Приморский бизнес против «высших слоев» Госдумы
Край вновь лихорадит: представители туристической отрасли, по их словам, устали от очередных новшеств и законодательных идей, принимаемых «где-то в высших слоях политатмосферы, далекой от земных реалий». Сегодня поправки в закон «Об основах туристской дея
Край вновь лихорадит: представители туристической отрасли, по их словам, устали от очередных новшеств и законодательных идей, принимаемых «где-то в высших слоях политатмосферы, далекой от земных реалий». Сегодня поправки в закон «Об основах туристской деятельности в РФ» должны быть рассмотрены Госдумой в третьем чтении.
В декабре прошлого года участники неокрепшего, еще не доросшего до цивилизованной современной индустрии бизнеса вышли на улицы Владивостока с протестом против этого законопроекта. Дело в том, что с 1 января не требуется лицензирование туристической деятельности и, по сути, благодатным делом сможет заниматься любой желающий. Но есть одно «но». Законопроект, который сегодня, скорее всего, и будет принят, обязывает туроператоров оплатить банковскую или страховую гарантию, которая будет обеспечивать их ответственность перед потребителем туристических услуг. Размер фингарантий для операторов в сфере въездного или выездного туризма составит 10 млн. рублей, для операторов, работающих во внутреннем туризме, - 500 тыс. рублей.
На сегодняшний день на территории Приморского края официально существует около 250 туристических компаний и, как утверждают эксперты, 150 из них - реально действующие. На нашем рынке нет ярко выраженных «гигантов» отрасли, для которых десяток миллионов - пустяк. Поэтому туристическое сообщество сильно обеспокоено своей судьбой…
Светлана ОДИНЦОВА, директор компании «Дюна-С»:
- Если все-таки этот закон будет принят, моя фирма присоединится к возмущенному сообществу туроператоров и подпишется под заявлением в Конституционный суд и аппарат уполномоченного по правам человека России на предмет легитимности принятия данного решения. Моя компания - независимая и не является членом Российского союза туриндустрии, но в борьбе с возникшей проблемой мы решили бороться, что называется, плечом к плечу и объединились с другими компаниями со всех регионов России.
В силу нашего географического положения все приморские турфирмы занимаются внутренним, въездным и выездным туризмом. То есть для всех фирм размер фингарантий составит 10 млн. рублей - это нереальная, безумная цифра для местного бизнеса.
Конечно, новый закон принимается, чтобы обеспечить финансовую безопасность для туристов. И мы не уходим от ответственности, понимаем, что такая защита необходима, это нормальное требование при возможном вступлении России во Всемирную торговую организацию. Мы не против самих финансовых гарантий, мы не согласны с их размером. Идея ввести гарантии в таком размере принадлежит 10-15 крупнейшим московским турфирмам, которые и завладеют всем рынком страны в случае принятия закона. Под защитой прав путешествующих мы усматриваем только лоббирование их интересов. Отрасль, которая создавалась и крепла последние 15 лет, ждет разруха - как после атомной войны. На руинах останутся жить только монополисты.
Повторю, мы не против реформы, мы за то, чтобы к размеру финансовых гарантий был принят дифференцированный подход в зависимости от оборота компаний, от объема услуг. Поймите, есть колоссальная разница, если компания в день отправляет пять чартеров в Таиланд и на Бали, как московские крупные операторы, или один автобус в Суйфэньхэ, как, например, моя фирма.
Наталья КАЛАЧИНСКАЯ, генеральный директор компании «Гаваньтурцентр»:
- Финансовые гарантии - это нормальная и законная форма работы туристических фирм во многих странах мира. В США, Китае, европейских странах работают такие формы обеспечения. Только там они на порядок ниже, нежели в российском законопроекте. Я считаю размер финансового обеспечения нормальным на уровне 35 тысяч долларов (менее 1 млн. рублей. - Прим. авт.) - именно таков он в озвученных странах.
Что же касается фирм, то для них «вынуть» 10 млн. рублей из бизнеса и заморозить на банковском счете достаточно проблематично. Однако это не значит, что кто-то откажется от деятельности. Просто туроператоры откажутся от своего статуса и станут турагентами.
Вообще же закон в первую очередь коснется туристов. Однако, на мой взгляд, они не выиграют, как обещает законодатель, так как гарантии обеспечивают финансовую безопасность туриста, а проиграют. К примеру, турфирма «кинет» своего подопечного где-нибудь в Египте. Последнему же придется на собственные средства покупать билет до Москвы. И только там или по приезде к месту жительства - возвращать потраченные деньги и, возможно, средства за моральный ущерб в судебном порядке. Вообще же турфирмы заложат потраченные на фингарантии средства в стоимость турпутевок, поэтому если закон примут в таком виде, то рост цен на путевки неминуем. Я считаю, что принятие этого закона инициировали не из соображений безопасности туристов, а из чьих-то других материальных интересов.
Автор: Татьяна Куликова Анатольевна