Бесправный съем квартиры
Квартиру снимают не от хорошей жизни. Как минимум половина тех, кто является арендатором квартир, проживают в городе незаконно - без регистрации. Добавить сюда молодые семьи, рискнувшие отправиться в «самостоятельное плавание» и не располагающие особыми финансами, - вот большинство клиентуры квартирных агентств...
Квартиру снимают не от хорошей жизни. Как минимум половина тех, кто является арендатором квартир, проживают в городе незаконно - без регистрации. Добавить сюда молодые семьи, рискнувшие отправиться в «самостоятельное плавание» и не располагающие особыми финансами, - вот большинство клиентуры квартирных агентств. Среди тех, кто сталкивался с компаниями, оказывающими услуги по съему жилья, довольных мало. Возможно, одна из причин в том, что в каждом случае агентства выдвигают помимо своих собственных еще и персональные требования других людей - со своими представлениями о морали, домашнем уюте и ведении хозяйства.
Вот несколько реальных историй о съеме квартир во Владивостоке. Фамилии участников изменены по причине того, что все эти люди до сих пор продолжают жить в съемных квартирах, опасаясь, что обнародование описанных фактов может повлечь нежелательные последствия. Надеемся, что этот материал возьмут на заметку как сами агентства, так и контролирующие организации. Пусть их возьмут на заметку и сами работники сферы недвижимости, чтобы взглянуть, так сказать, на проблему с другой стороны.
История первая: ребенок - вне договора
Татьяна Мирошина (фамилия изменена):
- На собственное жилье мы с мужем еще не накопили и вынуждены постоянно мотаться по съемным квартирам. В одной из фирм нам за считанные дни подыскали чудесную однокомнатную квартиру на улице Гризодубовой во Владивостоке. Агент заливался соловьем: он обратил наше внимание и на крепкую входную дверь, и на шикарный вид из окна, и на веселенькие шторки на окнах. Договор подписали буквально в тот же день - настолько были в восторге от будущего жилья. Однако разочарование настигло, когда уже пришли заселяться. Весь потолок ванной комнаты был покрыт грибком, дощатые полы скрипели и проваливались, а между оконным проемом и рамой была такая щель, что по квартире гулял ветер. Получилось, агент показал нам то, что ему было выгодно, и мы, как ни обидно, на это клюнули. Плакать поздно - стали потихоньку обустраиваться.
Так прожили год, я забеременела, лишних хлопот с переездами не очень-то хотелось, и мы решили перезаключить договор и остаться в этой же квартире. Однако все вышло по-другому. Обязательным условием нашего договора было отсутствие детей, и агентство нам об этом деликатно напомнило. Но не делать же мне аборт из-за какой-то там съемной квартиры? В итоге расторгать договор конкретно из-за ребенка фирма, конечно, не стала, хотя, по сути, именно так и сделала. Как только малыш родился, объявился какой-то родственник хозяйки съемной квартиры и сообщил, что ему срочно нужно жилье. А раз так, контракт расторгли в одностороннем порядке, и нас с двухмесячным ребенком выгнали на улицу. Каково же было удивление, когда мы случайно узнали, что никакой родственник в квартиру так и не въехал, ее до сих пор сдают.
А как уже выяснилось после, все дело было в том, что до нас эту квартиру снимала семья с двумя маленькими детьми, которые разрисовали обои. Выселили нас из-за того, что хозяйка боялась, что и наш ребенок испортит ее имущество.
История вторая: дитя неприкаянное
У Натальи с мужем после рождения второго сына не было времени и возможностей долго раздумывать о том, где жить. Первая попавшаяся фирма быстро подыскала для молодой семьи двухкомнатную квартиру на улице Жигура, как раз рядом с детским садом, в который записан трехлетний сынишка. Так же быстро стороны заключили договор найма. На месяц. Потому что клиенты могли заплатить только 10 тысяч рублей, не считая восьми, которые фирма запросила за услуги. Договорились продлевать контракт каждый месяц.
И вот не проходит и месяца, объявляется хозяйка квартиры. Довольно жестко женщина просит, что называется, освободить помещение. «Как же так?» - искренне удивились супруги. Ведь фирма совсем не предупреждала о том, что их могут выселить через месяц. После недолгого выяснения отношений, когда Наталья в сердцах пригрозила компании судом, ее менеджеры спокойно так ответили: «Подавайте в суд, еще посмотрим, кто кого!». Однако ни сил, ни денег судиться у матери двоих детей нет. А жить где-то надо. Причем не за 18 тысяч, как предлагают им теперь в других агентствах, и не на другом - далеком от детского сада конце города.
- Если бы я сама знала, что квартира сдается на месяц, я бы сказала об этом семье, - прокомментировала менеджер агентства Виктория. - Но никаких обязательств с нашей стороны мы не несем, потому что договор краткосрочный. Мы можем давать какие-то гарантии, что такого не случится, если клиент заключает длительный договор - на срок от полугода и больше. Сколько мы в этом случае берем за услуги? 100 процентов арендной стоимости…
История третья: кто диктует цены?
