Экономят все!

За последние 20 лет мы стали свидетелями бурной трансформации розничной торговли. Были времена ларьков и палаток, стихийных и организованных розничных рынков, затем супермаркетов. Когда они появились – народ обалдел: неужели торговля может быть настолько цивилизованной. Вот только цена…

15 дек. 2006 Электронная версия газеты "Владивосток" №2067 от 15 дек. 2006

За последние 20 лет мы стали свидетелями бурной трансформации розничной торговли. Были времена ларьков и палаток, стихийных и организованных розничных рынков, затем супермаркетов. Когда они появились – народ обалдел: неужели торговля может быть настолько цивилизованной. Вот только цена… Прошли годы. И теперь рынок завоевывают магазины нового формата - дискаунтеры (от англ. discount – скидка). Приморцы наконец ощутили вкус и выгоду скидок и распродаж.

От Москвы до самых до окраин…

Меж тем более 30 процентов жителей Москвы и Санкт-Петербурга, а это почти 5 млн. человек, покупает товары только в дискаунтерах и еще 30 процентов нерегулярно, но все равно посещает эти магазины. Главными факторами посещения дискаунтеров являются цены, удобное расположение и цивилизованное обслуживание. Покупатель стал разборчивее, и ограниченный ассортимент его уже не удовлетворяет. И где еще, как не в этих торговых точках, разбросанных по спальным районам, можно удобно и дешево закупить продукты на неделю, а также необходимые чистяще-моющие средства и прочее.

В России около 10 крупных сетей дискаунтеров, среди них – O’Key, «Ашан», «МЕГА». Для динамичного Владивостока дискаунтеры пока в новинку. Национальным сетям интересны преимущественно те города, население которых превышает 1 млн. человек. Если во Владивостоке произойдет такой демографический бум, стоит ожидать прихода этих сетей и к нам. В Хабаровске уже появился представитель питерской сети «Супергуд». Несмотря на большие расстояния, им все-таки интересен Дальний Восток. Транспортные издержки нивелируются объемами.

Этот год для столицы края ознаменовался открытием пяти местных дискаунтеров – продуктов питания и бытовой химии «Кашелка» (первооткрыватель на рынке дискаунтеров) и «Праздник», бытовой химии – «Алента», посуды – «Экономка» и одежды – Discount zone.

Дискаунтеры должны быть довольно крупными по площади. «Алента» размещается на площади 300 квадратных метров, «Кашелка» - на 3000. Для сравнения: дискаунтеры сети «Супергуд» - на 1000 квадратных метров. Одно из самых главных условий дискаунтера – парковка. Во Владивостоке остро стоит проблема не столько с торговыми площадями, сколько с наличием парковки возле них.

Особенности местного дискаунта

В остальном с виду – обычные супермаркеты. Однако задумка иная. В русском языке аналогичного эквивалента этому слову не найти. Разве что – магазин эконом-класса.

- Дискаунтер – это магазин самообслуживания с ограниченным ассортиментом товаров, пользующихся активным спросом, - говорит маркетолог дискаунт-магазина «Праздник» Ольга Штанько. – От 800 до 3000 наименований. Первое, чем отличается дискаунтер от остальных магазинов, - низкая цена товаров. Она получается такой благодаря оптимизации затрат: отсутствие предпродажной подготовки, например, фасовки и затратной витринной выкладки (вместо витрины – стеллажи), автоматизированная система торговли. Вторая отличительная черта дискаунтера –  удобное месторасположение. Рядовому горожанину не важно, что покупать, лишь бы в одном месте. И там, где есть, куда поставить машину. И наконец, третье – особенная система скидок. Покупатель постепенно привыкает пользоваться дисконтными картами, накопительными скидками. Получается, что постоянные клиенты приобретают товары со значительными скидками.

- Дискаунтер – это магазин самообслуживания, торгующий в розницу по оптовой цене – дает свое определение генеральный директор дискаунтера бытовой химии «Алента» Алексей Айзенберг. - Как правило,  дискаунтеры не располагаются в «сияющих» помещениях, потому что их цель – максимальное снижение цены за счет минимизации затрат.

Целевая аудитория дискаунтера - семейные люди, которые закупают на целую неделю. Причем их социальный статус может быть любым – от бюджетников до самых состоятельных. Последние, например, тоже предпочитают покупать продукты и необходимые в быту вещи в одном месте. Ведь ценят свое время. А если им нужны какие-то дорогие товары, подарки, элитное спиртное – они всегда поедут за ними в соответствующие магазины. Кстати, дискаунтер – это всегда лучшее обслуживание покупателя, цивилизованный сервис. Людям должно быть комфортно заходить в один и тот же магазин и покупать все необходимое. Получается, что контингент дискаунтера – люди, которые не любят ходить на рынок.

