Экономят все!
За последние 20 лет мы стали свидетелями бурной трансформации розничной торговли. Были времена ларьков и палаток, стихийных и организованных розничных рынков, затем супермаркетов. Когда они появились – народ обалдел: неужели торговля может быть настолько цивилизованной. Вот только цена…
За последние 20 лет мы стали свидетелями бурной трансформации розничной торговли. Были времена ларьков и палаток, стихийных и организованных розничных рынков, затем супермаркетов. Когда они появились – народ обалдел: неужели торговля может быть настолько цивилизованной. Вот только цена… Прошли годы. И теперь рынок завоевывают магазины нового формата - дискаунтеры (от англ. discount – скидка). Приморцы наконец ощутили вкус и выгоду скидок и распродаж.
От Москвы до самых до окраин…
Меж тем более 30 процентов жителей Москвы и Санкт-Петербурга, а это почти 5 млн. человек, покупает товары только в дискаунтерах и еще 30 процентов нерегулярно, но все равно посещает эти магазины. Главными факторами посещения дискаунтеров являются цены, удобное расположение и цивилизованное обслуживание. Покупатель стал разборчивее, и ограниченный ассортимент его уже не удовлетворяет. И где еще, как не в этих торговых точках, разбросанных по спальным районам, можно удобно и дешево закупить продукты на неделю, а также необходимые чистяще-моющие средства и прочее.
В России около 10 крупных сетей дискаунтеров, среди них – O’Key, «Ашан», «МЕГА». Для динамичного Владивостока дискаунтеры пока в новинку. Национальным сетям интересны преимущественно те города, население которых превышает 1 млн. человек. Если во Владивостоке произойдет такой демографический бум, стоит ожидать прихода этих сетей и к нам. В Хабаровске уже появился представитель питерской сети «Супергуд». Несмотря на большие расстояния, им все-таки интересен Дальний Восток. Транспортные издержки нивелируются объемами.
Этот год для столицы края ознаменовался открытием пяти местных дискаунтеров – продуктов питания и бытовой химии «Кашелка» (первооткрыватель на рынке дискаунтеров) и «Праздник», бытовой химии – «Алента», посуды – «Экономка» и одежды – Discount zone.
Дискаунтеры должны быть довольно крупными по площади. «Алента» размещается на площади 300 квадратных метров, «Кашелка» - на 3000. Для сравнения: дискаунтеры сети «Супергуд» - на 1000 квадратных метров. Одно из самых главных условий дискаунтера – парковка. Во Владивостоке остро стоит проблема не столько с торговыми площадями, сколько с наличием парковки возле них.
Особенности местного дискаунта
В остальном с виду – обычные супермаркеты. Однако задумка иная. В русском языке аналогичного эквивалента этому слову не найти. Разве что – магазин эконом-класса.
- Дискаунтер – это магазин самообслуживания с ограниченным ассортиментом товаров, пользующихся активным спросом, - говорит маркетолог дискаунт-магазина «Праздник» Ольга Штанько. – От 800 до 3000 наименований. Первое, чем отличается дискаунтер от остальных магазинов, - низкая цена товаров. Она получается такой благодаря оптимизации затрат: отсутствие предпродажной подготовки, например, фасовки и затратной витринной выкладки (вместо витрины – стеллажи), автоматизированная система торговли. Вторая отличительная черта дискаунтера – удобное месторасположение. Рядовому горожанину не важно, что покупать, лишь бы в одном месте. И там, где есть, куда поставить машину. И наконец, третье – особенная система скидок. Покупатель постепенно привыкает пользоваться дисконтными картами, накопительными скидками. Получается, что постоянные клиенты приобретают товары со значительными скидками.
- Дискаунтер – это магазин самообслуживания, торгующий в розницу по оптовой цене – дает свое определение генеральный директор дискаунтера бытовой химии «Алента» Алексей Айзенберг. - Как правило, дискаунтеры не располагаются в «сияющих» помещениях, потому что их цель – максимальное снижение цены за счет минимизации затрат.
Целевая аудитория дискаунтера - семейные люди, которые закупают на целую неделю. Причем их социальный статус может быть любым – от бюджетников до самых состоятельных. Последние, например, тоже предпочитают покупать продукты и необходимые в быту вещи в одном месте. Ведь ценят свое время. А если им нужны какие-то дорогие товары, подарки, элитное спиртное – они всегда поедут за ними в соответствующие магазины. Кстати, дискаунтер – это всегда лучшее обслуживание покупателя, цивилизованный сервис. Людям должно быть комфортно заходить в один и тот же магазин и покупать все необходимое. Получается, что контингент дискаунтера – люди, которые не любят ходить на рынок.
