Макаренко бы одобрил?
«Мы должны создать специальную государственную программу. Прошу больше не затягивать», - сказал недавно Владимир Путин на совещании с членами правительства, имея в виду программу поддержки детей, оставшихся без попечения родителей, и призвал принять активное участие в ее разработке Минсоцздрав, Минобрнауки, Минрегион и МВД.
«Мы должны создать специальную государственную программу. Прошу больше не затягивать», - сказал недавно Владимир Путин на совещании с членами правительства, имея в виду программу поддержки детей, оставшихся без попечения родителей, и призвал принять активное участие в ее разработке Минсоцздрав, Минобрнауки, Минрегион и МВД.
Тем временем пенсионер Владимир Полухин из Владивостока прислал в редакцию вопрос, который он хотел, но не смог задать по «Прямой линии» президенту. Владимир Алексеевич пишет: «Еще во времена разрухи (революция, гражданская война) в стране было много беспризорников, но были и те, кто вылавливал их и отдавал таким педагогам, как Макаренко, воспитывающим настоящих людей. Почему же сейчас в развитой стране по ТВ призывают: «В нашей стране 750 тысяч обездоленных детей, им нужна ваша поддержка и забота»? Как мы дошли до этого, и наша ли должна быть это забота или государства?».
Легче всего сказать, что забота должна быть общей – и каждого человека в отдельности, и правительства. Однако это лишь слова. Что происходит на самом деле? А на самом деле в нашем крае произошел значительный перелом по отношению к этим детям. Если совсем недавно участливый народ собирал поношенную одежду, не нужные уже в семьях игрушки и книжки и привозил все в детские дома, то теперь в этом нет необходимости – большинство учреждений неплохо обеспечены. Лишь в отдаленных приютах еще рады такой помощи. Осознав это, люди задумались – чем же еще помочь маленьким и обездоленным? От разовой и порой случайной благотворительности в нашем крае начали переходить к настоящей работе с детьми, которых нужно не только кормить и одевать, но и воспитывать, дарить им любовь и внимание. Новые взаимоотношения особенно хорошо видны в социально-реабилитационном центре «Парус надежды», который возглавляет Татьяна Гольцова. Татьяна Павловна и рассказала о том, что радует ее в новой ситуации.
Прежде всего то, что появилось много общественных организаций, в которых собираются люди с добрыми душами и большими сердцами, очень неравнодушные и желающие работать не ради «галочки» или собственных интересов. «Рамки реабилитационного пространства значительно раздвинулись», - поделилась Татьяна Павловна. «Парус надежды» уже не первый год связывает крепкая дружба с православной гимназией. Духовное сопровождение брошенных ребятишек чрезвычайно важно – их крестят, у них появляются крестные родители. Пусть не настоящие, но все же родители. Ребятишки не только посещают духовные уроки, но могут поделиться с отцом Андреем самым сокровенным, тем, о чем они не в состоянии иногда рассказать педагогам. Дети в социальных приютах, как правило, сложные, с изломанными судьбами, им действительно нужен настоящий духовник. Кроме того, крестные у этих детей не формальные – они не оставляют своих подопечных и при переходе их в детский дом, и при выходе во взрослую жизнь. Кому-то религиозное воспитание может не понравиться. Но назовитесь тогда не крестным, не рассказывайте о семи заповедях, а просто возьмите на себя ответственность за судьбу конкретного маленького человека, тоже переписывайтесь, приезжайте в гости. Есть желающие? Пожалуйста.
Этого мальчика зовут Кузьма, ему девять лет. Замечательный, веселый, умный, контактный мальчишка привязан к инвалидной коляске, у него врожденное недоразвитие нижних конечностей. Судьбой сироты Кузи обеспокоены многие люди, но в России ему вряд смогут сделать протезы. У него появилось много друзей после того, как пацан попал в «Парус надежды», однако индивидуальной любви все же не хватает. Сейчас он в очередной раз находится в Центре охраны материнства и детства, сотрудники реабилитационного центра пообещали Кузьме обязательно забрать его из больницы на Новый год, ведь и дети, и взрослые успели полюбить этого маленького звонкоголосого певца с очень сильными руками.
