«Артэтаж» отметит годовщину своего возрождения вхождением в Интернет

Год назад распахнул двери новый выставочный зал ДВГТУ, в котором «Артэтаж» получил постоянную (хочется верить) прописку. Сегодня статус «Артэтажа» - музей современного искусства, единственный на Дальнем Востоке.

23 янв. 2007 Электронная версия газеты "Владивосток" №2083 от 23 янв. 2007
bbd6329f3c5550aa9de3e46f8e6c8f40.jpg

Год назад распахнул двери новый выставочный зал ДВГТУ, в котором «Артэтаж» получил постоянную (хочется верить) прописку. Сегодня статус «Артэтажа» - музей современного искусства, единственный на Дальнем Востоке. Как и замышлял 17 лет назад инициатор создания первой в крае негосударственной галереи и ее бессменный директор Александр ГОРОДНИЙ.

- Александр, в этом году исполняется 15 лет со дня открытия закрытого в советское время города-порта Владивостока. Именно тогда здесь было начато много славных дел, в том числе и в сфере культуры. Но ты опередил время?

- К моменту открытия города «Артэтаж» был уже хорошо известен и в России, и за рубежом. Галерее исполнилось два года, и мы уже успели провести выставки современного искусства Приморского края в Москве, Японии, США, получить хорошую критику там. То есть по большому счету можно заявить, что художественный уровень здесь далеко не провинциальный...

Конечно, Музей современного искусства в Тояме – городе-побратиме Владивостока, где представлены ШАГАЛ, КАНДИНСКИЙ и другие великие художники-авангардисты, нам никогда не догнать. Но я считал, что сохранить хотя бы то, что имеем – свое собственное, приморское, вполне по силам. Ведь уже работали ШЛИХТ, ПЫРКОВ, СОБЧЕНКО, МОРОЗОВ, ТУШКИН, ФЕДОРОВ, художники группы «Штиль»…

Знаменательному факту открытия Владивостока был посвящен проект «Discovery», собравший очень сильные работы. После этого появилась традиция: к каждому Дню города – коллективная выставка, в которой принимали участие самые разноплановые художники.

- Тогда в России не было опыта частных картинных галерей. Ты вообще понимал, с чем связываешься?

- Отчасти. Во-первых, я не думал, что это станет лично моим делом на всю жизнь. Мне казалось, что найду в чьем-то лице (неважно, государства или состоятельного попечителя) поддержку и буду заниматься организацией выставок, воплощением многих интересных идей, налаживанием международных контактов. Во-вторых, только потом стало понятно, что никакой решительно коммерческой выгоды мне мое рабочее место не принесет.

Но ни тогда, ни сейчас я не помышлял о чем-то другом. Составил для себя программу-максимум: музей. За эти годы написал десятки писем в различные официальные инстанции о важности музея современного искусства для Владивостока. Писал даже командующему Тихоокеанским флотом. Предложил средний десантный корабль сделать передвижным выставочным центром.

Сева МЕЧКОВСКИЙ даже сделал эскиз этого корабля со связанными в узел пушками и голубем на борту. Командующий Геннадий Хватов мне ответил официальным письмом, в котором сообщил, что считает идею очень хорошей, но средние десантные корабли пока нужны России для охраны рубежей. Сколько их потом продали на металлолом…

То, что сегодня галерея работает, переросла в музей в рамках вуза, в каком-то смысле закономерный итог моих усилий и надежд на то, что в таком большом городе, как Владивосток, обязательно найдется тот, кто понимает необходимость музея современного искусства. Это тем более важно сейчас, когда мы стали географически оторваны от центра России, от Европы. И часто приходится доказывать, что мы не какая-то забытая богом провинция.

- Приходилось ли тебе выслушивать критику в адрес галереи со стороны художников, отрицающих авангард?

- Как ни странно, нет. Думаю, художники чувствовали, что я искренне люблю всю эту братию. Могли критиковать кого-то персонально, но в целом к «Артэтажу» относились хорошо. И потом, в коллективных выставках, тема которых оговаривалась заранее, участвовали все желающие. Кроме того, именно в «Артэтаж» начали приезжать зарубежные художники и галеристы – Япония, Корея, Франция, США, Бельгия и другие страны значились рядом с именем на афише.

- Ты подсчитываешь количество выставок?

- Приближается к 200. Только за этот год состоялось 14, в числе которых проект «Extremities» (современное фламандское искусство), «Академический рисунок», международный фестиваль фотографии, краевая молодежная выставка «Фуникулер». Если раньше в молодежных выставках принимали участие выпускники института искусств и художественного училища, то сегодня список участников включает ДВГУ, ДВГТУ, ВГУЭС. Пройдет несколько лет, и многие из студентов вырастут в настоящих художников. К слову, планирую сделать молодежную выставку ежегодной.

Настроение рабочее. Корректируются планы экспозиций на 2007 год. Среди заявок – выставки из Государственного центра современного искусства (Москва), из Франции, снова покажем работы из фондов нашей Академии искусств, на этот раз живопись и композицию. Идет работа над созданием сайта, который представит всеобъемлющую информацию о музее, его истории, коллекции, художниках, выставках всех лет, контактах.

А настоящий итог можно будет подвести, если музей получит поддержку не только руководства вуза, но и властных структур, представителей бизнеса, всех тех, кто патриотично относится к городу, в котором мы живем, работаем, воспитываем детей.