Коготь тигра. История жизни необыкновенного охотника из Восточной Азии (продолжение)

Наша иностранная община в Сеуле состояла из нескольких сотен человек, в основном из Америки, Англии и континентальной Европы. Русские были большинству из нас совершенно незнакомы. Лично для меня Россия была чем-то вроде сказочного образа из «Тысячи и одно

31 янв. 2007 Электронная версия газеты "Владивосток" №2088 от 31 янв. 2007
6818a7210a03380bd4ab309e94623310.jpg

(Продолжение. Начало в № за 30 января)

Наша иностранная община в Сеуле состояла из нескольких сотен человек, в основном из Америки, Англии и континентальной Европы. Русские были большинству из нас совершенно незнакомы. Лично для меня Россия была чем-то вроде сказочного образа из «Тысячи и одной ночи». Единственным моим опытом общения с русскими были встречи с русским генеральным консулом3 - высоким, с военной выправкой господином и его крошечной женой на официальных мероприятиях в генерал-губернаторстве, где мы с мужем регулярно бывали.

Русская дипломатическая миссия в Сеуле была построена в XIX веке4. Это было большое здание с красивой квадратной башней и флагштоком, на котором когда-то реял имперский орел. Участок миссии, с рядами кустов и цветов, поднимался уступами по склону холма. От элегантных, отделанных металлом ворот к главному зданию вела широкая дорога. Над высокой каменной стеной высился купол Русской православной церкви, увенчанный двойным крестом. На участке рядом с церковью часто можно было видеть священника с кротким взглядом и окладистой мягкой бородой5, задумчиво прохаживавшегося среди тополей. На территории миссии также находились домики для секретарей и членов их семей.

Те, кто посещал русское генеральное консульство, всегда с интересом слушали рассказы о том, как в 1896 г. король и наследный принц Кореи бежали сюда в поисках убежища и прожили более года. После убийства японцами королевы Мин 8 октября 1895 г.6 король и его сын стали фактически пленниками в собственном дворце и четыре месяца жили в постоянном страхе, опасаясь, что их отравят. Затем как-то ночью они переоделись в одежду дворцовых фрейлин, в занавешенных паланкинах миновали охрану у ворот и незамеченными добрались до русской дипломатической миссии, находившейся буквально в нескольких метрах от дворца, и поселились там. Бывший в то время русским посланником господин Вебер7 был только рад оказать королю столь значительную услугу, поскольку уже в то время Россия всеми способами пыталась утвердиться в Корее.

В 1925 году во владение русским консульством вступил советский представитель, флаг с двуглавым орлом был сменен на красный с серпом и молотом, и началось противостояние между «белыми», ютившимися в единственном здании на церковном участке с одной стороны стены, и тремя «красными»8, жившими в роскошных апартаментах9 по другую сторону стены. Прожив в Сеуле долгие годы, многие «белые русские» так и не смогли адаптироваться к необычным условиям существования в восточной стране. Выросшие в роскоши, они имели смутное представление о том, как заработать на жизнь.

Из живших в Сеуле русских особенно тесно я общалась с Натали10 - хорошо сложенной, привлекательной женщиной с темными волосами и большими грустными «цыганскими» глазами. Мы обе прибыли в Корею примерно в одно время, сразу после замужества. В царское время ее муж был консулом в Ташкенте в Туркестане. Революция заставила их бежать пешком через Персию и Афганистан в Индию. Оттуда судьба привела их в Корею. Они не теряли надежды, что смогут когда-нибудь вернуться в Россию. Натали была хорошей портнихой и принимала заказы к большому удобству членов иностранной общины.

Кроме обитателей Сеула в Корее жили и другие русские - Янковские. Мы знали об их существовании, но никогда не видели. Об этих людях ходили самые фантастические слухи, но достоверных сведений было крайне мало.


Иногда на столичном железнодорожном вокзале появлялся красивый мужчина в широкополой техасской шляпе, которая делала его похожим на американца, но только японские власти знали, кто был этот загадочный незнакомец. Слухи росли и множились. Говорили, что Янковские - поразительно умелые и удачливые охотники, что они живут в замке, который держится на краю пропасти исключительно потому, что его поддерживает растущее внутри гигантское дерево; что в этом замке есть высокая башня, где томится в заключении ужасный дракон, влюбленный в прекрасную дочь Главного Охотника, и что его рев слышен далеко окрест. Сообщалось, что глава дома как-то спас жизнь своей жены, вырезав ей аппендикс охотничьим ножом; что эта семья живет исключительно на стейках из мяса тигра и водке! «Но, - говорили осведомленные люди, - самое удивительное то, что японцы позволяют таким варварам оставаться в стране и даже поднимать над своим домом флаг уже несуществующей империи».

Слухи распаляли воображение, и я решила до конца с этим разобраться. Ответ могла дать Натали, которая каждое лето отправлялась «на север». Других подробностей она не сообщала, но я знала, куда именно - к Янковским. В один прекрасный осенний день я пришла на Миссийскую улицу11, вскарабкалась по крутым ступенькам и постучала в дверь дома на участке Русской духовной миссии, где жила Натали и другие «белые русские».

