Солнечный дом – хорошо ль живется в нем?!
«Города нужно строить в деревне, где воздух гораздо лучше», - остроумно заметил классик. Житель Владивостока Андрей Нор, по образованию морской биолог, и его семья последовали этому совету, соединив, казалось бы, несоединимое: жить на природе, не выезжая
«Города нужно строить в деревне, где воздух гораздо лучше», - остроумно заметил классик. Житель Владивостока Андрей Нор, по образованию морской биолог, и его семья последовали этому совету, соединив, казалось бы, несоединимое: жить на природе, не выезжая из города. В 2001 году они перебрались из благоустроенной квартиры в старый 80-летний развалюшный домишко - без окон, без дверей - на улице Полонского, 13, который прилепился на южном склоне сопки Орлиное Гнездо, почти у самой ее вершины. Поставили в одной из комнат палатку, чтобы спасаться от комаров, и начали новую жизнь.
Оказалось, что в центре большого города (15 минут пешком до главной площади) можно обустроиться, как в деревне: воздух свежий, тишина, птицы поют, а какой вид открывается с высоты 165 метров над уровнем моря! А еще здесь по-прежнему можно увидеть орлана.
~~Досье «В»
Андрей Нор - гидробиолог, приехал на Дальний Восток с Балтики, работал в академическом научном институте и на морской биостанции. Изучал фитопланктон, позже заинтересовался экологией. Во времена перестройки, когда наука была в кризисе, занялся психологией. ~~
Сейчас Норы ни за какие деньги не согласятся вернуться в типовую городскую многоэтажку. Прежде всего, потому что за это время сумели создать свой модельный неповторимый дом - экологический, где есть вода превосходного, по оценкам специалистов, качества (пробурили 40-метровую скважину), ванная и сауна. Солнечные батареи поставили - для обогрева. С канализацией и мусором тоже разобрались по-умному: на четырехметровой глубине - бетонные кольца, септик, дважды в год - ассенизаторская очистка. В нескольких десятках корпусов старых холодильников (их Норы берут на свалке) - органические отходы, которые превращаются в компост.
Впрочем, дело даже не в «эффекте» экологически чистого со всеми удобствами обустройства близко к природе в центре города, вернее, не только в нем. Как говорит Андрей Нор, это иное ощущение себя, другой образ жизни. Несмотря даже на то, что многое из задуманного еще не осуществилось, от некоторых планов вообще пришлось отказаться.
Сегодняшний разговор - откровенный и без прикрас - о том, как живется в доме, который существует почти автономно, делая ставку на альтернативные энергосберегающие технологии. Мы пришли сюда с фотокорреспондентом через пять лет после первого визита. За окном было морозно и ветрено, в комнате - тепло и уютно. На окне полыхала крупными цветами китайская роза, за стеной переговаривались попугайчики. Кошка Ксюша отошла от аквариума с калифорнийскими лягушками и вытащила из коробки на смотрины крохотного рыженького котенка.
- Андрей, визитная карточка вашего экспериментального дома - темные зеркала солнечных батарей, установленные прямо на земле, под окном. Они действительно оправдали ваши надежды?
- Начну с того, что приобрести две солнечные батареи площадью 5 квадратных метров мне помог грант в 700 долларов от благотворительной общественной организации ИСАР ДВ, поддерживающей экологические инициативы. Я получил эти средства за свой проект «Экодом. Солнечная энергия вместо печного дыма». Не скажу, что с солнечными батареями все получилось гладко. Изначально предложенный изготовителями бак-теплообменник (в батареях нагревается тосол, а уже от него через змеевик греется вода для отопления) оказался слишком велик, и эффект «размазывался»: мы грели до 20 градусов до 2 тонн воды из скважины. Пришлось сделать другой бак - он оказался тоже не совсем подходящим. Здесь нужны точные расчеты специалистов. Поэтому пока наш дом ночью обогревается электрокотлом. Для того, чтобы запасов горячей воды хватало на круглосуточный обогрев, нужно увеличить площадь солнечных батарей как минимум в два раза. Мы намерены это сделать, как только появится финансовая возможность.
Конечно, с одной стороны, около 100 долларов за один квадратный «солнечный» метр плюс соответствующее оборудование для работы батарей, которое тоже прилично «тянет». Но с другой - постоянно растущие тарифы на коммуналку, теплоэнергию и горячую воду, маета с печкой, покупка угля. Это гораздо накладнее. Я уже не говорю об экологии. В отличие от энергетиков солнце не будет драть за «услуги» по три шкуры, к тому же солнечные батареи довольно быстро себя окупают.
Наша арифметика такова: электричество обходится в месяц максимум до двух тысяч рублей, а бывает, только тысячу платим (к слову, мы потратили почти восемь месяцев, но смогли ко всему прочему оформить ночной энергетический тариф, который вполовину дешевле). И это все расходы, если не считать нескольких сотен рублей в год - налог на дом и на землю, а также еще 700 рублей - за ассенизационные услуги дважды в год. К слову, о земле - третий год занимаемся приватизацией участка, но рано или поздно мы это сделаем.
