Утомленные промзоной

Началось все с коллективного письма в редакцию, подписанного жильцами домов № 17, 17а, 17-б, 25а на улице Шошина во Владивостоке. «Мы решительно против строительства рядом с нашими домами завода по переработке мусора. У нас и так дышать в микрорайоне нечем, постоянно горит свалка на месте старого кладбища, на складе пропан-бутана периодически жгут старые покрышки, а теперь еще и эта напасть…».

7 дек. 2006 Электронная версия газеты "Владивосток" №2062 от 7 дек. 2006

Началось все с коллективного письма в редакцию, подписанного жильцами домов № 17, 17а, 17-б, 25а на улице Шошина во Владивостоке. «Мы решительно против строительства рядом с нашими домами завода по переработке мусора. У нас и так дышать в микрорайоне нечем, постоянно горит свалка на месте старого кладбища, на складе пропан-бутана периодически жгут старые покрышки, а теперь еще и эта напасть…»

Попытки корреспондента «В» выяснить, что же на самом деле будут строить рядом с Шошина, 25а, привели ее к компании «Ава-Трейд», которая, по полученной информации, и собиралась поставить там модуль по переработке твердых бытовых отходов. Руководство компании в принципе не было против разговора с корреспондентом, но «после возвращения из командировки, через неделю, а может, две-три…».

Пресловутые «две-три» утомленные окружающей их промзоной жильцы дома ждать не стали. На днях они устроили собрание, куда пригласили не только прессу, но и представителей городской администрации, а также проектировщиков.

Планы чиновников не «стыкуются» с мнением населения БАМа

- Вот смотрите, - рассказала корреспонденту «В» Ирина Павлова, старшая по дому № 17-б, - здесь собрались жильцы восьми девятиэтажек: от Шошина, 9 до Шошина, 25а. Это почти тысяча человек. На все наши дома - одна детская площадка, расположенная - видите? - аккурат у дороги, которая проходит как раз под окнами первых этажей. По ней уже сейчас снует тяжелая строительная техника, а что будет, когда стройка развернется?

Кладбище закрытое - вон оно, рядом, усилиями рабочих в зелено-оранжевых куртках с надписями «Дорожная служба» давно уже превращено в свалку. Горит она регулярно, сегодня утром приезжали пожарные, дым был до небес, жирный, вонючий, две машины тушили. Про базу, где хранятся баллоны газовые, вы уже знаете. Вот и скажите: зачем нам ко всему этому еще и завод мусорный? Почему его не расположат где-то подальше от жилых районов, почему не начнут приводить в порядок наш микрорайон? Когда-то у нас здесь лягушки на кладбище по ночам квакали, тихо было и чисто. А теперь?

У нас школа рядом - номер 53, детский сад в двух шагах… И дети этим будут дышать? Мусором? Вот она - автостоянка, на территории которой будет завод. Мы замеряли: 80 метров от дома…

- Здесь ведь уже была попытка построить что-то подобное, - вмешался в разговор Владимир Воробьев. - Построили пункт, прессовали кузова старых машин. Вы себе не представляете, что здесь было. По ночам они жгли покрышки, пластмассу какую-то, травили народ диоксином… И вот новая напасть. Я посылал запросы в Управление Федеральной службы в сфере природопользования Примприроднадзора и в Ростехнадзор. Они отвечают: экологическую экспертизу размещаемый здесь завод не проходил! Даже заявки не было. И что делать?

Мои внуки живут в этом же доме. Чем они будут дышать, во что превратятся их легкие?

Все эти вопросы жильцы домов обрушили на представителей городской администрации и проектировщиков завода. Разумеется, диалога не получилось. Измученные хроническим невниманием властей к их нуждам, люди не прислушивались ни к каким аргументам…

- Это будет ни в коем случае не мусоросжигательный завод! - убеждала окруживших ее жильцов Людмила Широкова, представитель института-проектировщика. Она раздавала аккуратные цветные листовки, где жирным шрифтом выделены слова «экологическая безопасность» и «нетоксичные», и поясняла:

- Это будет модуль, мобильный комплекс американского производства по английской технологии. Он красивый, чистый, перерабатывает твердый мусор в шлак, а из шлака будут делать бордюры, кирпичи, блоки. Никаких выбросов не будет, уверяю вас, это новая технология! Мы еще только проводим изыскания. Да, экологическую экспертизу проект еще не прошел, но обязательно пройдет. И никакой трубы не будет, я вам обещаю!

- Все согласны с тем, что с мусором надо бороться? - вопрошал Александр Коршенко, начальник управления муниципальных экологических программ администрации Владивостока. - Все. Вот мы и обследовали разные участки города и решили, что ваш идеально подходит для постановки завода. И никакого сжигания, это вчерашний день, это варварство! Прежде чем что-то говорить, посмотрите, что мы намерены здесь поставить, как работать, а потом протестуйте… Это безопасная технология, использующаяся в передовых странах мира. Как только построим модуль, очистим и обустроим микрорайон, и дорогу отведем, и площадку детскую сделаем.

Но люди слышать ничего не хотели. Все доводы разбивались о простые вопросы: почему выбрана не промзона в районе Дальхимпрома, не район Горностая, не пустующие помещения на территории мусоросжигательного завода, а жилой массив? Не потому ли, что здесь не нужно тянуть коммуникации и все готово? И как скажется подключение к изношенным коммуникациям нового модуля?

На взаимопонимание рассчитывать не приходилось. И нетрудно сказать, в чем причина этого диалога немого с глухим. Приступая к строительству, и проектировщики, и заказчик в лице городских властей не озаботились разумной агитацией, пояснениями.

- Если бы вы жили в этом доме, что, на ваш взгляд, надо было бы здесь построить: завод или детскую площадку? - ставили жильцы вопрос ребром. И доводы о том, что от автостоянки и дороги под окнами вреда сейчас больше, чем будет от модуля, не действовали. Ибо дальше следовал вопрос: так, может, не будем превращать намек на промзону в жилом районе в настоящую? Может быть, пора пришла расчистить старое кладбище, проявив уважение к покойным, убрать склад баллонов, автостоянку, проложить новую дорогу подальше от окон, разбить парк? Словом, обиходить землю, подумать о горожанах? А хорошее дело - экологически чистый модуль по переработке ТБО в шлак - пусть разместится где-нибудь там, где в 80 метрах от него не будут жить дети?

Продолжение темы - на следующей неделе.

Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ, Юрий МАЛЬЦЕВ (фото), «Владивосток»