Поставщиками товаров являются дальневосточные дистрибьютеры ходовых марок. Условия поставок не разглашаются как коммерческая тайна. Но специалисты уверяют, что им интересно работать в новом формате.
- Считается, что у дискаунтеров большие перспективы, - говорит Ольга Штанько. – Удобные магазины, менее затратная логистика (столичная сеть «Перекресток» реализует товары под собственной маркой, договариваясь об этом с заводами) – очевидные преимущества. А для населения посещение магазинов подобного класса – хороший способ сэкономить на товарах, необходимых всем, независимо от социального статуса.
Вадим Вологжанин, маркетолог компании «Ми-ко» (магазин посуды «Экономка»):
- Дискаунтер – это магазин самообслуживания с большим ассортиментом товаров. Низкие цены (примерно на 10-15 процентов «вниз» по сравнению с обычными магазинами) формируются за счет экономии на консультантах, отсутствия выкладки, как в супермаркетах. В отличие от зарубежных дискаунтеров, которые в принципе не продают брендовые товары, особенно бакалейные, мы сотрудничаем с довольно известными фирмами. Наш покупатель – городской житель, загруженный делами, у которого нет времени долго ходить по магазинам. И для которого должно быть оптимальным соотношение цены и качества. Он не готов переплачивать за обслуживание, за то, как товар лежит на полках (мерчендайзинг). Кстати, если в дискаунтере есть скидки, значит, это не дискаунтер. Потому что цены в таком магазине сами по себе уже ниже некуда.
Чистая арифметика
Дискаунтеры закупают товары у поставщиков очень крупными партиями. Иногда непосредственно у производителя, но не все дискаунтеры могут себе это позволить, тем более приморские: производители находятся слишком далеко от нас.
- В нашем дискаунтере цены ниже, чем в обычных магазинах, порой на 50 - 70 процентов, - делится директор торговой сети «Кашелка» Александра Баканова. – Цена снижается за счет объемов приобретаемой продукции – мы закупаем много и со скидкой. Наценка у нас небольшая – от 6 процентов, а прибыль приносит большой объем продаж.
Как рассказала Александра Баканова, дискаунтеры бывают «жесткими», с маленьким ассортиментом, где продаются только хиты, и «мягкими», где представлена широкая линейка товаров.
- Потребители стали изнеженными и избалованными, - добавляет Александра. – Они очень любят выбор и большой ассортимент, и сейчас в нашем магазине мы ведем политику еще большего «смягчения».
- Если говорить о различии цен в дискаунтерах и обычных магазинах, то отталкиваться нужно от того, что мы считаем обычным магазином, - добавляет Алексей Айзенберг. - В самом дешевом супермаркете наценка составляет не менее 25 процентов. Киоск в среднем накручивает 15 процентов на оптовую цену. Нам оптовики продают продукцию с 10-процентной скидкой за счет объемов. Мы накручиваем 11. Получается, что продаем практически по оптовой цене…
На этом фоне резко отличается формат магазина Discount zone. Торговая площадь – около 20 квадратных метров, ассортимент не превышает сотни наименований. Понятно, что с одеждой приходится работать иначе. Где ее возьмешь со скидкой? Вот и отправляется директор магазина в Москву или Санкт-Петербург в огромные «стоковые» магазины (куда попадает одежда после всех возможных распродаж в бутиках). Во Владивосток прибывает одежда действительно брендовая, но та, которую столичные модницы и модники не захотели купить даже за бесценок. Накрутив транспортные издержки и собственную наценку, Discount zone радует покупательниц брендовыми вещами среднего класса (Mango, Benetton, Jennifer) по цене чуть ниже, чем в этих бутиках. Но все же ниже, поэтому у руководства магазина есть надежда на успех.
В целом же будущее у магазинов формата discount очень большое. Во-первых, у российских операторов розничной сети нет такого опыта, а значит, пока нет конкуренции. Во-вторых, доходы у населения небольшие. И в-третьих, очень силен разрыв между комфортными, но дорогими супермаркетами и дешевыми, но неудобными рынками. Так что на пересечении супермаркета и рынка будут появляться дискаунтеры.
Автор: Вера КОНЮХОВА, Татьяна КУЛИКОВА, Нина ПЕТРУХИНА (фото), «Владивосток»