Энергия реформы
Как уже сообщал «В», в канун Дня энергетика председатель правления РАО «ЕЭС России» Анатолий Чубайс провел в Москве большую пресс-конференцию для региональных журналистов. Вот некоторые, наиболее, пожалуй, интересные фрагменты из его ответов; интересные в первую голову для нас, живущих на российском Дальнем Востоке.
Как уже сообщал «В», в канун Дня энергетика председатель правления РАО «ЕЭС России» Анатолий Чубайс провел в Москве большую пресс-конференцию для региональных журналистов. На встречу Чубайс прибыл в строгом черном костюме, голубой сорочке и синем галстуке; отвечая на вопросы, не пользовался ни документами, ни ноутбуком, демонстрируя великолепное владение ситуацией и лишь изредка консультируясь с сидящим рядом членом правления РАО «ЕЭС России» Андреем Трапезниковым.
Послушать умного человека всегда полезно, особенно если его слова, а тем более действия идут вразрез с глубинными тенденциями, набирающими в стране силу.
В ключевых - нефтяной и газовой - отраслях мы наблюдаем все большую монополизацию, подобные «телодвижения» заметны в металлургии, алюминиевой промышленности.
А Чубайс - вот уж точно: «рыжему неймется» - настойчиво и целенаправленно осуществляет свою реформу, вся суть которой сводится к тому, чтобы уничтожить, ликвидировать РАО «ЕЭС России», создав вместо естественного монополиста десятки конкурирующих между собой компаний, в первую очередь - генерирующих. И по его твердому и глубокому убеждению, это - единственный путь, которым может выбраться из системного кризиса энергетика страны.
Впрочем, в чем, в чем, а в железной логике Анатолию Борисовичу никогда нельзя было отказать.
Вот некоторые, наиболее, пожалуй, интересные фрагменты из его ответов; интересные в первую голову для нас, живущих на российском Дальнем Востоке.
О стратегии
- Первая и главная проблема, с который мы сегодня сталкиваемся, - острейший дефицит электроэнергии. Как и многие другие отрасли, к примеру то же коммунальное хозяйство, энергетика подошла к рубежу веков в весьма изношенном состоянии. Между тем в стране начался экономический рост, растут и потребности (в том числе и энергетические) граждан. Все это привело к тому, что на энергорынке возник колоссальный дефицит.
Не секрет, что 16 регионов Российской Федерации живут сегодня в условиях пиковой нагрузки - так мы деликатно называем регулярные и, к сожалению, вынужденные отключения электроэнергии.
В течение нескольких лет мы отрабатывали идеологию и стратегию реформы, которая, по нашему замыслу, должна не только вывести энергетику из прорыва, но и дать мощный толчок развитию всей экономики страны. Огромной сложности задача. Поэтому идеология подготовки, осуществления и самого механизма реформирования отрасли готовилась нами крайне тщательно. У нас ушло немало времени на то, чтобы убедить в правильности выработанной нами концепции все уровни власти. Предельная осмотрительность первых лиц государства в этом моменте вполне понятна - энергетика, а точнее, даже энергетическая безопасность является стратегическим вопросом для России, как, впрочем, и для любого другого государства.
О решениях и ликвидации
Не случайно за последнее время прошло четыре совещания у президента страны, три заседания правительства, посвященных реформированию РАО «ЕЭС России» и отрасли в целом. Пришло осознание, понимание всего комплекса проблем и путей их преодоления. Из этого осознания мы пришли к принятию целого перечня решений: что, где, кем и когда должно быть сделано.
Но рядом с глаголом «сделать» должен стоять еще один глагол: «профинансировать». Мы разработали и утвердили инвестиционную программу на 5 лет - с 2006 по 2010 год. Цена этой программы - слушайте внимательно - 81 миллиард долларов. Я глубоко убежден, что это самая крупная инвестиционная программа за всю российскую историю - в принципе, среди всех отраслей. При этом, подчеркну, источники финансирования проработаны в программе детально.