Она была рада меня видеть, но я почувствовала в ее приветствии легкую напряженность. Мы вошли в просторную комнату с высокими потолками, которую занимали в доме Натали с мужем и двумя сыновьями. Зимой в ней было очень холодно, и ее безуспешно обогревала большая черная металлическая печка, служившая также и плитой. Сейчас на этой печке стоял большой кофейник. Натали налила из него кофе в две большие кружки, и мы уселись рядом на кушетке со спинкой из красного дерева.

Я стала расспрашивать ее о летнем отдыхе, и, к моей радости, она сразу ответила, что была у Янковских, которых знает уже много лет. Я была очень рада, что наш разговор сразу зашел о том, что меня больше всего интересовало, и спросила первое, что пришло на ум: испытывают ли эти Янковские такие же проблемы адаптации, что и большинство русских в Сеуле?

- Нет, не испытывают. Потому что в отличие от других они привезли все, что им нужно для жизни, с собой, и им хочется, чтобы их оставили в покое.

(Продолжение в следующем номере)


3 С 1922 г. обязанности генерального консула выполнял Максимилиан Геффтлер, представлявший Российскую империю в Сеуле до 1925 г. Когда между Японией и СССР были установлены дипотношения, М. Геффтлер остался в Корее как частное лицо, занимался бизнесом, организовав школу иностранных языков. С началом войны между США и Японией в конце 1941 г. уехал в Швейцарию, где и скончался в 1980-х годах [Clark D. N. Living Dangerously in Korea. The Western Experience. 1900–1950. - EastBridge Publishing House(USA). P.146].

4 Здание русской дипломатической миссии в Сеуле в районе Чондон было первым зданием европейского типа в Сеуле. Оно было построено в 1888 г. по заказу первого временного поверенного и генерального консула Российской империи в Корее К. И. Вебера архитектором А. И. Серединым-Сабатиным, который в 1883-1895 годах жил и работал в корейской столице.

5 М. Тейлор побывала в «Новине» в самом начале 1930-х годов, следовательно, этим священником мог быть архимандрит Феодосий (в миру Федор Иванович Перевалов, 1875–1933), глава Русской духовной миссии в Корее в 1917–1930 годах, или О. Александр (Чистяков), возглавлявший миссию в 1931–1935 годах. Русская духовная миссия была основана в Сеуле в 1900 году, действовала на территории Российской дипломатической миссии. Первым ее главой был архимандрит (впоследствии - епископ) О. Хрисанф (Щетковский, 1869–1906). - Подробно см. в кн.: Архимандрит Феодосий (Перевалов). Российская духовная миссия в Корее за первое 25-летие ея существования (1900–1925 гг.). - Харбин, 1926 (2-е издание см. в сборнике «История Российской духовной миссии в Корее». - М.: Издательство Свято-Владимирского Братства, 1999. С. 171–317).

6 Королева Мин (1852–1895) - первая супруга корейского вана (короля) Коджона, мать наследника престола, будущего императора Сунджона (правил в 1907–1910 гг.) - была убита группой японских наемников в своей спальне 8 октября 1895 г. в результате заговора, организованного японским посланником в Корее отставным генералом Миура Горо. Убийство было политическим, так как властная и решительная королева была наиболее последовательным и влиятельным противником японского проникновения в Корею, которое сделалось особенно интенсивным после поражения Китая в войне с Японией в 1895 г. - Подробно см.: Симбирцева Т.М. Убийство во дворце Кёнбоккун // Восточная коллекция. 2004. № 3 (18). С. 127–142.

7 Вебер Карл Иванович (1841–?) - первый временный поверенный и генеральный консул Российской империи в Корее (в 1885–1897 гг.), выдающийся русский дипломат, личный друг корейского монарха вана Коджона.

8 Первым советским представителем в Корее был Василий Шарманов, который прибыл в Сеул в 1925 г. с женой и помощником.

9 Русские дипломатическая и православная миссии в Сеуле находились на одном обширном участке в районе Чондон в Сеуле. В начале 1920-х годов не принявшие революции православные миссионеры, предвидя переход консульства в руки советских чиновников, построили на участке высокую стену, отделив постройки православной церкви от территории консульства.

10 Чиркина Наталья Николаевна (1894–1989), дочь управляющего канцелярией туркестанского генерал-губернатора в Ташкенте, в 1920 г. вышла замуж за русского дипломата Сергея Виссарионовича Чиркина (1875?–1943). Супруги не приняли революции в России и эмигрировали в Корею, где С.В. Чиркин прожил остаток своих дней. Н.Н. Чиркина эмигрировала с сыновьями Кириллом и Дмитрием в США в 1948 г. и скончалась в г. Хейворде, Калифорния. - См. о них: Чиркин К. С. Люди и судьбы. Записки русского эмигранта в Корее // Российское корееведение. Альманах. Вып. 3. - М., 2003. С. 208–214; Чиркин С. В. Двадцать лет службы на Востоке. Записки царского дипломата. - М.: Русский путь, 2006.

11 Legation Street - улица в центре Сеула, в районе Чондон, где находились зарубежные дипломатические представительства.

Автор: Мэри ТЕЙЛОР