Дрессировщица Ларита Магомедова: У меня большая жизнь. Как у динозавра…
Она уникальный человек, которых уважают за одно только имя. Оперная певица, легендарная канатоходка, иллюзионистка, дрессировщица Ларита МАГОМЕДОВА когда-то блистала на всю страну. Сегодня маленькая, по-девичьи хрупкая 69-летняя Ларита Анатольевна дрессир
Она уникальный человек, которых уважают за одно только имя. Оперная певица, легендарная канатоходка, иллюзионистка, дрессировщица Ларита МАГОМЕДОВА когда-то блистала на всю страну. Сегодня маленькая, по-девичьи хрупкая 69-летняя Ларита Анатольевна дрессирует пуделей и ездит на гастроли с цирком «Овация», представления которого проходят во Владивостоке.
Общаться с приморскими журналистами заслуженная артистка России отказалась, зато с удовольствием приняла предложение встретиться с читателями краевой государственной библиотеки имени Горького.
- У меня к вам просьба, - обратилась Ларита к встречающей ее аплодисментами публике, - вы меня терпите. Я не дипломат - лаконичность и конкретность не мой удел, я женщина. К тому же у меня такая большая жизнь… как у динозавра.
Об имени- Я довоенная. В 1937 году, когда мама была беременна мной, родители пошли в кинотеатр «Колизей». В то время, если помните, была страшная война в Мадриде, испанское население расстреливали сотнями. И очень много детей репатриировали в нашу страну.
И вот в этом кинотеатре «Колизей» перед началом сеанса вывели испанскую девочку лет 10-11, ее поставили на стул перед залом, дали в руки маленькую гармошку, конферансье объявил: «А сейчас для вас поет Ларита Марксити», и она стала петь испанские песни. Беременная мною мама наклонилась к моему папе Анатолию САПУНОВУ и сказала на ухо: «Слушай, Толя, какое красивое имя - Ларита». Так вот меня назвали в честь этой испанской девочки. А спустя много лет сын никому ранее не известной Лариты Марксити - Вэйланд РОДД стал мужем Ирины ПОНАРОВСКОЙ…
О прошломДуэту супругов Магомедовых когда-то завидовали все эквилибристы мира. Магомед МАГОМЕДОВ с 15-килограммовым балансиром в руках шел по наклонному канату, натянутому под самым куполом цирка, на плечах у него стояла Ларита и пела…
- 24 мая 1972 года мы приехали в Рязань, - рассказывает Ларита Магомедова. - Была репетиция, я сделала шпагат и приготовилась съезжать вниз, крикнула ассистенту: «Юра, ты готов?». «Готов», - ответил он. Я спустилась на метр, схватилась руками за канат и вишу. Потом медленно отпустила руку и полетела вниз… Пролетела метров пять, стало понятно - лонжи нет. И я осипшим голосом закричала: «Юра, лонжа!».
Ларита упала с 17-метровой высоты. Склонившийся над ней врач «скорой помощи» констатировал: не жилец. Но, к счастью, медики тоже иногда ошибаются. Клиническая смерть, 26 операций, целых три года неподвижности… Другие бы возненавидели искалечивший жизнь цирк, а она, едва встав на ноги, снова вышла на арену.
Сейчас Ларита Магомедова не любит говорить о том, как падала:
- У нас столько инвалидов после войн в Афганистане и Чечне, что мне о себе стыдно говорить. Я стою на обеих ногах, хотя у меня и сломан весь опорно-двигательный аппарат. Падать тоже нужно уметь.
О Владивостоке- В вашем городе я была в 1962 году. Мой муж - Магомед Магомедов уезжал на пароме из Находки в Японию. Чтобы проводить его, я прилетела во Владивосток. Город практически не видела: мы, артисты цирка, как узники, выходим на улицу только по большой необходимости. Но и тогда успела заметить, какой у жителей Владивостока чистый язык.
О лекарствах- В цирке я отработала 51 год. С того времени, как стала инвалидом, мне лишь один раз - семь лет назад - дали бесплатную путевку в санаторий под Тверью. Приехала, а там, оказывается, отдыхают «отличники боевой и моральной подготовки»… Зеки. Их за хорошее поведение отправляли на две недели в этот санаторий.
То-то я сначала не поняла, почему мне на обед дали котлету с рисом, в котором ползали червячки. Я их даже без очков разглядела. Взяв тарелку, подошла к буфетчице, а она, даже не выслушав, как закричит: «Давай, иди отсюда!». Это уже потом я подумала: наверное, она решила, что я тоже «отличница» из колонии…
А вообще, не понимаю, почему люди плохо живут, но у всех есть машины. Но в то же время пенсионеры просыпаются и ложатся спать с мыслью, как бы купить лекарства, потому что от тех бесплатных лекарств, которые нам выписывают, все больные должны просто умереть.
О друзьях- В детстве моей настольной книгой был Иван ТУРГЕНЕВ. И Андрон КОНЧАЛОВСКИЙ, с которым мы росли вместе, в 9-м классе поклялся: «Ларит, когда я стану кинорежиссером, первым делом что сделаю - экранизирую «Дворянское гнездо». Свою клятву Андрон сдержал.
«Звездных» друзей у Лариты Анатольевны очень много. С Иосифом КОБЗОНОМ училась на одном курсе в музыкальном училище, дружила с Юрием НИКУЛИНЫМ, Олегом ПОПОВЫМ и многими другими.
Об армии- Однажды в Москве шла на рынок и увидела, как за воротами солдаты чистили снег. Остановилась, и двое из них, бросив лопаты, подошли к воротам: «Тетенька, дайте, пожалуйста, на сигареты». А третий: «А мне на батон». Я отдала все, что у меня было, а потом шла и плакала, боясь пройти обратно мимо тех ворот, где мальчишки стояли с протянутой рукой.
В то же время мой сын Тарлан никогда не служил. Он сказал: «Если меня заберут в армию, я повешусь». А после бросил институт и оформил опекунство над моим бывшим мужем (Магомед Магомедов больше 20 лет был парализован и умер, так и не встав с постели. - Прим. авт.). Зато мне иногда кажется, что я военная. Я - певица, которая закончила Гнесинку, - чувствую себя солдатом, когда мою манежи или когда после падения мне приходилось качаться, набирая силы.
Вот мы оберегаем наших мальчиков. Но не от самой армии, наверное. Армия - это закалка. Сидеть у монитора, гоготать и проигрывать деньги у «одноруких уродов» - недостойно настоящего мужчины. Мы должны быть готовы к войне, пускай даже не собираемся ни с кем воевать.
О цирке- Клоунов я не люблю - я их не вижу. Был уникальный Карандаш - Михаил РУМЯНЦЕВ, сейчас уже никто так не смешит.
Вообще в цирке сегодня трагедия. Социальная. Когда-то в мире лучше советского цирка не было. Сегодня китайцы в 100 раз превосходят нас. Цирк мы погубили и продолжаем губить, превращая его в коммерческую структуру.
А ведь это огромный пласт народной культуры. И не из-за того, что там надо смеяться, а потому что это синтез оперы, балета, человеческой воли и невероятной фантазии. Цирк - это восторг и наслаждение. Но вместе с тем здесь столько слез, крови, пота, труда и боли...
Да, это трагедия - нет осветительной аппаратуры, нет костюмов, денег нет. Все то, что зарабатываю, я трачу на сценические наряды и на моих животных. Знаю, где есть деньги - в шоу-бизнесе, но я бы туда никогда не пошла только из-за того, что не хочу быть «путаной».
Автор: АЛЕКСУТКИНА Ольга