О ближайших планах. Сейчас мы заканчиваем проработку схемы развития отрасли на период до 2020 года. Это более чем серьезный документ, и не позже чем 31 марта 2007 года он должен быть передан нами в правительство. Также в следующем году, видимо, ближе к концу весны мы планируем провести еще одно, принципиальное собрание акционеров; по моим осторожным прикидкам, решения этого собрания будут выполняться где-то около года, а это значит, что к середине 2008 года наша компания, естественный монополист под названием РАО «ЕЭС России» триумфально (!!!-Ред.) прекратит свое существование.
Но к этому времени мы полностью запустим маховик преобразований, нацеленный по следующему вектору: начало реформ - инвестирование - преодоление дефицита - рывок всей экономики страны.
О деньгах
Теперь самый главный и интересный для большинства вопрос: где мы возьмем столь существенные финансовые ресурсы, которые планируем привлечь для обеспечения реформы и обновления всей энергетической отрасли?
Ответ прост и ясен: у частного инвестора. Касается это прежде всего генерирующих компаний, т.е. занимающихся производством энергомощностей. Как известно, на начальном этапе реформы было сформировано семь ОГК (оптовых генерирующих компаний) и 15 ТГК (территориальных генерирующих компаний). На первом этапе все они являлись 100-процентными «дочками» РАО «ЕЭС России». Однако в ходе реформирования государство будет стремиться к прекращению (или минимизации) своего участия в уставном капитале генерирующих компаний, т.е. данные компании постепенно могут стать полностью частными, а значит - более привлекательными для инвесторов.
Как вы знаете, первый шаг мы уже сделали в этом году - на рынок IPO (ценных бумаг) была выведена ОГК-5. За один день и за один раз через подписку на акции мы привлекли 485 миллионов долларов. Почти полмиллиарда! Подчеркну - почти полмиллиарда! Для сведения: это - больше, чем за последние 15 лет (т.е. практически всю новейшую российскую историю) было вложено в отечественную энергетику из бюджетов всех уровней.
В наступающем, 2007 году мы планируем провести 15 IPO, которые, по осторожным оценкам, принесут 10 миллиардов, а по оптимистичным - 15 миллиардов долларов. Эти цифры взяты не с потолка; во-первых, один пример успешной подписки я уже привел, во-вторых, мы видим живой интерес инвесторов, которые едва ли не выстраиваются в очередь друг за другом.
Иное дело с сетевыми компаниями. Это стратегический ресурс, и риск здесь недопустим. После завершения реформирования электроэнергетики ОАО «Федеральная сетевая компания» станет самостоятельной, однако доля государства в ее уставном капитале составит 75 процентов плюс одна акция. А в межрегиональных сетевых распределительных компаниях доля государства составит не менее 52 процентов. В их обновлении (в условиях сохранения известной госмонополии) государство примет более активное участие. В федеральном бюджете на 2007 год, который, как вы знаете, уже прошел все чтения, на эти цели заложено порядка 45 миллиардов рублей.
Не стоит, однако, думать, что все в ажуре. Я не стану говорить, что у нас существуют большие проблемы в теплоэнергетике, но вместе с тем должен признать, что здесь, на этом направлении у нас нет полной, проработанной стратегии - такой, скажем, как в области производства и распределения электроэнергии. Скажу больше: такой стратегии нет ни у кого. Думаем. Думаем вместе со всем аналитическим сообществом.
Об экспорте в Китай
На Дальнем Востоке, прежде всего в его южной части, сегодня сложилась парадоксальная (по сравнению со всей страной) ситуация - здесь нет дефицита электроэнергии, наблюдается даже некоторый ее избыток, есть и резервные мощности. Рядом - гигантский Китай, испытывающий острую нехватку электроэнергии, причем с годами эта нехватка будет только возрастать. Мы подписали с Китаем документы, согласно которым соседи готовы покупать у нас порядка 50-60 миллиардов киловатт. Вдумайтесь в эту цифру, не забывая о том, что сегодня вся дальневосточная энергетика вырабатывает около 30 миллиардов. Обсужден и решен вопрос и по экспортной цене. Общая стоимость проекта - более 10 миллиардов долларов, и Китай проявляет готовность в большей части этот проект инвестировать. Не думаю, правда, что нам нужно, чтобы Китай выступал в роли столь массированного инвестора.
