Битва за талон
Владивосток. Вторник. Шесть часов утра. Пенсионер Александр Шкурыгин подошел к поликлинике № 9. Конечно, лучше было бы подтянуться к пяти, так как в семь занимать очередь уже бесполезно. Вместе с ним в это холодное осеннее утро собралось еще около 50 человек преклонного возраста. Многие приходят сюда уже по третьему-четвертому разу.
Владивосток. Вторник. Шесть часов утра. Пенсионер Александр Шкурыгин подошел к поликлинике № 9. Конечно, лучше было бы подтянуться к пяти, так как в семь занимать очередь уже бесполезно. Вместе с ним в это холодное зимнее утро собралось еще около 50 человек преклонного возраста. Многие приходят сюда уже по третьему-четвертому разу.
На улице холодно. В очереди тихо возмущаются: пока достоишься, обязательно простудишься. А куда деваться? Лекарства можно получить только по рецепту, но чтобы дали рецепт, нужно попасть к врачу, а талонов к каждому узкому специалисту, как поговаривают в очереди, на всех желающих выдают не больше 12. И все «хоккеисты с клюшками и радисты с наушниками», как выразился один из стоящих в очереди пенсионеров.
Семь тридцать. Двери больницы открыли. Старушки с палочками, несмотря на все свои накопленные за годы трудовой жизни болезни, пулей влетают в двери и занимают свои места у регистратуры. Иначе нельзя - очередь неизбежно теряется.
- Ой-ой, палец сломаете, что вы делаете! – кого-то в толпе затерли. На днях, рассказывают мне, когда народ вот так же рвался к регистратуре и листам самозаписи, одна женщина упала и не смогла встать, а по ней побежали остальные.
В небольшом закутке – папки с именами терапевтов, те самые листы самозаписи. Сейчас каждый норовит схватить папку своего участка и скрыться с ней.
- Раньше такого не было, - говорит Александр Григорьевич, - еще месяц назад можно было просто зайти в регистратуру, показать полис, записаться и идти к своему врачу. Сейчас без проблем и нервотрепки получается пройти только платно (один прием узкого специалиста около 100 - 200 рублей). Александр Григорьевич - инвалид, у него стенокардия, он бы и рад не ходить в поликлинику, но для того, чтобы получить лекарства, надо каждый месяц посещать врачей. Иначе никаких денег, никакой пенсии на препараты не хватит.
Пенсионерка Клавдия Дмитриевна продолжает рассказ: даже если у тебя на руках талон, это еще не означает, что пройдешь нормально. К окулисту с талоном она стояла очень долго. Врач сама вызывала каких-то людей из коридора. Когда время стало поджимать и нервы у Клавдии Дмитриевны сдали, она устроила небольшой скандал и была принята, правда, и выслушать пришлось немало…
Восемь. Некоторые уже получили талончики. Давка возле листов самозаписи прекратилась. Кстати, несмотря на весь ажиотаж, там остались пустые строчки, и в течение дня еще кто-нибудь мог бы записаться. А вот талонов хватило не всем.
- Я уже четвертый раз пытаюсь попасть к врачу. Если завтра не получится, больше пытаться не буду, буду помирать дома, - говорит один из «невезучих».
Пенсионеры расходятся – кто к заветным медкабинетам, кто домой. Досыпать и пить валосердин.
Главврач поликлиники Галина Юр о ситуации знает. Она говорит, что система самозаписи у них существует очень давно - около 30 лет. К участковым самозапись идет на неделю вперед, можно приходить в любое время и свободно записываться, не создавая ажиотаж. Пробовали в поликлинике делать живую очередь: человек пришел, сидит до упора у кабинета. И сколько бы пациентов ни пришло, врач обязательно примет всех. Но так получилось неудобно - удобнее записаться на определенное время в один день. Но бывает, что записываются несколько раз подряд или забывают, на какое время записывались. Пришел пациент и не знает, куда записался и на какое время. Район спальный, большая часть - пенсионеры.
В поликлинике - острая нехватка участковых терапевтов. Нужно 24, а в наличии - только 18. Врачи очень загружены, каждый перевыполняет план процентов на 80.
А молодежь, несмотря на неплохую зарплату, терапевтами становиться не хочет. Работа тяжелая.
К узким врачам других профессий терапевтического профиля (ревматолог, кардиолог, гастроэнтеролог) запись идет через терапевта. Терапевт решает, сам он будет лечить больного или отправит его к другому специалисту. Кстати, по мнению Галины Алексеевны, нехватка талонов к узким специалистам возникает еще и потому, что пациенты сами назначают себе лечение: заболело сердце - пошел к кардиологу, а ведь надо сначала пройти терапевта, он и решит, нужен тебе кардиолог или нет.
- Еще одна проблема - очень много людей, получающих социальный пакет, то есть инвалидов. Им положены льготные лекарства. Из-за них также часто возникает очередь, приходят несколько раз в месяц с одним и тем же вопросом. Например, выписали мы ему медикаменты - три-четыре препарата, он пришел в аптеку, там таких не оказалось. Пациент возвращается, ему опять надо попасть на прием.
И мы должны записать в карте: такого лекарства в аптеке нет, принять старый рецепт, выписать новый. Получается, что более 50 процентов больных приходят, чтобы им выписали льготный рецепт, - говорит Галина Алексеевна. - Что касается платных услуг, да, врачи берут деньги, но только за прием в нерабочее время.
На сумасшедшие очереди в поликлинику больные уже жаловались в управление здравоохранения Владивостока.
- Я сама приехала в семь часов, подождала до девяти и проверила, остались ли талоны, - говорит главный специалист управления здравоохранения Наталья Борисюк. - Спросила в регистратуре. К окулисту осталось 10 талонов, к невропатологу - семь, были талоны к стоматологу, урологу. Да, закончились к эндокринологу, но можно было взять на завтрашний день.
Наталья Георгиевна не верит, что есть люди, которые поликлинику штурмуют несколько дней (хотя такие были, и было их немало). Если человеку не досталось талона, а ему непременно надо пройти именно сегодня, следует обратиться к дежурному администратору, заведующей терапевтическим отделением. В крайнем случае - к главврачу. Наталья Георгиевна в ходе последней проверки заметила, что люди, которые брали талоны в восемь часов на двенадцать, так и оставались до двенадцати сидеть у кабинета. Она считает, что привычка простаивать в огромных очередях - часть нашего менталитета. И надо ее искоренять, иначе так и придется приходить в поликлинику к пяти утра, чтобы мерзнуть у двери, проклиная все на свете.
Автор: Анастасия ПОПОВА, специально для «В», Нина ПЕТРУХИНА (фото), «Владивосток»