Игровая зависимость: кто объявил «войнушку» подросткам?
С залами игровых автоматов нынче все более или менее ясно: место им в игровой зоне, которая должна развернуться под Артемом. А вот салоны компьютерных игр как работали, так и собираются работать. Между тем проблем от них не меньше, чем от «одноруких банди
С залами игровых автоматов нынче все более или менее ясно: место им в игровой зоне, которая должна развернуться под Артемом. А вот салоны компьютерных игр как работали, так и собираются работать. Между тем проблем от них не меньше, чем от «одноруких бандитов». Детей безнадежно засасывает «бродилками» и «стрелялками».
Вот, например, 11-летний сын жительницы Владивостока Тамары Михайловны с первого класса пропадает в игровых компьютерных залах. И в общем-то не так уж важно, что именно его на это подтолкнуло - родительское невнимание, друзья или скука. Так как купить компьютер домой у этой семьи нет возможности, ребенок может сутками играть в компьютерную «войнушку» в полутемном зале, не предупредив мать. А та вынуждена обзванивать салоны, грозить милицией, упрашивать, чтоб не пускали подростков на ночь.
Конечно, стражи порядка могут рассудить, что, мол, недогляд за детьми - проблема конкретного родителя. Но не будет же мать-одиночка, вынужденная с утра до ночи работать, водить свое чадо за руку. А соблазнов пострелять в виртуальных врагов в известных местах предостаточно. Часто мальчишки играют друг с другом по сети, забывая обо всем. Ради того, чтобы заработать денег на лишний час игры, они готовы таскать коробки на рынках или вообще попрошайничать на улице.
Иногда 11-летний Костя говорит маме: «Я бы рад туда не ходить, но ничего не могу с собой поделать»…
Одни владельцы компьютерных салонов это понимают. Во владивостокском заведении «Матрица» заверили, что после десяти вечера детей там не бывает. В зале «Оса» несовершеннолетним клиентам запрещено играть свыше двух часов. Пускают их туда по паспорту. И гоняют на перерыв каждые 15 минут. На ночь дверь закрывают на сигнализацию, чтоб не ломились те, кому не положено.
Но в большинстве салонов нет каких-либо ограничений для подростков. Играй - не хочу. Есть салоны, ютящиеся чуть ли не в квартирах, в которых нет даже телефона. Где родителям искать ребенка?
Легкий бизнес на детяхОткрыть компьютерный салон - дело нехитрое. Как рассказала заведующая сектором бытового обслуживания управления торговли, общественного питания и бытового обслуживания администрации Владивостока Ирина САВЧЕНКО, компьютерные игры считаются просто услугой. И вообще не подпадают под классификацию азартных игр, а следовательно, не требуют лицензирования. Официально зарегистрированных игровых точек в городе 43. Встать на учет в отдел бытового обслуживания может любой предприниматель, зарегистрировавший ООО или ИП, предоставивший документы на помещение (аренда или договор собственности), заключение пожарной инспекции и санитарной службы. Помимо этого в игровом зале согласно закону о защите прав потребителей должны быть прейскурант, книга отзывов, журнал учета, а также вывеска, указание названия предприятия, режима работы и адреса.
- В официальных документах каких-то ограничений на посещение таких заведений детьми не существует, - отметила Ирина Савченко.
Татьяна НОСОВА, начальник отдела по делам несовершеннолетних (ПДН) УВД Приморского края, полковник милиции:
- Не существует закона, ограничивающего время нахождения подростков в общественных местах. Такой закон есть лишь в Белгородской области. Мы пытались выйти с подобным предложением, но его не приняли по причине противоречия федеральным законам. Хотя все понимают, что это ненормально. Рейды по компьютерным салонам проходят примерно раз в месяц. И мы часто находим там «беглецов».
