За девять месяцев до Путина
В таежном поселке Восток на севере Красноармейского района зафиксирован «взрыв» рождаемости. Работники загса утверждают, что число младенцев в 2006-м увеличилось на 33 процента (!) по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. И это еще до вступления в действие президентской программы, призванной материально стимулировать деторождение...
В таежном поселке Восток на севере Красноармейского района зафиксирован «взрыв» рождаемости. Работники загса утверждают, что число младенцев в 2006-м увеличилось на 33 процента (!) по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. И это еще до вступления в действие президентской программы, призванной материально стимулировать деторождение...
О чем агукают младенцы?
Разобраться в причинах демографического феномена отправился корреспондент «В». Поездку организовала Федеральная государственная служба занятости по Приморскому краю, за что им спасибо. До места пришлось добираться почти сутки, но дело того стоило.
Поселок Восток - в 118 километрах от села Рощино. До ближайшей железнодорожной станции Дальнереченск - 225 километров, до приморской столицы - 660. Население - 4 тысячи человек.
Несмотря на стужу, отрадно было видеть на улице мамочек, прогуливающихся с колясками. Всплеск демографии здесь не случаен. Градообразующее предприятие - ОАО «Приморский горно-обогатительный комбинат» (ГОК) - разработало специальную программу по «омоложению» поселка и стало поощрять рожениц материально. Компания выплачивает единовременное пособие в 20 тысяч рублей на ребенка и ежемесячную поддержку по две тысячи рублей в течение трех лет. Все компенсации начали выдавать с середины марта, опередив президентские реформы на девять месяцев. Результаты не заставили себя ждать.
Осваивать месторождение в эти места в свое время приезжала молодежь, и в поселке всегда было много детей. Семья с тремя детьми здесь не считалась многодетной. Например, у смотрителя местного музея Ирины Лаштур их четверо.
- В последнее время в Востоке на свет появляется все больше мальчиков, - отметила Ирина Александровна. - Наверно, вольфрамовая аномалия всему виной, - шутит она.
У Ольги Туркиной 3,5 месяца назад родился сын Миша. Появлению наследника были рады все: и глава семейства, и сестренки - Яна и Жанна. Старшая дочь - студентка, младшая пошла в первый класс.
- Восток - хорошее место для воспитания детей, - рассказала Ольга Васильевна. - В городе мамочки не отходят от своих чад, а у нас, так уж повелось, можно без опаски отправлять гулять ребят на улицу. По вечерам из окон раздается: «Маша! Саша!.. Домой!».
Даешь ясли!
Теперь у местных властей еще одна забота - организация мест в детском дошкольном учреждении. Здесь было три сада, остался только один. Его заведующая Елена Пинчук - коренная жительница Востока. Женщина возглавляет ясли-сад уже три года. Если в 2003 году в нем было 145 детей, в 2005-м - 200, то сейчас - уже 235. В конце сентября здесь открыли ясельную группу. В ней - 17 малышей, но попали не все. Остальным приходится стоять в очереди.
Для дошколят в комбинате оборудовали музыкальный и спортивный залы и даже бассейн, а родительская плата составляет 675 рублей в месяц. Детсад рассчитан на 250 ребят, поэтому перспектива роста есть, и в январе появится дополнительная группа.
- Думаю, мы справимся, - говорит Елена Степановна. - Сейчас мы готовимся к встрече Нового года. Незаметно наши дети подрастут, поэтому стоит задуматься и о расширении школы.
Декретный отпуск
Жители Востока сохранили свою больницу. Неоднократно поднимался вопрос о ее закрытии, но каждый раз удавалось отстоять. И хотя медицинское учреждение небольшое, есть все необходимое: лаборатории, рентген-кабинет, хирургия, терапевты. Чего нет, так это родильного отделения. Ближайшая больница, где принимают рожениц, - в 140 километрах от Востока, в райцентре. В поселок Новопокровка женщины уезжают рожать, а до этого за здоровье будущих мамочек отвечает акушер-гинеколог Надежда Чекусова. Сейчас у нее 40 пациенток. Значит, у поселка большое будущее.
45 лет - полет нормальный
В центре северной части Уссурийской тайги, в отрогах Сихотэ-Алиня, и расположился горнорудный поселок Восток. Его основание можно отнести ко времени открытия вольфрамового месторождения в 1961 году, когда в космос полетел космонавт Герман Титов. Эту новость геологи услышали по радио перед тем, как выйти на маршрут между двумя ключами. В честь события младший гидрохимик Юрий Попов предложил назвать поселок именем ракеты «Восток-2». Не забыл крестный отец и о ручьях. С его легкой руки они стали именоваться Восток-1 и Восток-2.
Специалистам предстояло обследовать 600 квадратных километров тайги. Здесь искали олово, но когда стало известно о залежах вольфрама, приложили все усилия для его разведки. ( В то время оценка месторождения занимала в среднем 10 - 15 лет, на Востоке уложились за пять.) Вольфрам был нужен стране. Это легированная добавка к стали, придающая ей твердость и жаропрочность. Месторождение вошло в десятку лучших в мире. За его открытие четыре геолога удостоены звания «Лауреат Ленинской премии».
