Три криминальные истории долевого строительства во Владивостоке

В последний день января 2007 года прокуратура Первомайского района Владивостока передала в мировой суд уголовное дело в отношении 52-летнего президента компании «Примстройинвест» Владимира КАДОЧНИКОВА.

6 февр. 2007 Электронная версия газеты "Владивосток" №2091 от 6 февр. 2007
dca2af10ae3373054cd98d26ef7196b9.jpg

В последний день января 2007 года прокуратура Первомайского района Владивостока передала в мировой суд уголовное дело в отношении 52-летнего президента компании «Примстройинвест» Владимира КАДОЧНИКОВА. Больше года он находился в международном розыске за невыплату заработной платы работникам своего предприятия, 28 ноября прошлого года Кадочникова задержали в Москве. У силовиков была санкция суда на его заочный арест.

История первая. Долг по зарплате - 6 миллионов

Зарплату своим работникам руководитель компании фактически не выплачивал с января 2004 года по март 2005-го. Год он кормил их обещаниями, выдавая заработанные деньги долями, потом прекратились и эти выплаты. За десять лет существования таких перебоев с зарплатой у компании еще не было. Более того, Кадочников всегда лично следил за ходом строительства, посещал объекты и общался с рабочими. Возможно, поэтому работники «Примстройинвеста» буквально до последнего уповали на сознательность начальника и надеялись, что им все-таки выдадут заработанные деньги.

Когда же в октябре 2005 года одна за другой потекли жалобы и заявления от рабочих (по делу проходит свыше пятидесяти потерпевших), прокуратура возбудила уголовное дело по ст. 145-1 УК РФ (невыплата заработной платы). Как объяснил корреспонденту «В» заместитель прокурора Первомайского района Эдуард ОВЧИННИКОВ, категория дел, к которой относится это, как правило, расследуется по месту регистрации предприятия. А так как зарегистрированный адрес ООО «Примстройинвест» - улица Героев-тихоокеанцев, 5а во Владивостоке, расследованием дела занялась прокуратура Первомайского района. 30 января было подписано обвинительное заключение, а 31-го дело направили в мировой суд.

В общей сложности долг перед сотрудниками «Примстройинвеста» составил 6 миллионов рублей, за что по закону Владимиру Кадочникову грозит до двух лет реального лишения свободы. Что же случилось с компанией, почему спустя 10 лет «Примстрйинвест» обанкротился до того, что не смог выплатить зарплату своим работникам, сегодня остается загадкой. Воспользовавшись статьей 51 Конституции РФ, Владимир Кадочников отказался давать следователям показания.

История вторая. Присвоил или растратил?

Есть и еще одно уголовное дело в отношении Владимира Кадочникова. Оно-то, собственно, и должно быть «базовым», на которое «нанизываются» все остальные. Уголовное дело по ст. 160 УК РФ (присвоение или растрата) расследуется следственным управлением (СУ) при УВД ПК, однако пока никаких подробностей следствие выдать не спешит. Оно и понятно, СУ при УВД ПК - структура достаточно закрытая, к тому же нужно четко определиться с позицией как обвиняемого, так и потерпевших.

Впрочем, сначала бы неплохо объяснить, что представляет долевое строительство во Владивостоке и как вообще возникла проблема со злополучным домом на Нейбута, 81а. Принцип строительства весьма прост: компания-застройщик, не имея средств на полный цикл жилищного строительства, вынуждена привлекать средства сторонних лиц: банков-партнеров, предпринимателей-партнеров и, конечно, самих дольщиков. Это обоюдовыгодный бизнес, который объясняется чистой арифметикой: при себестоимости квадратного метра, например, в 600 у. е. на выходе каждый, кто вложил деньги, получает энное количество квадратных метров, но уже по цене как минимум 1000-1100 долларов за «квадрат». Более выгодного бизнеса не придумать. Если квартиру площадью 60 «квадратов» сразу же продать, без «доводки», это 30-40 тысяч чистой прибыли. При любом раскладе это выгоднее, чем класть деньги в банк под проценты, и уж, конечно, опережает инфляцию в разы. Правда, есть и риск. До последнего времени риски дольщиков и инвесторов не страховались. Грубо говоря, государство играло так: «Хотите вложить деньги в строительство? Это ваши проблемы!». Дольщик и инвестор действовали на свой страх и риск - веря устойчивости компании на рынке. Тут стоит отметить, что «Примстройинвест» был более чем серьезным игроком на рынке строительства. Справедливости ради надо сказать, что до случая с домом на Нейбута репутация и Владимира Кадочникова, и его компании была безупречной.

И вот тут мы подходим к самому главному. В цену строительства вносятся не только очевидные затраты, но и «теневые». Землеотвод (разрешение на размещение дома именно здесь) - отдельный разговор, согласование с генпланом (не уродует ли здание прекрасный архитектурный баланс нашего города) - еще более отдельная тема для разговора. Теперь на основе этих разрешений застройщик должен максимально быстро утвердить все в природоохранных структурах, согласовать с администрациями всех уровней вопросы «обременения». Оно ведет к существенному удорожанию стройки. То есть сам процесс застройки еще не начался, а треть средств уже ушла «в никуда». И это еще хорошо, если в городе не сменился мэр, который вправе отменить старые договоренности, или что «сверху» компании не навязали, где именно она должна закупать стройматериалы. Вбить сюда следует и то, что какая-та часть квартир автоматически отойдет муниципалитету.