Екатерина Лидина (фамилия изменена):
- Летом этого года появилась необходимость снять квартиру. Подходящий вариант - на улице Шилкинской - нашли быстро, тем более что услужливая девочка из агентства была готова хоть целый день водить нас по объектам, лишь бы мы остановились на чем-то. Одна квартира нам особенно понравилась, и мы решили не искать больше, а прямо тут заключить договор. Цена вопроса - 11 тысяч рублей за двухкомнатное помещение. Девочка-агент уверила, что хозяйка будет не против животных в доме (а для меня, заядлой кошатницы, это важно!) и что легкий косметический ремонт можно будет сделать за счет арендной платы. Мы, довольные условиями, тут же все подписали и отдали деньги.
Однако на следующий день появилась разъяренная хозяйка… Оказалось, ее в агентстве не уведомили о том, что квартира сдана, более того, она отдавала ключи от квартиры в одно агентство, а мы заключили договор с другим. «Железным» тоном она поставила свои условия: плата за месяц - 12 тысяч, а не 11, как значится в договоре, и никаких четвероногих в доме. Что касается обещанного ремонта, хозяйка пообещала сама привезти нам обои, но до сих пор почему-то не выполнила обещание. Так и живем с ободранными стенами. Предъявлять претензии - себе дороже.
История четвертая: от обмана спасла хозяйка
Олег Милованов (фамилия изменена):
- Однокомнатную квартиру мы с женой сняли через агентство и до сих пор в ней живем. Как-то раз я пришел платить за съем, и агент с радостью сообщил мне, что хозяйка квартиры изменила стоимость аренды, и теперь мы должны платить не 8,5 тысячи рублей, как раньше, а 10.
Возможно, эта новость меня не так сильно удивила, если бы не два обстоятельства. Во-первых, по договору агентство должно было известить нас о любых изменениях - ценовых или касающихся выселения - за две недели и в письменном виде. А во-вторых, хозяйка квартиры живет в соседнем доме, накануне мы виделись с ней, однако ни о каком увеличении цены даже и речи не было. Платить я конечно же не стал, в тот же день мы с женой пошли к хозяйке. Как мы и подозревали, стоимость аренды она не повышала, более того, пояснила, что цена не будет изменяться до тех пор, пока не повысится стоимость коммунальных услуг.
Сейчас мы по-прежнему платим 8,5 тысячи рублей в месяц. Агентство, конечно, пытается давить, и каждый раз мне приходится обороняться, доказывая, что оно нарушает условия контракта. Договоры, наверное, не просто так существуют!
А примерно две недели назад до нас на уровне слухов дошла информация, что все агентства Владивостока договорились изменить ценовую политику в городе и довести среднюю стоимость аренды однокомнатных квартир до 10 тысяч рублей.
* * *
Комментарий руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю Владимира Таланцева:
- Взаимоотношения между гражданином - потребителем услуг и исполнителем услуг (в данном случае риэлторское агентство) регламентируются федеральным законом «О защите прав потребителей» и Гражданским кодексом Российской Федерации. Риэлторское агентство выступает посредником между владельцем квартиры и гражданином, арендующим ее. Именно владелец квартиры, как собственник товара, определяет цену, по которой он имеет намерение сдавать ее в аренду другому лицу. Риэлторское агентство получает вознаграждение за свои услуги, размер которого определяется соглашением сторон или с владельцем жилья, или с нанимателем.
Риэлторское агентство обязано оформить письменный договор с гражданином-нанимателем, действуя при этом или от собственного имени, или от имени и по поручению собственника квартиры. В любом случае гражданину - потребителю услуги должна быть предоставлена полная и достоверная информация как о риэлторской конторе, так и об услуге, включая стоимость аренды, сроки действия договора, условия внесения различных платежей, ответственность сторон, порядок внесения изменений в договор и др. Условия договора, согласованные сторонами, обязательны для исполнения каждой стороной. Одностороннее изменение согласованных сторонами условий не допускается.
При заключении договора с гражданином риэлторская контора обязана предъявить ему договор с владельцем квартиры, которым последний уполномочивает риэлтора на оказание посреднических услуг. Допускается заключение «тройственного» договора: владелец квартиры - риэлторское агентство - гражданин. Условия такого договора могут быть изменены только с письменного согласия всех трех сторон.
Законодательство допускает заключение прямых договоров аренды гражданином-нанимателем непосредственно с собственником квартиры. В этом случае цена аренды может быть меньше, так как исключается оплата услуг посредника - риэлторского агентства. При этом также целесообразно оформить договор аренды в письменной форме.
Приморское УФАС России не осуществляет контроль за соблюдением законодательства о защите прав потребителей. Жалобы и заявления от граждан на действия риэлторских агентств в управление не поступали. Согласованные действия риэлторских агентств, направленные на одновременное повышение цен на свои услуги без волеизъявления собственника квартиры, могут быть расценены как нарушение ст. 11 федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в части осуществления согласованных действий хозяйствующих субъектов, которые могут привести к установлению или поддержанию цен на услуги. Такие действия запрещены федеральным законодательством. При выявлении таких фактов Приморское УФАС России, безусловно, примет меры по защите конкуренции в этом сегменте рынка и пресечению незаконных согласованных действий.
Автор: Служба оперативной информации «В»