Ты чья, земля?
Несколько лет реализации земельной реформы показали, что у земли получается самым длинным путь к рынку и она тяжелее всего вводится в законный рыночный оборот. Зачастую это стопорится на начальном этапе – разграничении государственной собственности на землю (раньше она вся была государственной).
Несколько лет реализации земельной реформы показали, что у земли получается самым длинным путь к рынку и она тяжелее всего вводится в законный рыночный оборот. Зачастую это стопорится на начальном этапе – разграничении государственной собственности на землю (раньше она вся была государственной). К какой собственности относится земельный участок: федеральной, краевой, муниципальной, частной? Этот вопрос остается открытым до тех пор, пока участок не оформлен юридически и не поставлен на кадастровый учет.
Во Владивостоке такая ситуация – сплошь и рядом, и главным образом, как раз по самим городским землям. Если работа по оформлению федеральной собственности на землю проведена примерно на 70 процентов и чуть больше она сделана на уровне края, то по землям городского поселения – всего на 1,4 процента. А это означает, что во Владивостоке не исполняется постановление правительства о разграничении госсобственности на землю.
«С 2001 года, когда вступил в силу Земельный кодекс, земельная реформа в стране вступила в новую фазу, - рассказывает заместитель председателя комитета по управлению имуществом администрации края Евгений ФОРОСТЯНЫЙ. – Была поставлена задача создать автоматизированную систему управления земельными ресурсами на территории Российской Федерации. На это была направлена федеральная программа, а ее подпрограммой предполагалось разграничить земельные участки на собственность федеральную, краевую, муниципальную, частную, чтобы наладить их хозяйский учет. Единая электронная база позволяла бы сделать максимально прозрачным и контролируемым процесс предоставления земель, учесть налоговый потенциал муниципальных образований. Ведь, как известно, использование земель у нас платное. Работу планировалось завершить к 2007 году».
В 2005 году были подведены предварительные итоги, и они оказались настолько плачевными, что пришлось искать выход, как ускорить процесс. В частности, был принят закон (№ 53-ФЗ от 17.04.06 г.), внесший изменения в Земельный кодекс и ряд федеральных законов по процедуре разграничения государственной собственности на землю. Сама эта процедура была упрощена, и внесено изменение, касающееся административных центров – столиц краев и областей. По этому закону, право распоряжения земельными участками, госсобственность на которые не разграничена, в таких городах могут брать на себя исполнительные органы субъектов РФ. Оно и понятно: краевой центр должен быть образцом в этой работе для других муниципальных образований, а не плестись в хвосте.
Во Владивостоке сложилось так, что программа в последние годы практически не финансировалась, и правовая база для нее не формировалась. Чтобы помочь городу навести порядок и ускорить установление прав собственности на земельные участки, губернатор Сергей Дарькин инициировал разработку закона Приморского края, который бы закрепил право распоряжения земельными участками Владивостока, госсобственность на которые не разграничена, за краевой администрацией. В минувшую пятницу депутаты Законодательного собрания приняли законопроект, вносящий изменения в регулирование земельных отношений в Приморском крае, сразу в трех чтениях. Надо сказать, что Приморье далеко не первым пошло по этому пути. Уже более чем в 20 регионах приняты подобные законы.
Нельзя не понимать, что к такому шагу подтолкнула необходимость выполнения нацпроекта по доступному и комфортному жилью, который сегодня явно топчется на месте. Застройщики в один голос говорят: главной преградой на пути строительства жилья является как раз нерешенный земельный вопрос. За последнее время лишь два участка под строительство жилья в городе были выставлены на торги, а это мизер. В администрации края обещают, что совместно с городской властью сделают основной упор именно на формирование земельных участков под жилищное строительство и готовы взять на себя часть финансовых затрат по этой процедуре.
Речь не идет о том, чтобы забрать у города его полномочия. Но коль он сам не успевает провести необходимую работу, ему недостает на это средств - значит надо помогать. Иначе выполнение земельной реформы и ее важный этап – разграничение госсобственности на землю - могут растянуться до бесконечности. Такой «роскоши» край не может себе позволить, особенно в преддверии форума АТЭС, выполнения проекта «Большой Владивосток» и других программ развития территории.
Первый вице-губернатор Александр Костенко, говоря о необходимости оказания помощи городу, объяснил: «Законопроект ничего другого не преследует, кроме того, чтобы вывести всю землю в нормальные рыночные отношения, использование ее в соответствии с федеральными, краевыми, муниципальными полномочиями. Как можно работать на земле, пока не определен ее собственник? При этом никто не посягает на муниципальные земли. Как только муниципалитет регистрирует свою собственность, он сам ею и управляет, мы к ней не имеем никакого отношения. Не коснутся изменения правоотношений, возникших до принятия этого закона. Не уменьшатся, а наоборот, увеличатся финансовые средства, поступающие в бюджет города от использования земли».
Автор: Надежда БРАЖИНА, «Владивосток»