Естественно, застройщики пытаются отбить все за счет взаимоотношений с подрядчиками (субподрядчиками) и за счет более выгодных закупок материалов. Но все это - копеечная возня, на цену конечного продукта сильно не влияющая. Это, скорее, легкая «шара», построенная на разнице фактически заплаченного и суммы, проведенной по платежным документам.

Время тут играет против застройщика, ибо любая затяжка ведет к еще большему удорожанию. А ведь надо еще и свою выгоду извлечь. В итоге в один прекрасный момент становится понятным, что денег все-таки не хватает, и приходится брать кредит, потому что ни дольщик, ни инвестор больше не даст - у него тут свой, вполне понятный интерес.

~~Справка «В»
Обременение вообще может быть двух видов - официальное (когда компанию заставляют соорудить в соседнем дворе детскую площадку, заменить пару километров труб холодного и горячего водоснабжения на соседней улице) и неофициальное - заасфальтировать пару дорог совсем в другом районе или, например, дать денег на мероприятие районного или городского масштаба.~~

Дальше - еще интереснее. Банк в отличие от дольщика под «честное имя» (равно, как и «честное слово») денег не дает. И, естественно, требует залог. А в качестве залога выгоднее взять что? Правильно: строящийся дом. Даже если он достроен только наполовину, самые затратные циклы уже пройдены.

Вот примерно то же самое и случилось с «нейбутовской» стройкой «Примстройинвеста»: понимая, что денег не хватает, под залог строящегося дома Кадочников взял деньги у Камчатпрофитбанка. И тем самым подставил дольщиков. Банк получил полное, а главное - абсолютно законное право распоряжаться домом! И когда Владимир Кадочников скрылся в Москве, банк совершенно законно получил в собственность жилой дом. Что же касается дольщиков, то с учетом трехкратного удорожания стоимости жилья во Владивостоке, даже если им кто-то и возместит первоначально вложенные деньги, их убытки от этого будут вдвое большими!

В настоящее время губернатор Приморского края Сергей ДАРЬКИН взял под личный контроль вопрос с домом по адресу: Владивосток, ул. Нейбута, 81а. Сейчас рассматривают различные варианты «разруливания» ситуации. Было бы неплохо, если бы сам Кадочников отдал бы банку деньги. Но Владимир Петрович на это не пойдет: в любом случае, раз он сегодня взят под стражу, вопрос стоит о том, что ему грозит приговор с реальным лишением свободы. А раз так - то возврат денег бессмыслен, если они вообще у него есть, - поди сейчас установи, присвоил он их или растратил? Если предположить, что Законодательное собрание ПК поддержит инициативу исполнительной власти по выплате дольщикам «Примстройинвеста» денег (как это было в случае с пострадавшими от Приморского продовольственного благотворительного фонда), это действие тут же обжалует прокуратура Приморского края. И обжалует вполне законно: не должны жители края из своих отчислений в краевой бюджет возмещать убытки дольщикам, которые добровольно вложили свои деньги в строительство. Но помимо юридической стороны есть здесь и этическая: почему электрик Иванов, живущий в съемной квартире где-нибудь в Уссурийске, должен компенсировать своими средствами убытки жителю краевой столицы Петрову, у которого нашлись 20-40 тысяч у. е. на вложение в дорогостоящее строительство?

История третья. «Пиковый» расклад

Как выясняется, на самом Кадочникове злоключения некоторых дольщиков не закончились. В январе 2006 года к президенту Адвокатской палаты Приморского края Борису МИНЦЕВУ обратилось сразу несколько человек с вопросом, как можно наказать адвоката по имени Марианна ПИКА. Минцеву пришлось отвечать, что Марианна Пика уже некоторое время адвокатом не является, поскольку решением Совета адвокатской палаты она была лишена статуса за допущенные в работе нарушения. В ответ граждане продемонстрировали документы от некоего адвокатского образования, где Пика числилась как адвокат. Документ, как и следовало ожидать, поддельный. Суть жалобы заключалась в том, что Марианна Пика, называясь адвокатом, взяла под обслуживание около 20 клиентов - дольщиков «Примстройинвеста», пообещав, что будет отстаивать их права в суде. Взяла она и с каждого клиента деньги за эту работу. Только вот не искового заявления в суд, ни какой-либо другой работы в суде дольщики не дождались. И оказались в итоге «кинутыми» дважды.

- Я теперь всем говорю, чтобы в случае, когда возникают сомнения, настоящий ли перед ними адвокат, потенциальные клиенты звонили бы к нам в палату и проверяли бы данные по реестру, - говорит Борис Минцев. - Такие факты ведут к подрыву репутации адвокатуры!

Кстати, уже после этого по поводу «адвоката» Пики Минцеву звонили следователи сразу нескольких районных прокуратур Владивостока, которые уточняли ее статус.

Как быть?

Редакция «В» будет отслеживать ход расследования уголовных дел относительно «Примстройинвеста». Однако сегодня можно сказать две вещи: всего этого бы не случилось, если бы риски дольщиков государство начало бы страховать лет десять назад. Но даже и это не первопричина. Во Владивостоке, как ни крути, жилья строится катастрофически мало. Квартир нет. Они в дефиците и потому постоянно дорожают. А дефицит всегда порождает криминал как в больших, так и в малых формах.

Автор: АЛЕКСУТКИНА Ольга