Перевозить автомобили становится роскошью
Автомобильный бизнес Приморья снова залихорадило. На этот раз причину для волнений подбросило ОАО «РЖД», запретившее с начала 2007 года перевозку автомобилей по железной дороге в не предназначенных для этого вагонах, а именно - почтово-багажных и «ракетов
Автомобильный бизнес Приморья снова залихорадило. На этот раз причину для волнений подбросило ОАО «РЖД», запретившее с начала 2007 года перевозку автомобилей по железной дороге в не предназначенных для этого вагонах, а именно - почтово-багажных и «ракетовозах». Надежду, что это ограничение носит временный характер, развеял первый вице-президент ОАО «РЖД» Вадим МОРОЗОВ, заявив (по сообщению агентства «Интерфакс»), что в таких вагонах машины перевозили «на особых условиях», тогда как на 2007 год эти особые условия решено не продлевать.
Г-н Морозов также сообщил, что сейчас в РЖД разрабатывают новые условия перевозок автомобилей в грузобагажных вагонах в зависимости от веса транспортных средств. Между тем представители владивостокских компаний и их клиенты в западной части страны уже сегодня констатируют вынужденный срыв договоров. Сегодня автомобили можно отправлять только в так называемых сетках (специализированных двухъярусных вагонах-автомобилевозах) или в контейнерах; во-первых, скорость таких грузовых составов гораздо ниже, во-вторых, спецвагонов не хватает на всех, что автоматически влечет за собой рост стоимости доставки автомобилей.
Тем, кто регулярно отправляет автомобили на запад, хорошо известны все преимущества и недостатки различных вагонов. Самой безопасной, но и самой дорогой считается контейнерная перевозка, «сеток» многие боятся из-за риска повреждения или разграбления машины как извне, так и изнутри (соответственно, сибирскими хулиганами и сопровождающими груз). Почтово-багажные и цельнометаллические грузовые вагоны (последние в народе и называют «ракетовозами») были более дешевой альтернативой, хотя недостатки есть и у них: если ПБВ уязвимы для огня, то в «ракетах», изначально предназначенных для перевозки соответствующего вооружения, автомобили технически труднее закрепить безопасно и надежно. С другой стороны, ракетовозы и почтово-багажные идут с «пассажирской» скоростью, то есть гораздо быстрее, нежели «грузовики».
Автомобиль, конечно, не баллистическая ракета и тем более не почта, то есть логика в решении РЖД, безусловно, есть. Но что в действительности стоит за этим запретом, если до сих пор отправлять машины как «ракетовозами», так и почтово-багажными вагонами не возбранялось? В среде автомобилистов пользуется популярностью следующая версия: если специально предназначенные для перевозки автомобилей вагоны принадлежат самим железнодорожникам, то многие «ракеты» и ПБВ находятся в частных руках. Когда в конце прошлого года из-за запрета президента Казахстана Нурсултана Назарбаева на импорт праворульных автомобилей поток поставляемых с востока на запад «японок» серьезно уменьшился, было решено перенаправить оставшийся груз именно на «сетки». Для этого и запретили «ракетовозы» вместе с почтово-багажными вагонами, с которыми «сетки» с учетом уменьшения количества перевозимых автомобилей конкурировать просто не смогли бы. То есть, согласно этой версии, все дело в желании монополиста самостоятельно контролировать рынок перевозок.
Вторая версия не противоречит первой и развивает ее. Еще в октябре 2006 года тот же Вадим Морозов на конференции «Оптимизация логистических схем доставки автомобилей в России и зарубежных странах» сообщил, что ОАО «РЖД» и ООО «ТрансГрупп АС» намерены создать совместную компанию по перевозке автомобилей. По словам Морозова, рынок перевозок автомобилей является весьма перспективным и высокодоходным: только за последние четыре года продажи новых легковых автомобилей в России возросли более чем на 30 проц., объем продаж легковушек (включая подержанные) увеличился с 1,2 млн. штук в 2000 году до 1,8 млн. в 2005 году. Общий объем перевозок новых и подержанных автомобилей с учетом транзита в страны СНГ к 2010 году составит более 3 млн. единиц. В этом контексте планы РЖД монополизировать рынок предельно, как сейчас модно говорить, транспарентны.
Договор о создании совместного предприятия РЖД и «ТрансГрупп АС», получившего название ОАО «РейлТрансАвто», был подписан 17 января. Вот почему именно с начала 2007 года ОАО «РЖД» решило изменить правила игры на рынке перевозки автомобилей: раньше такой необходимости просто не было. Разумеется, хорошо, если с созданием новой компании перевозки автомобилей станут более надежными и цивилизованными. Вместе с тем не верится, что эта услуга, во-первых, не подорожает, во-вторых, не станет более длительной. Более того, инициативу железной дороги можно рассматривать в общем контексте усилий федерального центра по вытеснению правого руля с российских дорог. Потому что при любом исходе дела приморским субъектам автомобильного рынка и их западным контрагентам уже сегодня нанесен моральный и материальный ущерб.
Автор: Василий Авченко Олегович