И еще, не парадокс ли? Из 5 тысяч квадратных метров солнечных батарей, установленных в России, в Краснодарском крае их более половины. А Владивосток, как известно, находится на одной широте с Сочи. Зимой у нас самое «большое солнце», не считая Крыма, а солнечная «крыша» составляет всего несколько сотен квадратных метров. В то время как ближайшие соседи - китайцы сейчас выходят на первое место в мире по использованию нетрадиционной энергетики.
Вода с глубины 40 метров- Какими чертами непременно должен обладать экодом?
- Для меня это обязательный джентльменский набор: скважина с чистой природной водой, теплосберегающие материалы, отопление и горячее водоснабжение от солнечных батарей, максимальная утилизация бытовых отходов, теплица и участок земли, которые обрабатываются по принципам Николая Курдюмова, автора популярных книг «Умный сад», «Умный огород», сауна, рациональное обустройство быта. Возможно также использование ветровой электростанции.
- Вы во многом преуспели. А что оказалось самым трудным?
- Пожалуй, сложнее всего приходится с утилизацией мусора. Мы несколько лет вели его раздельный сбор, но, как показывает практика, во Владивостоке до сих пор нет никакой возможности сдать мусор на переработку, несмотря на громкую городскую программу «Отходы», о которой так много говорится. Сначала по этой причине отказались от сбора консервных банок, потом - от пластика. В первый раз нам удалось его пристроить в компанию, которая отливала из бэушных бутылок пластиковую черепицу. Мы заплатили свои кровные за грузовик, сами все погрузили и доставили к месту назначения. Естественно, не получив за это ни копейки.
Второй опыт был еще менее удачным. Впрочем, если найдутся желающие брать весь этот «товар», а не только бутылки - будем собирать и его.
Макулатуру сейчас просто отдаем соседям на растопку печей. С чем нет проблем - так это пищевые отходы. Они закладываются в корпуса выброшенных холодильников и превращаются в компост.
- Вы заметно расширили свой дом…
- Главное, на мой взгляд, - нам удалось разумно его увеличить. Давно известно, сооружать кладовую нужно на северной стороне дома. Пристройку к дому мы врезали в северный склон сопки. Теперь температура зимой здесь держится без подогрева плюс 10 градусов. В прихожей - 15, в доме - 20.
С востока - остекленная веранда, она действует как «термос». Придомовая теплица из стекла и наборного пластика (сотового поликарбоната) смотрит строго на юг. Правда, мы пока ее не используем по прямому назначению: зимой после обеда температура тут плюс 50 градусов - открываем окна и греем дом, а ночью тепличку необходимо подогревать.
Вообще, теплый дом - не тот, который сильно нагревают, а тот, где берегут тепло. Поэтому мы серьезно относимся к утеплению стен и окон, за каждой батареей - экран.
И стеклянный купол на Орлином Гнезде …- Ваш дом единственный на этой почти деревенской улице, где есть водопровод и ванная с туалетом?
- Один из соседей пробурил скважину, остальные ходят на колонку. Но, думаю, последователи появятся. А пока мы ищем помощников для озеленения сопки, которая стоит голая, как коленка. Здесь можно сделать отличный парк! Каждую весну мы убираем свою сопку, а южный склон поддерживаем чистым постоянно. Я не случайно говорю - «свою сопку». Как хорошо сказано у Экзюпери: «Проснулся утром - убери свою планету». В первый год, как поселились здесь, вывезли три машины мусора, на второй - две. Когда иду в город через сопку, беру несколько пакетов и собираю весь мусор по дороге, потом выбрасываю в ближайший мусорный контейнер. Это уже вошло в привычку.
- Что в ближайших планах?
- Прежде всего - это прозрачный купол из стекла и сотового поликарбоната, который укроет дом. Правда, сроки называть не буду. Площадь его основания составит 250 квадратных метров. Изначально мы всерьез планировали «начинить» этот стеклянный купол самыми продвинутыми технологиями, приемами по оптимизации человеческого жилья и создать на базе своего экодома выставочный зал. Теперь крепко думаем - очень большие вложения потребуются, а велик ли смысл? Не менее важно, чтобы гармония была с природой, с людьми, с собственным здоровьем.
Я больше 10 лет назад попал в страшную аварию, чудом остался жив. Десять дней между жизнью и смертью, два месяца скелетного вытяжения, восемь месяцев больницы, два года инвалидности. А потом взял и не пошел на очередную комиссию, не стал подтверждать инвалидность. И занялся собой сам: помимо духовных практик делаю зарядку, обливаюсь холодной водой, раздельно питаюсь, дважды в неделю - сауна. В нашей семье не пьют. А главное, мы стараемся жить в ладу с окружающим миром. И сопка Орлиное Гнездо - очень подходящее место для этого. Мы собираемся посадить на нашем участке не только плодовые деревья, но также немало дальневосточных реликтов.
- Ваши реальные советы людям, которые соберутся пойти вашим путем.
- Прежде всего, не нужно бояться. Рассчитывайте на собственную активность, изобретательность, а также на подсказку и поддержку людей с опытом. Признаюсь, нам пришлось несколько скорректировать свои первоначальные планы. Для опыта необходимы время и собственные ошибки тоже.
А проще всего - приходите к нам. Наш экодом еще развивается. Но его двери всегда открыты.
Автор: Тамара Калиберова Николаевна