В пасти у леопарда
В заповеднике «Кедровая Падь» к фотослежению за численностью леопарда с недавних пор присоединились и специалисты по запахам. Дважды здесь уже побывала доктор наук Линда Керли (США) со своим помощником Михаилом Борисенко и собаками.
В заповеднике «Кедровая Падь» к фотослежению за численностью леопарда с недавних пор присоединились и специалисты по запахам. Дважды здесь уже побывала доктор наук Линда Керли (США) со своим помощником Михаилом Борисенко и собаками. С конца 90-х годов они вместе с сотрудником Лазовского заповедника кандидатом биологических наук Галиной Салькиной исследуют местную популяцию тигров по совершенно новой методике - с помощью запахов. В тайге на звериных тропах биологи собирают запах жизнедеятельности хищников. В основном это экскременты, а также мочевые метки, шерсть и другие фрагменты. Известно, что специально тренированные собаки по запаху раскрывают следы преступлений, находят людей под завалами зданий, обнаруживают наркотики в самых потаенных местах. И вот с помощью своего ближайшего друга люди взялись и за изучение тигра и леопарда.
«Владивосток» несколько лет назад уже рассказывал о Линде Керли, о ее удивительных собаках-нюхачах, идентифицирующих крупных кошек по оставленным ими в тайге меткам. К этому можно добавить, что сегодня американский биолог держит в селе Лазо семь собак. Это две немецкие овчарки, два дратхаара, две помесные - лайка и спаниель с лабрадором и сам лабрадор.
Самая старшая и самая опытная - шестилетняя овчарка Панда. Она-то и сопровождала Линду в ее командировках в «Кедровую Падь». Обычно в тайге, на звериных тропах, в поисках следов кошек собаки идут рядом с биологами. Дисциплинированные, они подчиняются командам, и до сих пор не было случая прямых встреч с полосатыми и пятнистыми хищниками. Однако последняя экскурсия по «Кедровой Пади» едва не закончилась потерей Панды.
Линда Керли и Михаил Борисенко поднимались по тропинке к господствующему над местностью кряжу. И вдруг Панда, шедшая чуть впереди, перемахнув самую вершинку и на какие-то мгновения потерявшись из виду, резко завизжала. Как потом сказала Линда, «собака закричала от боли». Еще не видя, что происходит за скалистым гребнем, Керли с Борисенко, не сговариваясь, откликнулись на визг собаки «сумасшедшим криком». С ним они и рванули через гребень, и вовремя: ниже, шагах в двадцати, леопард держал в зубах их Панду, извивающуюся и визжащую. Услышав и увидев людей, зверь бросил овчарку и метнулся в подлесок. Осмотрели раны, оставленные клыками и когтями хищника на шее и на лопатках овчарки, обработали антисептиком и пошли за два километра к избушке. Панда, изредка повизгивая, пошатываясь, но пытаясь после такой переделки сохранить свое собачье достоинство, дошла до избы все-таки самостоятельно.
На заповедном кордоне, который Линда и Михаил выбрали базой, у них была еще одна собака - лабрадор Тим. Он сторожил имущество исследователей, но, в свою очередь, для безопасности от тех же леопардов лабрадора с утра до вечера держали в избушке за закрытыми дверьми. Тим из своих девяти лет жизни шесть провел с прежней хозяйкой, ветеринаром из Германии Клавдией Шон, в Африке. Переехав работать в Уссурийск, Шон передала для обучения лабрадора Линде Керли в таежное село Лазо. Тим здесь прижился, благо, дом ученого стоит на краю деревни, на границе с редколесьем, и место, возможно, напоминает собаке саванну. Пес сочувственно отнесся к Панде, израненной леопардом (ну прямо, как в родной Африке!), и больше суток не отходил от подруги, пока Линда с Михаилом лечили ее. Три дня Панда лежала и не могла есть - клыки большой кошки зацепили и горло. Овчарка с мощным телосложением так отощала, что стала словно борзая, или, как выразилась Линда, «суперфотомоделью». Панде варили бульон из мясной тушенки и поили с ложечки, постепенно увеличивая порцию.
Сейчас, возвратившись в Лазо, исследователи подводят итоги поездки в «Кедровую Падь», а Панда восстанавливает здоровье и силы после встречи с дальневосточным леопардом. И пока у овчарки срастается ребро, в следующую таежную командировку искать следы леопарда отправится дратхаар Дикси.
Автор: Евгений СУВОРОВ, Михаил БОРИСЕНКО (фото), специально для «В»