Искусственные неровности
Подводя автомобильные итоги 2006 года в Приморье, лишний раз убеждаешься: как встретишь Новый год - так его и проведешь.
Подводя автомобильные итоги 2006 года в Приморье, лишний раз убеждаешься: как встретишь Новый год - так его и проведешь.
Год начался с катавасии, связанной с поправками в правила дорожного движения. Они вступили в силу 1 января: вдруг оказалось, что за городом всегда необходимо включать ближний свет, детей нужно перевозить в специальных устройствах, а красные поворотники оказались вне закона. Немного позже появился и новый ГОСТ, предписавший устанавливать на все автомобили дополнительный стоп-сигнал, обивать «кенгурятники» неким «эластичным материалом», чтобы пешеходам было не так больно, и т. д. Потом, правда, последовали многословные уточнения, разъяснения и даже отмена пункта про красные поворотники (злые языки говорили, что неспроста: как известно, старинная «Волга» Владимира Путина оснащена как раз такими). Но тон уже был задан.
Знак 2.1 - «Главная дорога»
Весь год прошел под лозунгом борьбы за безопасность на дорогах. Не сказать, что раньше этим не занимались совсем, но по сложившейся в России доброй традиции сколько-нибудь серьезной проблемой должен заняться лично президент - только после этого начинает шевелиться могучее российское чиновничество. В конце прошлого года Владимир Путин посвятил смертям на дорогах целое заседание Госсовета, после чего появилась соответствующая федеральная целевая программа. Начиная с этого момента о необходимости снижать показатели человеческих потерь в ДТП говорят даже ленивые: безопасность на дорогах стала очередным необъявленным нацпроектом.
Под флагом борьбы за безопасность выдвигались, скажем так, небесспорные идеи: появились проекты ужесточения наказаний за нарушения ПДД вплоть до фактического введения презумпции виновности, активизировались борцы с правым рулем и т. д. Усилилось внимание и к автошколам.
Знаки 1.32 - «Затор» и 5.4 - «Конец дороги для автомобилей»
Между тем корни аварийности связаны не только с автомобилем и водителем, но еще и с дорогами. А дороги, как известно, - одна из двух главных российских бед. По Владивостоку, например, перемещаться становится все проблематичнее, причем не только в центре. Если, скажем, по Некрасовскому путепроводу поток автомашин движется обычно с нормальной скоростью (более того, 2006 год запомнился несколькими страшными авариями как раз на Некрасовском - вспомнить хотя бы бешеный «Скайлайн», буквально надевшийся на металлический леер у поворота к ТОВМИ, или «Хонду», умудрившуюся перелететь на «встречку» через разделительные бордюры), то в «бутылочном горле» у остановки «Проспект 100 лет Владивостоку» приходится ехать медленно и печально. Это уже стало предметом внимания властей: инспектора ДПС начали регулировать движение пассажирских автобусов, чтобы те выстраивались в одну колонну и не мешали потоку, а дорожники-муниципалы в тех же целях принялись отгораживать автобусные «карманы» бордюрами.
В феврале 2006 года во Владивостоке, а затем и в других приморских городах возобновилась деятельность арест-площадок. Теперь эвакуация во Владивостоке стала более цивилизованной, нежели некоторое время назад: на смену одиозному ООО «Автомиг» пришло муниципальное предприятие «Центр автостоянок», и откровенной «охоты» больше нет. Однако в ноябре руководство госавтоинспекции Владивостока все же заявило, что брошенные где попало машины будут безжалостно помещаться на арестплощадки и эта работа будет усилена. Особенно это касается центра города,превратившегося в одну сплошную пробку.
Однако вряд ли все эти меры кардинально изменят ситуацию. Вот если бы реанимировать давно разработанные планы по реконструкции имеющейся альтернативной дороги вдоль Амурского залива, проложить другие трассы... У этой проблемы кроме финансового есть и еще один аспект: при нашей не самой высокой культуре вождения чем дорога лучше и свободнее, тем она и опаснее. В октябре-ноябре во Владивостоке произошел резкий всплеск наездов на пешеходов, в том числе прямо на «зебрах». После этого городским властям пришлось пойти на увеличение штата так называемых искусственных неровностей, в просторечии - лежачих полицейских.
