Ученые ТИНРО-Центра сверяют курс
Ученые Тихоокеанского научно-исследовательского рыбохозяйственного центра по праву считают День российской науки своим профессиональным праздником. Как и День рыбака, ведь ТИНРО-Центр – флагман рыбохозяйственной науки на российском Дальнем Востоке.
Сегодня мы отмечаем День российской науки – праздник, значимый не только для научного сообщества, но и для всего общества. И в этом нет никакой натяжки. Ведь испокон века известно, что двигателем прогресса неизменно является пионерская по своей сути деятельность ученых, людей ищущих и творческих, романтиков и прагматиков, увлеченных яркими идеями и гипотезами.
Ученые Тихоокеанского научно-исследовательского рыбохозяйственного центра по праву считают День российской науки своим профессиональным праздником. Как и День рыбака, ведь ТИНРО-Центр – флагман рыбохозяйственной науки на российском Дальнем Востоке. Рыбаки знают, что от прогноза ученых зависит успех на промысле. О заинтересованности ученых и промышленников в диалоге свидетельствует тот факт, что на отчетную сессию ТИНРО-Центра, состоявшуюся в январе, прибыли представители не только администраций города и края, но и промышленности.
Интерес к отчетной сессии ученых закономерен. Ведь тема встречи – подведение итогов работы по пятилетним программам комплексного исследования биоресурсов дальневосточных морей и открытых вод Тихого океана - актуальна как никогда. Впереди реализация программ третьего поколения, которые можно назвать стратегическими для всего научного сообщества региона. Какой будет для ученых новая пятилетка, каким курсом отраслевая рыбохозяйственная наука Дальнего Востока будет идти в обозримом будущем, какой «погоды» ждать рыбакам и потенциальным потребителям? На эти и другие вопросы отвечает генеральный директор ТИНРО-Центра и ассоциации «Научно-техническое объединение ТИНРО», доктор технических наук Лев Бочаров.
- Первый вопрос – как вы оцениваете прошедшую отчетную сессию? График ее проведения был достаточно жестким. За неделю ученые подвели итоги большой и значимой работы и определились с приоритетами на очередную пятилетку.
- Действительно, мы провели отчетную сессию в хорошем темпе и достаточно плодотворно. Прозвучало 34 научных доклада, кроме того, с сообщениями выступили все заведующие лабораториями, а их у нас 29.
Вы правы, это значимое событие для всей рыбохозяйственной науки Дальнего Востока.
Мы сверяем курс в нашей отраслевой научной системе, не забывая о тенденциях развития отрасли в целом по стране. Считаю, что это очень нужная и важная работа. Ведь именно на отчетных сессиях мы можем проанализировать свою деятельность, извлечь уроки из ошибок и взять в следующий год накопленный опыт, чтобы объединить усилия на первоочередных задачах завтрашнего дня. Об этом мы будем говорить и на отчетной сессии ассоциации «НТО ТИНРО», которая пройдет в феврале в Хабаровске.
- Что удалось сделать за прошедшие десять лет работы по целевым комплексным программам первого и второго поколений?
- Многое. Конечно же мы вели активную научно-исследовательскую работу, чтобы обеспечить промышленность годовыми, путинными и квартальными прогнозами. Под нашим «прицелом» - сотни объектов. Нам удалось провести 211 крупных экспедиций усилиями всех отраслевых региональных институтов, в значительной степени устранить дублирование тематики научно-исследовательских работ, создать единое информационное пространство.
Но, к сожалению, принципиальный вопрос до сих пор не решен. Я говорю о существующем порядке финансирования, увы, не программ, а институтов. Хотя, замечу, сама идея финансирования проектов или программ нашла поддержку на всех уровнях, в том числе – у президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина, с которым мне довелось встретиться два с половиной года назад.
Тем не менее мы продолжаем отстаивать свою позицию, ведь она доказала свою жизнеспособность и эффективность.
