Английский заводик на Шошина
Возбужденные нежелательным, с их точки зрения, соседством жильцы домов № 9 - 25а на улице Шошина во время короткой встречи с представителями городских властей доводам последних не вняли. Поэтому на днях Александр Коршенко изложил точку зрения муниципалитета представителям средств массовой информации.
О непростой ситуации, сложившейся вокруг предполагаемого строительства модуля по переработке твердых бытовых отходов во Владивостоке, «В» уже рассказывал. Возбужденные нежелательным, с их точки зрения, соседством жильцы домов № 9 - 25а на улице Шошина во время короткой, но весьма эмоциональной встречи с представителями городских властей доводам последних не вняли. Поэтому на днях Александр Коршенко, начальник управления муниципальных экологических программ, мониторинга и контроля администрации Владивостока, изложил точку зрения муниципалитета представителям средств массовой информации.
- Всего Владивосток за год производит 1 миллион 82 тысячи тонн мусора в год, - начал с цифр Александр Игоревич. - И куда его девать? Причем в эти цифры не включены несанкционированные свалки, которые то и дело образуются во Владивостоке. Бороться с мусором надо? Надо. С этим никто не спорит. Но как и где? Свалка, подобная той, что на Горностае, - не выход, это вчерашний день.
Мусоросжигательный завод перерабатывает 50 - 60 тысяч тонн в год. Это крайне мало, кроме того, сжигание - метод, от которого сегодня отказываются во всем мире.
Второй аспект проблемы: Владивосток весьма небогат муниципальными земельными участками, большинство - под лесами, причем первой категории, категорически запрещенными к вырубке, огромное количество земель министерства обороны. Чтобы перевести 40 гектаров леса первой категории, например, для создания нового полигона в земли под эксплуатацию, нужно заплатить 80 миллионов рублей, и еще не факт, что перевод состоится.
В прошлом году была разработана, а в этом - утверждена, в том числе и Думой г. Владивостока, муниципальная целевая программа «Отходы». Развитие программы намечено до 2015 года. Мы не стали при разработке привязываться к конкретным площадкам, обозначили цель: установка пяти линий по переработке отходов в пяти микрорайонах Владивостока.
Рассматривалось множество технологий. Сжигание отвергалось сразу же. Кроме того, мусоросжигательный завод, отвечающий всем необходимым требованиям, стоит 400 миллионов евро. Есть перерабатывающие заводы, которые могут извлекать из мусора газ, строительные материалы, да что угодно. Но эти проекты гигантские, требующие отвода сотен гектаров земли. У муниципалитета таких денег нет.
Поэтому и был сделан выбор в пользу модуля, который мы собираемся поставить на Шошина. Он сделан в Америке по разработанной недавно - год назад - в Британии технологии сухого пиролиза. Это химическая реакция.
Модуль - закрытый ангар, занимающий небольшую площадь. Перерабатывает он 48 тонн мусора в сутки. Подъезжает «КамАЗ» (заметьте, 48 тонн - это не сто и даже не 10, а от силы 5-6 машин), выгружает мусор. На конвейере его сортируют. Затем идет дробление, мусор отправляется в специальный блок, откуда уже выходят гранулы темного цвета без запаха, которые, если это органика, перерабатываются в брикеты топливно-удобряющего назначения, горят лучше, чем уголь. Неорганика на выходе добавляется в строительные материалы, можно производить брусчатку, бордюр, трубы… Модуль перерабатывает все - твердые бытовые отходы, строительный, медицинский мусор. Сто процентов безотходное производство! Сам не верил, пока не увидел.
Бюджет Владивостока выделил на это 75 миллионов рублей: проектные работы, монтаж, покупка и запуск оборудования. Да, модуль пока не прошел экологическую экспертизу, идут изыскательские работы. При удачном стечении обстоятельств к февралю линия может уже заработать. У нас нет сомнений: если в Англии, в США эти заводы размещаются в центре крупных городов (чтобы не возить мусор далеко), то и для Владивостока технология идеально подходит.
Мы год искали площадку под модуль. Сейчас ищем и в других районах города, но, как я уже говорил, с землей очень сложно. Что касается Шошина, там уже по факту свалка рядом с домом. Газовые емкости, автопарк, гаражи… Установка завода позволит решить множество проблем микрорайона, например, будет сделана дорога, обустроена территория, уберем свалку, образовавшуюся на месте кладбища, восстановим и улучшим коммуникации.
Модуль принадлежит муниципалитету, но, разумеется, он будет отдан в управление коммерческой компании. Наша цель - показать, что безотходная переработка мусора может быть выгодной, привлечь инвесторов. Тогда в административном порядке мы сможем штрафовать тех, у кого нет договоров на вывоз мусора, тех, кто устраивает несанкционированные свалки. Сегодня мы таких рычагов не имеем, потому что полигон на Горностае работает через пень-колоду, вывозить мусор просто некуда. А если в каждом районе города будут заводы, лицензированные и имеющие сертификаты, станет Владивосток намного чище.
Мы вели разъясняющую работу с жителями микрорайона Шошина: были эфиры на радио, статьи в газетах, причем в разных. Управляющая компания проводила собрания с жильцами… Сегодня недовольным, сомневающимся мы предлагаем не собираться больше на улице, а провести общественные слушания, где люди могут узнать все детали проекта и сказать свое слово: мы согласны при соблюдении следующих условий - и перечень этих самых условий!
Давайте цивилизованно решать вопрос.
От редакции
Жильцы домов на Шошина были очень удивлены, узнав, что управляющая компания, оказывается, проводила с ними собрания. Ничего подобного, уверяют они, не было. Одни слухи и сомнения. Тем не менее люди готовы прийти на общественные слушания и попытаться наладить диалог с властью. Вопрос в том, куда и когда приходить.
За комментарием мы обратились к специалистам Института химии и прикладной экологии ДВГУ.
- Да, я слышал из средств массовой информации о готовящемся строительстве, - сказал корреспонденту «В» Николай КОНДРИКОВ, доктор химических наук, декан факультета прикладной экологии. – Но оценить проект на предмет экологической безопасности без документов сложно, хотя мы готовы это сделать. Даже на первый взгляд уверения бизнесменов звучат не слишком убедительно. Обработка отходов методом сухого пиролиза в любом случае дает сумму газов, и говорить о каком-то «безотходном» производстве странно. Наиболее безвредна обработка этим методом органических отходов, бумаги, древесины, однако, если в общую массу попадает, к примеру, пластик, образуются метан, хлорсодержащие и другие крайне вредные газы. Кроме того, жители микрорайона правы в том, что, если потоком идут мусоровозки, из которых вечно что-то сыплется и льется, для жилого квартала это тоже не слишком хорошо.
К сожалению, с экологами не советуются ни при строительстве этого мусороперерабатывающего объекта, ни, к примеру, очистных сооружений. Нас всех уверяют, что некий китайский проект очистных сооружений очень хорош, эффективен и безопасен – но почему тогда все эти проекты закрыты для ученых-экспертов?
Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ, Юрий МАЛЬЦЕВ (фото), «Владивосток»