Затраты на витринную выкладку не для дискаунтера

Поставщиками товаров являются дальневосточные дистрибьютеры ходовых марок. Условия поставок не разглашаются как коммерческая тайна. Но специалисты уверяют, что им интересно работать в новом формате.

- Считается, что у дискаунтеров большие перспективы, - говорит Ольга Штанько. – Удобные магазины, менее затратная логистика (столичная сеть «Перекресток» реализует товары под собственной маркой, договариваясь об этом с заводами) – очевидные преимущества. А для населения посещение магазинов подобного класса – хороший способ сэкономить на товарах, необходимых всем, независимо от социального статуса.

Вадим Вологжанин, маркетолог компании «Ми-ко» (магазин посуды «Экономка»):
- Дискаунтер – это магазин самообслуживания с большим ассортиментом товаров. Низкие цены (примерно на 10-15 процентов «вниз» по сравнению с обычными магазинами) формируются за счет экономии на консультантах, отсутствия выкладки, как в супермаркетах. В отличие от зарубежных дискаунтеров, которые в принципе не продают брендовые товары, особенно бакалейные, мы сотрудничаем с довольно известными фирмами. Наш покупатель – городской житель, загруженный делами, у которого нет времени долго ходить по магазинам. И для которого должно быть оптимальным соотношение цены и качества. Он не готов переплачивать за обслуживание, за то, как товар лежит на полках (мерчендайзинг). Кстати, если в дискаунтере есть скидки, значит, это не дискаунтер. Потому что цены в таком магазине сами по себе уже ниже некуда.

Чистая арифметика

Дискаунтеры закупают товары у поставщиков очень крупными партиями. Иногда непосредственно у производителя, но не все дискаунтеры могут себе это позволить, тем более приморские: производители находятся слишком далеко от нас.

- В нашем дискаунтере цены ниже, чем в обычных магазинах, порой на 50 - 70 процентов, - делится директор торговой сети «Кашелка» Александра Баканова. – Цена снижается за счет объемов приобретаемой продукции – мы закупаем много и со скидкой. Наценка у нас небольшая – от 6 процентов, а прибыль приносит большой объем продаж.

Как рассказала Александра Баканова, дискаунтеры бывают «жесткими», с маленьким ассортиментом, где продаются только хиты, и «мягкими», где представлена широкая линейка товаров.

- Потребители стали изнеженными и избалованными, - добавляет Александра. – Они очень любят выбор и большой ассортимент, и сейчас в нашем магазине мы ведем политику еще большего «смягчения».

- Если говорить о различии цен в дискаунтерах и обычных магазинах, то отталкиваться нужно от того, что мы считаем обычным магазином, - добавляет Алексей Айзенберг. - В самом дешевом супермаркете наценка составляет не менее 25 процентов. Киоск в среднем накручивает 15 процентов на оптовую цену. Нам оптовики продают продукцию с 10-процентной скидкой за счет объемов. Мы накручиваем 11. Получается, что продаем практически по оптовой цене…

На этом фоне резко отличается формат магазина Discount zone. Торговая площадь – около 20 квадратных метров, ассортимент не превышает сотни наименований. Понятно, что с одеждой приходится работать иначе. Где ее возьмешь со скидкой? Вот и отправляется директор магазина в Москву или Санкт-Петербург в огромные «стоковые» магазины (куда попадает одежда после всех возможных распродаж в бутиках). Во Владивосток прибывает одежда действительно брендовая, но та, которую столичные модницы и модники не захотели купить даже за бесценок. Накрутив транспортные издержки и собственную наценку, Discount zone радует покупательниц брендовыми вещами среднего класса (Mango, Benetton, Jennifer) по цене чуть ниже, чем в этих бутиках. Но все же ниже, поэтому у руководства магазина есть надежда на успех.

В целом же будущее у магазинов формата discount очень большое. Во-первых, у российских операторов розничной сети нет такого опыта, а значит, пока нет конкуренции. Во-вторых, доходы у населения небольшие. И в-третьих, очень силен разрыв между комфортными, но дорогими супермаркетами и дешевыми, но неудобными рынками. Так что на пересечении супермаркета и рынка будут появляться дискаунтеры.             

Автор: Вера КОНЮХОВА, Татьяна КУЛИКОВА, Нина ПЕТРУХИНА (фото), «Владивосток»