Дорогая зима. Субсидии не покрывают и малой доли расходов на жилищно-коммунальные услуги
В самые «дорогие» по оплате жилищно-коммунальных услуг месяцы – зимние – Приморье в который раз оказывается на пороге социального взрыва. Протестует население Дальнегорска, других городов и районов.
В самые «дорогие» по оплате жилищно-коммунальных услуг месяцы – зимние – Приморье в который раз оказывается на пороге социального взрыва. Протестует население Дальнегорска, других городов и районов.
На этот раз причинами стали новый механизм расчета субсидий и новые размеры региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, в соответствии с которыми начисляются теперь субсидии. В отопительный сезон многие оказались просто не в состоянии оплачивать приходящие квитанции, поскольку предоставленные субсидии покрывают лишь мизерную часть расходов на оплату жилья и коммунальных услуг, доля которых в доходах семей нередко зашкаливает далеко за 22 процента.
Порядок начисления субсидий поменялся в связи с изменением российского законодательства. В соответствии с новым Жилищным кодексом и постановлением правительства от 14 декабря 2005 года № 761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» с 1 января прошлого года расчет субсидий стал производиться, исходя не из фактических расходов семей на оплату жилищно-коммунальных услуг, как было раньше, а из размера регионального стандарта стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг.
Первоначально на 2006 год постановлением администрации Приморского края от 16 января № 6-па были установлены стандарты стоимости жилищно-коммунальных услуг в целом по каждому муниципальному образованию из расчета на один квадратный метр общей площади жилья. Позднее, приводя правовую базу края в соответствие с федеральным законодательством, были рассчитаны новые региональные стандарты стоимости жилищно-коммунальных услуг на 2006 год с дифференциацией по городским округам и муниципальным районам Приморского края с разбивкой по группам домов с учетом их уровня благоустройства. Расчеты производились на основании сведений, предоставленных муниципальными образованиями, учитывающих установленные в каждом городе и районе размеры оплаты жилья и коммунальных услуг. 13 октября 2006 года на этот счет было принято новое постановление краевой администрации – № 226-па.
Принципиальный момент: стандарты стоимости жилищно-коммунальных услуг – одинаковые на каждый месяц календарного года. Понятно поэтому, что в отопительный сезон субсидия будет покрывать гораздо меньшую долю расходов семей на оплату услуг коммунальных предприятий, чем летом. Зато когда нет отопления, за счет нее можно оплачивать гораздо больший, чем прежде, процент выставляемых платежей. Для равномерного получения субсидий необходимо перейти на оплату услуг отопления в течение всего года с разбивкой оплаты теплоэнергии на 12 месяцев. Настойчивые рекомендации о необходимости перехода на оплату отопления равномерно в течение всего года рассылались в муниципальные образования специалистами департаментов социальной защиты и жилищно-коммунального хозяйства. Писали и мы об этом на страницах своей газеты, поскольку только так можно избежать резкой дис-пропорции между выставляемыми платежами в отопительный сезон и предоставляемыми в это время субсидиями.
Однако, судя по всему, в крае была проведена недостаточная разъяснительная работа. И когда стали приходить платежки с огромными суммами за отопление, многие оказались просто в шоке.
Что касается непосредственно величины региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг – нового понятия как в целом российской, так и приморской практики, то сейчас проводится анализ, насколько они обоснованны по каждому муниципальному образованию. В настоящее время в краевой администрации проводится работа по установлению стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг на 2007 год.
Как нас заверили в пресс-службе администрации края, комментарии на этот счет будут предоставлены в ближайшее время.
~~Справка «В»
В соответствии со ст. 159 Жилищного кодекса РФ размеры региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемых для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи, устанавливаются субъектом Российской Федерации. Для семей со среднедушевым доходом ниже прожиточного минимума максимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму.~~
Автор: Надежда БРАЖИНА