Елена ПОРИСЕНКО, начальник ПДН Советского РУВД Владивостока, подполковник милиции:
- В конце прошлого года у нас был случай, когда милицией была задержана группа подростков 14-15 лет, которые катались ночью на угнанной машине. Угонщик-то был один, остальные - его пассажиры, но дело не в этом. Когда мы стали разговаривать с родителями одного из подростков-пассажиров, то выяснилось, что он часто не ночует дома и их это не «напрягает». Мало того, мама сказала, что дает чаду деньги, и он ночью идет играть в компьютерный салон. Несколько раз она проверяла, действительно ли сын играет, и заставала его в салоне. Но каждый раз не будет же она проверять - вот в итоге он попал в некрасивую историю. Мы проверяем салоны и в учебное время - нередко застаем там детей, прогуливающих уроки. За прогул учебного времени родителей школьников можно наказать, а вот за то, что в субботу и воскресенье дети сидят там почти круглосуточно, нельзя: нет законодательных ограничений даже на местном уровне.
Ангелина КОВАЛЕНКО, заведующая Владивостокским городским клинико-диагностическим центром психотерапии и медицинской профилактики:
- Игромания - это зависимость. А зависимость - это болезнь. В нашей стране о ней как о заболевании заговорили с начала 1990-х. Жертвами чаще всего становятся социально дезадаптированные дети. Предупредить болезнь или вылечить подростка могут только родители. Взрослым стоит помнить, что компьютер - не самый лучший подарок за хорошее поведение. Ребенка нужно отвлекать от монитора более интересными делами. Или вовлечь в другие полезные возможности компьютера, например, дизайн. Также нужно регламентировать время занятий на компьютере. И ни в коем случае не критиковать ребенка.
Прокуратура против. И что дальше?Вместе с тем еще в прошлом году по инициативе тогдашнего первого зама прокурора Приморского края Константина СОКОЛОВА, районные прокуратуры провели ряд проверок в городах и районах края. Претензий у прокуратуры к салонам было, что называется, «выше крыши».
Например, 90 процентов компьютерных игр содержат элементы насилия: кровь, убийство, оскорбления и антиобщественное поведение. Это одна из основных претензий. Прокуратура края тогда четко указала, что закон обязывает органы государственной власти принимать меры по защите ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному, духовному развитию, а также от распространения продукции, пропагандирующей насилие и жестокость. Однако для этого на краевом уровне должны существовать законы и нормативы, регламентирующие распространение такого рода продукции, не рекомендуемой ребенку до 16 лет. На деле никаких нормативных документов, касающихся компьютеров и насилия, сегодня нет. И не просто в природе нет, а даже на уровне законодательной инициативы. Вот что писал Константин Соколов еще в мае 2006 года: «Органами законодательной и исполнительной властей Приморского края на протяжении ряда лет не принимается никаких мер по нормативно-правовому регулированию деятельности компьютерных салонов, клубов и игорных залов с целью охраны здоровья детей и защиты их от пропаганды насилия и жестокости». Дальше - больше. Во всех проверенных прокуратурами компьютерных салонах и клубах Кавалеровского и Хасанского районов, Владивостока, Находки, Уссурийска, Арсеньева, Спасска-Дальнего отсутствуют сведения о том, что игры в соответствии с требованиями закона прошли социально-психолого-педагогическую экспертизу. В салонах отсутствуют сертификаты безопасности и санитарно-эпидемиологические заключения на используемые компьютеры и мониторы, не соблюдаются правила расстановки технического оборудования. Хромает в этих салонах и пожарная безопасность: не дай бог - пожар, страдающие игроманией дети имеют сравнительно небольшой шанс спастись.
По материалам прошлогодней проверки прокуратурой Приморского края были внесены представления об устранении выявленных нарушений губернатору Приморского края, начальнику УВД края, руководителю приморского Роспотребнадзора, а также начальнику краевого управления Госпожнадзора. Однако, похоже, ничего не изменилось. Константина Соколова перевели на другое место службы, а у других прокурорских (и не только прокурорских) работников до салонов просто руки не доходят. Видимо, дети четко делятся на «своих» и «чужих». «Свои», наверное, игровой зависимостью не страдают.
Автор: АЛЕКСУТКИНА Ольга