Уссурийскую тайгу отдали Приморью
С 1 января 2007 года вступает в силу закон, согласно которому хозяйствовать в лесах страны будет не федеральная служба (Рослесхоз), а субъекты федерации - администрации краев и областей. Что означает очередной передел применительно к Приморью? Кто будет отвечать за контроль в Уссурийской тайге, охранять ее от пожаров?
С 1 января 2007 года вступает в силу закон, согласно которому хозяйствовать в лесах страны будет не федеральная служба (Рослесхоз), а субъекты федерации - администрации краев и областей. Что означает очередной передел применительно к Приморью? Кто будет отвечать за контроль в Уссурийской тайге, охранять ее от пожаров? Как скажется это на состоянии лесного фонда? Есть ли в Приморье ресурсы для эффективного контроля? На вопросы отвечает Павел Корчагин, руководитель департамента природопользования краевой администрации.
Справка «В»
Вся ответственность за управление приморской тайгой будет возложена на краевую администрацию. Для этого создается специальная структура. Это позволит:
- повысить эффективность использования лесосырьевых ресурсов;
- повысить доходность ведения лесного хозяйства;
- исключить двоевластие в системе лесоуправления;
- организовать лесное хозяйство в бесхозных лесах, ранее находившихся во владении сельхозорганизаций.
Все федеральное имущество будет передано в собственность Приморского края. Две с половиной тысячи специалистов лесного хозяйства, работающие сейчас в краевом управлении Рослесхоза, тоже будут переведены во вновь созданную структуру.
* * *
- На самом деле передача полномочий на состоянии лесного фонда не должна отразиться. Лес как рос, так и будет расти. Правила лесопользования, правила рубок, требования к охране, защите лесов, к лесопользователям никто не отменял.
Другой серьезный вопрос. Уже два года работники лесного хозяйства не отвечают за состояние и использование леса, его охрану и защиту от пожаров. А в Росприроднадзоре, уполномоченном это делать, лесная охрана не создана, и это беспокоит. Я считаю, что необходимо срочно на уровне правительства РФ решить вопрос о завершении затянувшейся реформы системы лесоуправления, обеспечить объективный объем финансирования лесного хозяйства. И прежде всего решить вопрос о формировании работоспособной государственной структуры по охране лесов: либо вернуть работникам лесхозов эти функции, либо увеличить штат инспекторов Росприроднадзора до численности, обеспечивающей надлежащий контроль. Если это будет решено, то вопросы о том, как скажется передача полномочий на состоянии лесного фонда, есть ли ресурсы в Приморье для эффективного контроля, будут сняты с повестки дня.
- В проекте федерального бюджета на 2007 год определенная сумма средств на лесное хозяйство Приморья уже заложена - 117 миллионов рублей. Много это или мало? На что будут тратиться эти деньги?
- К сожалению, эта сумма меньше предусмотренной на текущий год. Замечания по этому поводу направлялись в Федеральное агентство лесного хозяйства, в Минфин РФ, но каких-либо поправок ждать не приходится.
Конечно, этих средств крайне недостаточно, они составляют менее четверти от потребности на ведение лесного хозяйства в крае. Дефицит средств, как и до передачи полномочий Приморью, будет покрываться за счет внебюджетных источников (денег, получаемых от реализации древесины, заготовленной от рубок ухода, реализации семян, саженцев, от предоставления услуг и т. д.). В следующем году необходимо заработать более 450 миллионов рублей. Средства же, поступившие из федерального бюджета, будут израсходованы прежде всего на уход, защитные, восстановительные работы и мероприятия на землях лесного фонда, проведение профилактических противопожарных мероприятий, содержание органов управления лесным хозяйством. Хочется отметить, что помимо указанных средств из федерального бюджета в 2007 году предусматривается выделение 22,4 миллиона рублей на тушение пожаров. Это на шесть миллионов больше, чем в нынешнем году.
Комментарий Дениса Смирнова, руководителя Лесной программы Дальневосточного отделения Всемирного фонда дикой природы (ДВО WWF):
- Децентрализация лесоуправления и передача лесов в управление субъектам РФ могут стать и отправной точкой для революционных изменений в системе лесоуправления, и чистой формальностью, консервирующей нынешнюю безрадостную ситуацию. Очень многое зависит от желания и умения руководства субъектов: захотят ли они использовать новые права или же ограничатся «перестановкой мебели». В то же время очевидно, что региональные власти станут перед лицом двух «вызовов».
Первым будет то, что это «давно ожидаемое» событие совершенно не подготовлено. Второе - федеральных денег на лесоуправление регионам точно не хватит. Это обстоятельство отметил руководитель Рослесхоза, сказав, что «регионы обязаны будут изыскивать собственные источники для поддержки лесного хозяйства». Решение проблемы этого дефицита и станет тестом для региональных властей: захотят ли они изменить систему зарабатывания «собственных средств» путем коммерческой заготовки лучшей древесины под видом ухода за лесом и санитарных рубок или же просто сами возглавят ее?
Автор: Екатерина ЛУКОНИНА, Татьяна ГРИГОРЬЕВА (фото), «Владивосток»