Что ждет нас – лево или право?
В том, что существует левостороннее движение, «виноваты» англичане. Как известно, Англия расположена на островах, и морской путь когда-то был единственным способом общения ее жителей с жителями других стран. В портах всегда было огромное скопление корабле
Есть шутка - в России нет дорог, одни направления. Существует гипотеза о том, что правостороннее движение в России практиковалось задолго до указа императрицы. Лучшие дороги были замерзшие реки. Откуда можно предположить, что лучше сидеть слева (удобно погонять лошадей) и ехать по правому берегу - может быть, лучше видны подтаины, а главное, инстинкт самосохранения - если сани пойдут под лед, с козел можно прыгать ближе к берегу, а не перебираться через сани.
Несмотря на то, что автомобиль был изобретен сравнительно недавно, правостороннее и левостороннее движение имеет древние традиции. Правостороннее движение появилось так: когда-то большую часть Европы покрывали дремучие леса. Сообщения между населенными пунктами осуществлялись по столь узким просекам, что на них еле разъезжались всадники. Обычно и всадники, и пешеходы вооружались мечами, висевшими слева, и щитами, которые они держали в левой руке. При встрече они старались расходиться так, чтобы защищенная щитом сторона тела была обращена к встречному, то есть держались правой стороны. Такая традиция сохранилась и тогда, когда дороги расширились и появились телеги, кареты, экипажи, а затем и автомобили. Во Франции такой порядок движения был закреплен законом в XVIII и впоследствии распространился на все французские и голландские колонии.
А в том, что существует левостороннее движение, «виноваты» англичане. Как известно, Англия расположена на островах, и морской путь когда-то был единственным способом общения ее жителей с жителями других стран. В портах всегда было огромное скопление кораблей, и они частенько сталкивались. Для наведения порядка морское ведомство издало указ, суть которого сводилась к правилу «держись левой стороны». То есть корабли должны были пропускать встречные суда справа. Постепенно этим принципом стали руководствоваться и в сухопутном движении повозок и экипажей.
А с появлением автомобиля сыграла роль известная консервативность англичан - они не стали ничего менять по отношению к автомобильному движению. Впоследствии правило распространилось на все страны, находящиеся под влиянием Британии, в том числе его до сих пор придерживаются Индия, Индонезия, Пакистан, Япония, Таиланд, Великобритания, Кения, Непал, Малайзия, Шри-Ланка, Австралия, Гонконг, Ирландия, Новая Зеландия, Сингапур, Ямайка, Мальдивы, Багамы.
Сегодня из 29 миллионов километров дорог в мире на 8 миллионах километров продолжают ездить по правилам левостороннего движения. Однако еще в прошлом веке «левых» стран было намного больше, чем сейчас: так, Канада поменяла расположение руля и правила в 1923 году. Интересно, что результатом преобразования стало падение цен на говядину: коровы отказались сменить привычную для них полосу движения, и многих из них пришлось забить. Португалия перешла на «правые» правила только после первой мировой войны, Венгрия и Чехословакия - во времена немецкой оккупации. В Швеции 80 процентов населения высказалось в 1967 году против перемены сторон, однако правительство решило настоять на своем. В результате, чтобы избежать хаоса, 3 сентября 1967 года на первые 29 часов после введения реформы запретили движение частных автомобилей. Что характерно, после перехода на правостороннее движение во всех этих странах было запрещено ездить на машинах с правым рулем. А вот Россия до сих пор считает подобную практику приемлемой.
Россия до сих пор является большой поклонницей праворульных автомобилей, преданно «донашивая» их за японскими соседями. Пришествие новых дилеров и европейских производителей, возможно, поменяет пристрастия капризных покупателей. Казалось бы, зачем заставлять себя переучиваться к иному расположению руля и мучить себя вопросами о том, что было с авто в прошлой жизни, когда можно взять абсолютно новую машину с гарантией, уже в сносной комплектации. Вероятно, на такой ход мыслей рассчитывают руководства таких европейских марок, как Renault, Ford, Fiat.
И хотя Россия по-прежнему является главным потребителем японских подержанных автомобилей, обогнав по спросу даже Объединенные Арабские Эмираты, возможно, уже скоро наши граждане начнут себя уважать и покупать новые надежные машины для безопасности, комфорта и собственного спокойствия в период душещипательных акций за «правый руль».
Автор: Илья КАРЦЕВ