Члены известного фонда «Мама», как сказала Гольцова, мыслят не так, как привыкли педагоги, они другие – просто мамы. Недавно они предложили напечатать на открытках рисунки детей с указанием их имен. Совсем скоро такие открыточки появятся, на них будет написано: «А мать одна тебе дается, чтоб ты ее любить не уставал. А каково без матери живется, спроси у тех, кто маму потерял». Будут эти рисунки дариться, распространяться на благотворительных аукционах и просто вручаться их авторам, которые могут с гордостью послать свои творения кому-то из оставшихся еще близких людей. Членов этой общественной организации интересуют вопросы патроната, усыновления, семейно-воспитательных групп. Недавно в «Парусе надежды» был создан клуб приемных родителей. Оказалось, что такая форма общения чрезвычайно нужна, приемные родители и их дети нуждаются в друзьях. Перезнакомившись, они теперь ездят друг к другу в гости, делятся опытом. Так важно – чувствовать себя не одиноким в этом сложном мире. Недаром клуб назвали «Оберег».
Есть среди друзей центра другая общественная организация – «Владмама», которая создала для «Паруса надежды» собственный сайт. Молодые женщины со своими ляльками приезжают, водят хороводы, поют песни. Однажды покритиковали директора за старые одеяла, на что та ответила: «Критиковать каждый может». В ответ – на собранные деньги мамочки через неделю привезли для всех ребятишек новые одеяла. Подарки, конечно, приятны и нужны, но главное в другом – в индивидуальном общении, в соучастии. После того как у центра появился свой сайт, десяткам ребятишек изо всех уголков страны были отправлены поздравительные открытки, которые им вручат на Новый год. Совершенно незнакомые люди, раньше и не слышавшие о владивостокском реабилитационном центре, нашли самые нужные, самые добрые слова для одиноких душ. Поэтому, как говорят сотрудники, «мы «Владмаму» просто обожаем».
Не меньше здесь любят и байкеров, с которыми «Парус надежды» дружит уже шестой год. При первой встрече сотрудники напряглись – что за люди приехали? Теперь же ждут их с нетерпением, а байкеры приезжают веселые, чудят, привозят елку, играют с детьми, задаривают их подарками. Вряд ли кому из ребятишек доводилось в своей непростой жизни так удивительно отмечать Новый год. Несколько лет дружит центр и с МГУ, куда в очередной раз собираются вскоре поехать в гости – волонтеры устроят им праздник, а дети в ответ готовят концерт. Среди настоящих друзей «Паруса надежды» есть и Дальневосточный центр, работающий с жертвами насилия. Их помощь переоценить невозможно.
В Интернете активно обсуждается идея поздравить ребятишек из «Паруса надежды» новогодней открыткой. Одно из предложений звучит так: «Давайте подумаем над другими детскими домами. Почему бы не сделать подарки и им?». Но есть и возражения: «Это не сложно, но я следую банальному – мы ответственны за тех, кого приручили. Если возьмем еще списки, то я буду чувствовать себя обязанной помогать и этим детям, а я уже езжу в приют и туббольницу, да и своих трое. На всех меня точно не хватит, хотя идея очень хорошая». А что думают по этому поводу наши читатели?
Сейчас девять ребятишек из центра находятся в семейно-воспитательных группах. К сожалению, такая форма еще не широко распространена. Однако не каждый решится сразу взять ребенка, ведь даже с маленьким может не возникнуть контакт, не придутся они друг другу по душе. В семейно-воспитательной группе проходит проверка отношений, после чего большинство детей обретают родителей. Таким образом социально-реабилитационный центр создает предпосылки для возникновения нормальной семьи, в которой ребенок наконец-то ощутит любовь. Ну а те, для кого родителей все же не найдется, обретают в центре надежных друзей – дружба, как известно, намного важнее, чем простая благотворительность.
Автор: Галина КУШНАРЕВА (фото автора), «Владивосток»