Пожалуй, самый значимый результат нашей работы – налажен комплексный экосистемный мониторинг морских биоресурсов. Зона нашей ответственности велика – это огромная акватория, включающая в себя Охотское, Берингово и Японское моря, а также открытую часть Тихого океана. Только объединив усилия в экосистемной тематике, ученые региональных рыбохозяйственных институтов могут изучать и контролировать состояние ресурсов на таком обширном театре действий. И аккумулировать силы и средства на главных, стратегических для отечественного рыболовства направлениях. Это отражается на качестве нашего основного продукта – прогнозов, которые с каждым годом становятся лучше. Не скрою, решать финансовые проблемы становится все труднее. Особенно сложно содержать флот, а ведь у нас работает более двадцати научных судов. Но все сотрудники понимают - без экспедиционных данных невозможно вести плодотворную научную работу по промысловому прогнозированию.
Если говорить о масштабных итогах прошедших пяти лет, то мы стали лучше знать потенциальные возможности экосистем, механизм их продуктивности, структуру. Недаром в этом году ученые ТИНРО-Центра завершили уникальную работу над восьмитомным Атласом распределения нектона. Таких работ в мире еще не было. Мы убедились в правильности сделанных выводов о характере развития океанологических и биологических процессов в дальневосточных морях. Можно сказать, что функциональное состояние всех основных макроэкосистем наших морей, несмотря на антропогенный пресс, пока оценивается как нормальное. Благодаря чему их биологическая продуктивность находится на свойственном для них относительно высоком уровне.
В то же время состояние запасов ряда промысловых объектов дальневосточных морей в последние годы находится на пониженном уровне. Такая ситуация, по-видимому, сохранится в течение нынешнего и следующего десятилетий.
- Значит, у рыбного хозяйства Дальнего Востока нет больших перспектив?
-Конечно же есть. Современный пониженный уровень рыбопродуктивности – временное явление, которое вписывается в известные периоды природной цикличности. Несомненно, нужно надеяться и на то, что в конечном счете наше рыболовство станет рациональным и при этом будет функционировать в правовых рамках.
Сегодня, пожалуй, наиболее важными являются еще два момента. Во-первых, при всей интенсивности современного промыслового пресса он затрагивает в основном отдельные (в первую очередь валютоемкие) объекты. Значительная группа видов до сих пор недоиспользовалась промыслом – водоросли, сайра, японский анчоус, кальмары, глубоководные рыбы, морские млекопитающие и другие. Во-вторых, уже несколько лет отмечается рост численности некоторых видов и групп рыб и беспозвоночных. Эти и многие другие факторы учитывались нами при разработке перспектив промысла в дальневосточных водах России до 2015 года. Реализация прогнозируемых возможностей будет зависеть не только от состояния биологических ресурсов, но, вероятно, в большей степени от экономической ситуации в стране, регионе и в рыбной отрасли, а также от научно-технического прогресса в рыболовстве. С последним в первую очередь связаны перспективы освоения глубоководных и прибрежных ресурсов, кальмаров, некоторых других беспозвоночных, а также развитие аквакультуры и безотходных технологий. Поэтому перед наукой в первую очередь стоят многоплановые задачи по разработке основ комплексного рационального природопользования и конкретных программ по их практической реализации.
- Лев Николаевич, расскажите, пожалуйста, поподробнее о приоритетах на ближайшие пять лет.
- Мы стали лучше понимать, что происходит в экосистемах дальневосточных морей. И это понимание приводит к мысли о том, что унифицированный подход к эксплуатации ресурсов, единая система управления и регулирования запасов – иллюзия. По-видимому, все в природе устроено гораздо сложнее. Мы сейчас склонны выделять группы ресурсов в зависимости от степени их изученности, освоенности, востребованности на рынке. Это традиционные, недоиспользуемые (их нужно вводить в активный промысел) и потенциальные (по сути, наш резерв на перспективу). Тактика и стратегия их освоения разные. Потенциальные ресурсы еще не являются сырьевой базой, и для того, чтобы они таковой стали, ученым необходимо их основательно изучить, разработать методы и способы лова, переработки, изучить рынок сбыта. В изучении и формировании рынков тоже заключается составляющая рациональной эксплуатации биоресурсов. Иначе говоря, в комплексных целевых программах на 2007-2011 годы провозглашен новый, дифференцированный подход к рациональному использованию различных водных биологических ресурсов. Это, на мой взгляд, весьма важно.
