можем задействовать возможности РАО «ЕЭС России», возможно, придется искать и какие-то другие варианты», - считает Виталий Савельев. По его словам, еще до проведения самого саммита в течение года во Владивостоке необходимо будет провести порядка 100 международных мероприятий. Следовательно, объекты саммита должны быть готовы не к 2012, а уже к 2011 году. Сейчас создается объединенная дирекция по подготовке Владивостока к саммиту и контролю за расходованием средств.
~~Прямая речь
Михаил Фрадков:
- Исходим из того, что не сделать мы не можем! Из этого исходить! Нужно будет на коленках – будем на коленках делать! В свободное от работы время – значит в свободное от работы время!~~
Если попробовать подвести какие-то предварительные итоги совещания (отдавая себе отчет в том, что была еще и закрытая половина), то можно констатировать следующее.
Во-первых, уже к середине марта госкомиссия по развитию Дальнего Востока и Забайкалья должна заработать («Я персонально буду эту работу возглавлять в режиме ежедневного мониторинга», - пообещал Фрадков) и включить в трехлетний бюджет РФ на 2008 - 2010 гг. финансирование ряда дальневосточных строек. Одним из наиболее значимых для Дальнего Востока московских чиновников становится заместитель Грефа Виталий Савельев, формирующий сейчас, как сообщил Фрадков, «постоянно действующий секретариат комиссии, такой рабочий орган». Одновременно в рамках госкомиссии создается «мозговой центр» - научно-экспертный совет во главе с вице-президентом РАН академиком Александром НЕКИПЕЛОВЫМ. «В его состав войдут все аналитические центры и институты, которые так или иначе работали по тематике развития Дальнего Востока и Восточной Сибири, никого мы здесь без работы не оставим, нам нужно использовать весь аналитический массив, в первую очередь ваши территориальные возможности, которые будут объединены на федеральном уровне», - объяснил Михаил Фрадков.
Во-вторых, чтобы рассчитывать на федеральные средства, регионам предлагают напрячься и изыскивать возможности софинансирования из территориальных бюджетов, а также активнее привлекать бизнес. «Бюджетное финансирование - это часть, причем незначительная в общей сумме расходов, - заявил Михаил Фрадков прессе по окончании совещания. - Наша задача - так начать работу, чтобы наш бизнес или партнеры с Запада увидели свой интерес уже сегодня на многие годы вперед. Это будет определять инвестиции и решение многих, в том числе геоэкономических и геополитических задач».
В-третьих, Дальний Восток теперь рассматривается Москвой в единой связке с Забайкальем. Сжатость сроков, в которые губернаторам предлагают представить свои предложения, диктуется необходимостью внести в Госдуму проект федерального бюджета, однако после этого, возможно, работа комиссии пойдет в более спокойном режиме. Впрочем, непонятно, на какой срок вообще рассчитана деятельность новой комиссии, как неизвестны и длительность дальнейшего пребывания Михаила Фрадкова на посту премьер-министра, а Владимира Путина - на посту президента. Наконец, высказанная Путиным еще на заседании Совбеза и повторенная им в январе во Владивостоке мысль о необходимости создания в добавление к комиссии специального министерства по делам Дальнего Востока, насколько можно судить, пока далека от воплощения.
P. S. Отвечая после совещания на вопросы журналистов, Михаил Фрадков неожиданно благосклонно высказался о правом руле: «Я лично отношусь к этому спокойно, не единожды высказывался по этому вопросу, никаких революций, считаю, делать не надо. Удобно, безопасно - пожалуйста!» Сославшись на опыт Японии, где никто не боится имеющихся леворульных «мерседесов», Михаил Ефимович дал понять, что и праворульные автомобили могут эксплуатироваться на территории России. «Но в Японии порядок на улицах! Там чисто и водители трезвые. Вот за этим надо следить», - заключил премьер-министр.
Столь приятных для дальневосточников заявлений федеральные чиновники такого масштаба до сих пор не делали (не принимать же всерьез предвыборные обещания лидеров некоторых партий). Предположим в порядке бреда: может быть, Владимир Путин решил в очередной раз всех удивить и сделать своим преемником на 2008 - 2012 годы Михаила Фрадкова? Тогда поездку премьер-министра на восток и его выступление в защиту правого руля можно расценивать как фактическое начало предвыборной кампании…
Автор: Василий Авченко Олегович