Учитесь беречь себя

У главного приморского гаишника всегда нет времени. Помимо необходимости обеспечивать нормальную работу ГИБДД при таком числе высокопоставленных визитеров из Москвы он должен каждодневно разбираться с большим количеством ДТП...

2 март 2007 Электронная версия газеты "Владивосток" №2106 от 2 март 2007
0658bc82b34b1307c346761192e6b753.jpg


У главного приморского гаишника всегда нет времени. Помимо необходимости обеспечивать нормальную работу ГИБДД при таком числе высокопоставленных визитеров из Москвы он должен каждодневно разбираться с большим количеством ДТП. И делать это так, чтобы принятые меры были эффективными: чтобы и количество автоаварий снижалось, и число пострадавших - тоже. Однако, как утверждает сам полковник милиции Юрий Оборин, «если гражданин изо дня в день умышленно нарушает правила дорожного движения - он все равно попадет в аварию. И избежать этого никто ему не поможет». Именно на этой ноте началось наше интервью.

- Юрий Владимирович, вы уже несколько раз в этом году выступали в СМИ, называя ситуацию с аварийностью в крае ужасающей. Но ведь вы, как гаишник, должны как-то на это влиять!

- Вы знаете, мы, сотрудники ГИБДД, на нее и влияем. Но трудно помочь гражданину, который не хочет, чтобы ему помогли. И который ведет себя так, будто он едет один по дороге, свободной от других автомобилей. Давайте посмотрим на цифры. В 2004 году в крае было зафиксировано 4150 ДТП, в которых 599 человек погибли, 5140 получили травмы. В 2005 году цифры увеличились: самих аварий стало 4275, погибло - 596, пострадало - 5385. В 2006 году цифры также не радуют, потому что самих ДТП - 4500, погибло в них - 584, пострадало - 5750. Не радуют и цифры этого года. Только за первые полтора месяца 2007 года на дорогах края уже случилось 456 автоаварий, в которых погибло - 51, получило травмы различной степени тяжести - 681.

Конечно, проблема с ростом аварийности наблюдается не только в Приморье. Это проблема всей современной России с ее быстрым темпом жизни. Главное - чтобы ускоряющий темп жизни не стал «темпом смерти». В 2006 году президент России Владимир Путин в своем обращении к Федеральному собранию РФ отметил, что ежегодно только из-за ДТП Россия теряет 35 тысяч человек - это число, равное населению небольшого города. Ежегодно на уровне России мы теряем целый город! А вдумайтесь, почему?

Потому что более чем в половине случаев виновниками ДТП становятся водители, грубо нарушающие ПДД: выезжают на встречную полосу движения, превышают скоростной режим, пересекают железнодорожный переезд на красный сигнал, игнорируют безопасную дистанцию и интервал. А неправильная перевозка детей-пассажиров - это вообще отдельная, но очень трагическая статистика! Поймите меня правильно: ГИБДД в рамках своих полномочий наказывает нерадивых водителей штрафами. Но штраф для многих - это что-то вроде права на нарушение. Нарушил - заплатил - поехал нарушать дальше! А где правосознание гражданина?

В рамках федеральной целевой программы, утвержденной президентом на 2006-2012 годы, запланированы важные мероприятия. Строительство новых развязок, усиление средств технического контроля (более яркая разметка, использование видеокамер и новых светофоров, создание разделительных полос, ужесточение правил получения водительского удостоверения и т. п.). Но это не будет столь эффективно без осознания того, что грамотное поведение на дороге, соблюдение правил дорожного движения - это дело всех и каждого. Никакая автоматика не заменит правосознания и грамотного поведения на дороге.

- Но ведь помимо личного автотранспорта есть еще и общественный! И ситуация с правосознанием там не лучше!

- Да, еще более печально, что из года в год растет травматизм и на пассажирском транспорте. Руководители многих фирм-перевозчиков все чаще уклоняются от исполнения своих обязанностей надлежащим образом. Учредив автобусную фирму, они зачастую забывают о том, что по нормативам безопасности там обязательно должны работать механик, проводящий предрейсовый осмотр, и врач. Однако, поставив во главу угла только зарабатывание денег, руководители АТП всех форм собственности не контролируют выход транспорта на линию.

Вот мы и видим, как маршрутные автобусы «ночуют» прямо во дворах, а потом безо всякого осмотра оказываются на линии. В итоге - новые аварии и новые жертвы. Штраф - это, конечно, действенная мера. Работники ГИБДД используют этот рычаг эффективно, но должно быть и правосознание. Все - и руководители АТП, и водители, и механики должны понимать, что от их грамотных действий зависят жизнь и здоровье сотен, если не тысяч людей. Ежедневно тысячи пассажиров доверяют им самое ценное - свои жизни. И не надо об этом забывать.

Остро стоит проблема и с пешеходами. Количество разных видов пешеходных переходов никогда не решит проблему, если по-прежнему в нарушение всех ПДД пешеход будет выбирать более короткий, но опасный путь. За последние два года выявилась тенденция, в ходе которой видно - в каждом втором случае наезда автомобиля на пешехода виновен сам пешеход.

Но если машину можно восстановить, заменив детали, то человеческое здоровье (а то и жизнь) восстановлению частенько не подлежит. Разве не повод задуматься - а стоит ли делать опасный шаг? Отсюда - и мое обращение к родителям, которые должны быть примером для детей, демонстрируя им правильное поведение на дороге. Будет все правильно делать родитель - правильно освоит алгоритм поведения на дороге и ребенок!

Автор: Александр Огневский Владимирович