И пускай огонек вольфрамовый подмигивает нам
Пик расцвета Востока пришелся на 1989 - 90 годы. Люди жили не только работой, но и умели организовывать свой отдых. Сюда приезжали из европейской части страны - Ленинграда, Москвы… Ирина Лаштур прибыла с Урала. Когда вопрос встал о здоровье детей, то семья выбрала таежный климат.
Самые тяжелые времена для поселка наступили в 1994-м, когда в стране резко сократилась потребность в вольфраме и его производство стало убыточным. Приостановка работы предприятия тяжело отразилась на людях. На несколько лет жизнь в Востоке замерла: специалисты уезжали или вынуждены были зарабатывать на стороне. Частично помогли ГОКу товары народного потребления, которые привезли по бартеру. Люди выживали охотой, рыбалкой, натуральным хозяйством. На огородах сажали картофель, лук и другие овощи, а более теплолюбивые - помидоры и огурцы - выращивали в теплицах.
- Сейчас у нас один огород, а тогда надо было иметь три-четыре, - вспоминает Ирина Лаштур. - Только они и спасали от голода. В то время значительно опустошили тайгу. Природа до сих пор не оправилась от нанесенных ударов, и только сейчас таежники стали рассказывать о встречах с бурым медведем или кабаном.
Тогда смертность в два раза превысила рождаемость. Закрылись одна из двух школ и два детских сада, где было всего 150 детей. Полупустой поселок напоминал блокадный Ленинград - заколоченные окна, разбитые двери, замерзающие квартиры и остановившийся рудник. Его возродили только в 1998 году, когда появился спрос на продукцию. Сейчас стали стабильно выплачивать зарплату. Этот фактор оказался привлекательным при общей безработице в Красноармейском районе до 80 процентов (в отдельных селах - до 100 процентов), и сюда потянулись люди. Ежедневно приезжают по десять человек, а за год получается до 3 тысяч ходоков из Приморского и Хабаровского краев.
Запасы вольфрамовой руды постепенно иссякают. По подсчетам специалистов, их осталось на 10 лет, поэтому ведется активная разведка близлежащих месторождений.
Справка «В»
Сегодня доля рудника в мировом выпуске составляет 5-6 процентов (без учета мелких, которые только начинают возрождаться). В России это единственное предприятие по производству вольфрамовой и медной руды. Только 10 процентов от общего количества идет на внутренний рынок страны. Остальное - за рубеж.
- Пробурили скважину в 30 километрах от Востока, но безрезультатно, - рассказал заместитель генерального директора ОАО «Приморский ГОК» Виталий Макулов. - Однако надежд не теряем и продолжаем поиски. Новое месторождение трудно отыскать, а еще труднее - освоить. Поэтому начали заниматься лесопереработкой, чтобы по истечении срока выработки полезных ископаемых деревоперерабатывающий комплекс пришел на смену. Тогда и поселок удастся сохранить.
За пять лет построили комплекс, который перерабатывает 60 тысяч кубометров леса. Решили трудную задачку - не продавать ни одного круглого бревна. На предприятии - 300 человек. На его создание потратили 600 миллионов рублей, то есть организация каждого рабочего места обошлась в 2 миллиона.
Восток - дело тонкое
Красноармейский район стал участником национальной программы по содействию добровольному переселению соотечественников. Только за последний год в Восток прибыло 86 человек из разных уголков Приморья, Хабаровского края, Амурской области, республики Башкортостан. Все получили работу, достойный заработок, жилье и места в детском саду для малышей. Реализация столь масштабной миграции населения немыслима без подобных условий, и сам проект должен проходить при финансовой поддержке государства, поэтому пока Приморский ГОК осторожно относится к нововведениям.
- Люди к нам охотно поедут, но их необходимо обеспечивать всем необходимым, - говорит заместитель главы Красноармейского района Сергей Романов. - Сегодня это главная головная боль.
Поселок зажигает огни
…Перед отъездом я прошла по улицам Востока. Осталось только два-три дома с пустыми глазницами, которые напоминали о былом кризисе. В доме напротив общежития, где я жила, строители ремонтировали кровлю. Стайки ребятишек торопились в школу.
Сам поселок отделен от промплощадки. Она - в шести километрах, и людей доставляют на работу автобусом. Но это лучше, чем жить рядом с производством. Особенно с таким, как переработка минерала шеелита.
Самый престижный район поселка - коттеджный. Он находится на возвышении, отсюда Восток - как на ладони. Год назад в поселке появилась своя церковь. Храм-часовня в честь иконы Казанской Божией Матери. Настоятель отец Евгений Бойчук приезжает из Рощино.
Народ в Востоке живет с верой в будущее, ведь не случайно появилась программа по «омоложению». Каждый в душе надеется, что поселок вернет былое величие. И здесь будет жить столько людей, сколько было в лучшие годы.
Автор: Татьяна ГРИГОРЬЕВА (фото автора), «Владивосток»