Они не должны вернуться

Премьера краевого театра молодежи, увы, пришлась как нельзя ко времени. Увы, потому что вызывает она не столько и не только художественные, творческие раздумья (чего вполне заслуживает), сколько навевает мрачные мысли о нашей абсурдно-трагической жизни.

26 дек. 2006 Электронная версия газеты "Владивосток" №2072 от 26 дек. 2006

Премьера краевого театра молодежи, увы, пришлась как нельзя ко времени. Увы, потому что вызывает она не столько и не только художественные, творческие раздумья (чего вполне заслуживает), сколько навевает мрачные мысли о нашей абсурдно-трагической жизни.

«Иногда они возвращаются…» - так называется спектакль, поставленный по пьесе известного польского автора Славомира Мрожека. Драматургия Мрожека, возникшая в середине прошлого века, принадлежит к направлению, мимо которого гордо и независимо прошел отечественный театр, - драматургии абсурда, ею в ХХ столетии увлекался весь цивилизованный мир.

Правда, к чести театра молодежи надо сказать, что в репертуаре в разные годы был спектакль одного из основоположников абсурдистского театра Сэмюэла Беккета «В ожидании Годо», а позже – «Королева насекомых» Теннесси Уильямса.

И вот Мрожек… Поставил спектакль молодой режиссер Сергей Руденок. Наверное, именно молодым, не зашоренным привычным психологическим реализмом, осваивать авангард и именно театру молодежи надо смелее идти на эксперименты, чтобы на приморской сцене были заполнены самые разные жанровые ниши…

На подмостках – стерильно-белый кабинет окулиста (оформление Виктора Шматка). Кажется, ничто не предвещает всяческих страстей. Хотя нет, на предстоящий ужас зрителя уже настроили кинокадры, предваряющие спектакль. (Кстати, надо проверить, мне они показались затянутыми, уже через 30-40 секунд все ясно.) На экране – насилие, погромы, изуверства и жестокость, начиная с гитлеровских молодчиков и до современных отечественных нацпатриотов, фашистов и т.д. и т.п. А за кадром, превышая все мыслимые децибелы, бьет по нервам чудовищная бешеная музыка.

В стерильном кабинете появляются два пациента: дед и внук. Они ищут некоего Кароля (именно «Кароль» называется пьеса Мрожека), чтобы убить его. А дальше… дальше истерия, изуверства, убийство, ужас… Мифическим Каролем, оказывается, может стать любой из нас: старых и молодых, русских и нерусей, богатых и бедных. Потому что насилие, бессмысленный террор, нравственная деградация, кажется, достигли своего пика. Душу обжигают шокирующие сообщения последних недель: сожгли заживо в деревенском доме священника, его беременную жену, троих малолетних детей в Тверской области; в Запорожье взрослые мужики от нечего делать обстреляли пулями для пейнтбола поезд с детьми; во Владивостоке в переполненном автобусе среди бела дня убили 16-летнего мальчика при полном непротивлении пассажиров. А раньше в Питере убили таджикскую девочку, вся вина которой была в том, что она родилась нерусской. Наверное, хватит подобных примеров.

Спектакль Сергея Руденка об этом и не только. Он философски шире, он о человеческой низости и трусости, о неистребимой тяге к насилию, опасности фашизма. Не случайно в развороченном врачебном кабинете опускается задник с «Герникой» Пикассо – вечным символом войн на планете Земля. На подобных страшных ассоциациях, а порой смешных символах строится спектакль. Сергей Руденок умело нагнетает художественные средства, предельно обостряет жизненные ситуации, сатирически укрупняет их. Нет смысла перечислять многочисленные выразительные и смелые режиссерские находки, их надо видеть.

Прекрасно работают актеры в спектакле. Во-первых, точен внешний рисунок ролей: зализанный чистенький интеллигент-доктор; рыхлый бледный толстяк в коротких штанах на подтяжках, с пионерским горном в руке – этакий гитлерюгенд – внук; щуплый дед в фашистской каске, в красной футболке с серпом и молотом, в военном кителе. Хорош Александр Волосянко в роли деда, отлично держит актер форму, радует точным чувством ритма и стиля. Его герой смешон, нелеп и страшен одновременно, он сумасшедший идеолог фашизма: найти Кароля и стрелять, стрелять, стрелять…Полуидиот, по-бычьи сильный, как манкурт, прущий напролом внук, таким его играет Михаил Климов. Мягкотелый, думающий только о себе, любимом, готовый предать и продать окулист Романа Григорьева. Молодцы, господа артисты!

На сцене – агрессия, подлость и злоба

__________________________________________________

И последнее. За мной в зрительном зале на премьере сидела довольно большая группа подростков. Начались кинокадры, бесцеремонно светя большим фонарем в лица зрителей, пошли по залу внук с дедом, по-хамски расположились в кабинете врача… и соседи-подростки радостно заржали и начали отпускать дурацкие реплики. Я сжалась: все, не дадут толком посмотреть спектакль. И вдруг в какой-то момент неотесанные и просто дурно воспитанные молодые зрители затихли, и дальше их реакция на происходящее на сцене была точной и адекватной.

Может быть, есть надежда, что это поколение поймет наконец простые человеческие истины, научится разбираться в подлинных ценностях; теплится надежда, что есть свет в конце тоннеля.

Автор: Галина ОСТРОВСКАЯ, специально для «В», Юрий МАЛЬЦЕВ (фото), «Владивосток»