Следующий приоритет определяет принципиальная позиция дальневосточной науки. Рыбаки должны перерабатывать весь улов, поднятый на борт. Эту задачу не осилить без решения двух проблем – безотходной обработки сырья и утилизации прилова, в том числе мелкоразмерного. Не секрет, что и прилов, и мелкоразмерные рыбы зачастую выбрасываются за борт. Наша задача – разработать такие методы и способы лова, переработки, которые минимизируют выбросы, а в идеале сводят их к нулю. Очевидно, что весь улов нужно переработать, выбрасывать такое ценное сырье за борт нельзя. И мы работаем в данном направлении, предлагая рыбакам безотходные технологии переработки гидробионтов. Этот приоритет проходит красной нитью по всем программам 2007-2011 годов. Отмечу, десять лет назад этот вопрос не стоял так остро как перед наукой, так и перед промышленниками.
- Насколько мне известно, в конце минувшего года ученые ТИНРО-Центра разработали и приняли лососевую комплексную целевую программу…
- Да, мы пришли к выводу, что исследование лососей следует вынести в единую дальневосточную программу. Понятно, почему. Дальневосточники знают, что этот объект имеет стратегическое значение для экономики региона. К тому же лососи – из самых сложных объектов изучения и прогнозирования.
- Одна из перспективных задач сегодня – развитие аквакультуры. Какие шаги в данном направлении готов сделать ТИНРО-Центр?
- Это еще один приоритет, о котором я хочу сказать. Кстати, для нас эта тематика не нова. Мы не одно десятилетие ведем работу в этом направлении. Несколько лет назад нами была разработана программа зарыбления пресноводных водоемов Приморья. Более того, мы не только разрабатываем программы, но и, если это нам по силам, воплощаем их в жизнь. Три года назад в бухте Киевка Лазовского района Преображенской базой тралового флота совместно с нами был построен и запущен модуль, где в заводских условиях культивируются дальневосточный трепанг и гребешок. Есть у нас и многолетний опыт работы с осетровыми. Научно-исследовательская рыбоводная станция ТИНРО-Центра в Лучегорске, где содержатся и элитные стада осетровых, дает 30 тонн товарной продукции в год. Разумеется, мы будем продолжать работу в области воспроизводства крабов, гребешка и других моллюсков, лососей... Опыт и видение перспективы у нас есть.
- И наконец последний вопрос. Не секрет, что успешная реализация каждой программы во многом зависит от того, состоятся ли научные экспедиции. На ваш взгляд, удастся ли провести, например, третью Охотоморскую экспедицию? Ведь это дорогое удовольствие.
- Безусловно, и третья Охотоморская, и вторая Беринговоморская, и первая Курильская экспедиции состоятся. Ни через год, так через два или три. Если бы я в это не верил, не работал бы в ТИНРО.
На мой взгляд, у оптимизма есть две составляющие. Краткосрочная – это энтузиазм. Его у меня уже мало. Есть и долгосрочная – надежда, она меня не покидает. Я по-прежнему считаю, что, несмотря ни на что, настоящие ученые должны делать свое дело. И без надежды нам не обойтись. Хотя мы прекрасно понимаем, что в нынешних условиях будет нелегко реализовывать полностью все программы. Так ведь никто и не обещал, что в науке будет легко. Поэтому я с особым удовольствием поздравляю всех ученых с Днем науки. Пусть она приносит людям только радость, а тем, кто «делает науку», еще и удовлетворение от работы.
Автор: Елена Ерхова