Но, как вы понимаете, поставка мощностей в таком объеме - это уже вопрос, прямо скажем, геополитический. И решаться он должен не нашей компанией, а на самом высоком государственном уровне. Мы ожидаем, что такое - политическое решение будет принято в течение ближайших двух месяцев, и если оно будет положительным, то начнется детальная проработка грандиозного проекта.
В этой ситуации едва ли не весь юг Дальнего Востока должен превратиться в огромную строительную площадку. И здесь уже вопрос стратегический для страны. Мы часто слышим о депрессивности этого региона, о необходимости льгот, субсидий, преференций и т. д. Это - не стратегия. А вот развернуть здесь мощное строительство с соответствующим подтягиванием кадровых ресурсов - это стратегия.
О проблемах
На Дальнем Востоке у нас более или менее стабильная ситуация в его материковой части. Куда хуже обстоит дело на Сахалине и Камчатке, которые постоянно лихорадит. Камчатка вообще стала своеобразным символом разрухи, там скопились многомиллиардные долги, делавшие положение тупиковым. Нам удалось разрулить эту ситуацию, однако кардинального решения все равно нет. Завозимые морем уголь и мазут делают киловатт золотым. Мы перебрали массу вариантов. Скорее всего будем сами разрабатывать газовое месторождение у западного побережья полуострова, тянуть трубу и т.д. Это, конечно, тоже безумные затраты, но завозное топливо сегодня еще безумнее.
Нет пока кардинального решения и по Сахалину. Самое разумное решение здесь - переводить тепло- и электростанции на газ. Но газ нам здесь предлагают по цене минимум 150 долларов за тысячу кубометров. Это много. Даже очень много. Или подскочит тариф для населения, или сильный удар получит местный бюджет, или энергетика начнет загибаться. Пока решения нет, мы его продолжаем искать.
О команде «Луч»
(Корреспондент «В» задал вопрос: - Как вы оцениваете выступление в минувшем сезоне команды «Луч-Энергия», учитывая, что наряду с такими гигантами, как «Газпром», «Лукойл», «Внешторгбанк» и т.д., РАО «ЕЭС России» теперь тоже представлено в российской премьер-лиге?)
- Оцениваю очень положительно. Хотя, честно сказать, поддержку «Лучу» оказываем не мы, а наши дальневосточные коллеги. Думаю, что это правильно, «Луч-Энергию» и дальше не бросим, поддержка будет продолжаться.
Об отравлениях и безопасности
Меня часто спрашивают в последнее время о моем отношении к этим событиям. Что касается Литвиненко, то насколько я знаю, сейчас расследованием занимаются лучшие спецслужбы мира. И я убежден, что все раскроют. Что касается Гайдара… Я разговаривал с его лечащими врачами, поверьте, это не самые худшие специалисты, так вот они в один голос утверждают, что не знают ни одного заболевания, которое давало бы такие симптомы. То есть это не естественная причина. Думаю, что и здесь рано или поздно все станет известно.
Своей безопасностью я начал заниматься еще лет двадцать назад. Хорошо понимаю, что есть масса людей, которые очень хотели бы видеть мой труп. Однако охрану не увеличиваю, достаточно того, что есть.
О перспективах СПС
Я член этой партии с момента ее создания и горжусь этим. Перспективы СПС рассматриваю, как вполне реальные и серьезные. Смотрите: если бы я месяц назад предсказал наш результат в Перми, где мы получили 16 с половиной процентов и заняли второе место за «Единой Россией», то меня только самый ленивый не обсмеял бы. Однако - результат, как говорится, налицо. В марте у нас в стране должны пройти выборы в региональные органы законодательной власти в 15 регионах. Я вам твердо заявляю, что мы будем биться везде и настроены отнюдь не на поражение.
А март станет генеральной репетицией перед осенью - выборами в Государственную думу.
Автор: Записал Андрей ОСТРОВСКИЙ, «Владивосток»