Знаки 1.11.2 - «Опасный поворот налево», 1.27 - «Дикие животные» и 6.8 - «Тупик»
Уходящий год был очень насыщен околоавтомобильными скандалами. Сначала началась неразбериха, связанная с переходом России на экологический стандарт «Евро-2». Всем, конечно, понятно, что японские автомобили экологичнее российских, но здравым смыслом твердолобость бюрократов не перешибешь. В итоге было вполне по-российски решено брать с импортеров по 3600 рублей с машины за простое оформление сертификата соответствия - без замеров параметров выхлопа. Чем эта процедура отличается от банального «разводилова» перегонщиков где-нибудь под Хабаровском - непонятно.
Другим скандалом обернулась инициатива краевой администрации перевести автомобильный рынок со справок-счетов на договоры купли-продажи. Однако и справки-счета, и «Евро-2» - сущие пустяки по сравнению с настоящими народными волнениями, вызванными планами московских чиновников запретить правый руль. Началось все с показа новой версии «Золотого теленка», в которой «Антилопа-гну» Адама Козлевича многозначительно летела под откос, будучи почему-то праворульной. И пошло: приговор Олегу Щербинскому (его, правда, в итоге удалось отменить), рабочий «КамАЗа», потребовавший от президента пересадить Россию на отечественные авто, и наконец - заявление сенатора Владимира Федорова, возглавившего рабочую группу по разработке федерального закона «О дорожном движении». Если Олег Щербинский стал героем и мучеником праворульного фронта, то Федоров, выступивший за запрет «еретических» автомобилей, превратился в настоящего антигероя года на пару с президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым, решившим прикрыть импорт праворулек уже с 1 января 2007 года. Связано это с валом последовавших протестов или нет, но никаких репрессивных мер в отношении правого руля в России принято не было. Пока.
Знаки 3.17.1 - «Таможня» и 4.2.1 - «Объезд препятствия справа»
Вместе с тем активность отдельных политиков, ратующих за запрет праворулек, привела как минимум к двум косвенным следствиям. Во-первых, в Приморье на самую вершину негласного рейтинга ньюсмейкеров выбились местные Минины и Пожарские, а именно председатель Общества защиты автомобилистов Дмитрий Пенязь и правозащитный тандем Владимир Литвинов - Виталий Береговский (соответственно президент приморской «Свободы выбора» и председатель Антикоррупционной коалиции). Характерно, что и Пенязь, и Литвинов выступили, пусть и безуспешно, на выборах в краевое Законодательное собрание 8 октября. То есть автомобильная общественность уже начинает осознавать себя в качестве политической силы.
Вторым следствием, как бы печально от этого факта ни было сенатору Федорову, стал серьезный рост объемов импорта подержанных японских автомобилей. На волне психоза рынок залихорадило не на шутку. Еще в начале года начальник краевого МРЭО Владимир Горбунов отмечал, что в январе приморцы поставили на учет на треть больше машин, чем за тот же период прошлого года. Примерно тогда же японское информагентство Kaiji Press сообщило, что по итогам 2005 года Россия вышла на первое место в мире по импорту подержанных автомобилей японского производства, наконец обогнав Новую Зеландию и Объединенные Арабские Эмираты (2005 год был не менее богат скандалами, достаточно вспомнить появление движения «19 мая» и таможенные «мини-каталоги»). Апогея этот рост достиг в ноябре-декабре текущего года, что позволяет признать «фактор Федорова» достаточно серьезным. На Владивостокской таможне даже пришлось вводить вторую смену.
Знак 1.15 - «Скользкая дорога»
На этой не очень праздничной ноте мы расстаемся с 2006 годом. Что нас ждет в 2007-м - пока никто не знает. Это может быть, например, сильное ужесточение санкций за нарушения ПДД (верится охотно), обещанная отмена чиновничьих привилегий на дорогах (верится с трудом) или продолжение вытеснения с рынка правого руля (верить не хочется, но...). С наступающим!
Автор: Василий АВЧЕНКО, «Владивосток»