Жену - в больницу, мужа - под суд

Милиция, безусловно, нужна. Именно к ее сотрудникам в критической ситуации мы взываем о помощи. Но ни для кого не секрет, что некоторые представители этой мужественной профессии в последнее время отличаются особым корыстолюбием, особенно те, кто работает в ГИБДД. Герою сегодняшнего рассказа пришлось столкнуться как раз не с самым лучшим гаишником.

6 дек. 2006 Электронная версия газеты "Владивосток" №2061 от 6 дек. 2006

Милиция, безусловно, нужна. Именно к ее сотрудникам в критической ситуации мы взываем о помощи. Но ни для кого не секрет, что некоторые представители этой мужественной профессии в последнее время отличаются особым корыстолюбием, особенно те, кто работает в ГИБДД. Герою сегодняшнего рассказа пришлось столкнуться как раз не с самым лучшим гаишником.

Ты только не волнуйся

- Людочка, держись! Ты только глаза не закрывай, до больницы уже недалеко, сейчас врачи помогут, - Николай Евгеньевич вел машину в несвойственной для него манере, пальцы судорожно сжимали руль.

…Это субботнее утро началось, казалось бы, обычно. Людмила Викторовна, большая любительница покулинарить, возилась на кухне и что-то потихоньку напевала. Муж привычно отметил - если мелодия в ритме вальса, непременно новое блюдо готовится. Он расставил на доске шахматные фигуры и довольно улыбнулся - сегодня внук в гости заглянет, эта задачка вряд ли ему по зубам окажется.

Непривычно тихий голос жены заставил его оглянуться. Людмила стояла бледная, на щеках не играл румянец, который всегда красил ее в минуты «кулинарных подвигов». Она сначала чуть тронула шею, потом сжала ее двумя руками: «Что-то дышать нечем». Николай Евгеньевич подскочил, шахматы посыпались на пол. На секунду растерялся - она ведь никогда на здоровье не жаловалась, к тому же только что напевала. «Воды дать?» - испуганно спросил он. Потом вытащил спасительный валидол, который всегда держал при себе. «Нет-нет, это не сердце, - прошептала Людмила, - я просто дышать не могу».

О «скорой» он почему-то тогда не подумал. Схватил ключи и пулей вылетел за дверь. Про лифт тоже забыл и, лишь подъезжая к крыльцу, вспомнил, что давненько уже так не бегал. Жену в машину усадил осторожно, но с места, что называется, взял в карьер, хотя никогда лихачом не был.

- Ты, главное, не волнуйся. Может, у тебя аллергия на еду возникла? - пытаясь шутить, понимал, что выглядит это нелепо. А она, в свою очередь, понимая его переживания, старалась успокоить мужа: «Сам не волнуйся. Скорее всего, обычная ангина, ты на дорогу смотри». Конечно же он смотрел и на дорогу, и на нее. При этом чувствовал, что начинает подниматься давление - за многие годы жизни с гипертонией прекрасно знал первые признаки, которые от внимательного взгляда жены тоже никогда не ускользали. Хорошо, сейчас ей не до того, чтобы вглядываться в его покрасневшее лицо, налившиеся нездоровьем глаза.

Взмах жезла гаишника разозлил не на шутку: «До чего же не вовремя!». Старший сержант обстоятельно представился, вежливо попросил выйти из машины, сказал: «Похоже, вы находитесь в состоянии алкогольного опьянения, надо ехать на медицинское освидетельствование». Куда ехать? Зачем? В машине больная жена - ей срочно помощь нужна. Он пытался что-то говорить, сбивался, лицо все больше краснело. «А если я не поеду?!» - наконец прокричал он. Милиционер был невозмутим: «Тогда составим протокол, вас вызовут в суд, заплатите штраф». «Согласен, согласен! - Николай Евгеньевич уже плохо владел собой, постоянно оглядывался на машину, в которой неподвижно сидела жена. - Только, пожалуйста, скорее». Права у Николая Евгеньевича изъяли, пообещав вернуть их после того, как будет выписан и оплачен штраф, выдали временный талон. Быстро подписав протокол и забрав талон, он помчался с задыхающейся женой в больницу.

За руль долго не сядете

Сдав Людмилу Викторовну на руки врачам, вытащил мобильник - все же надо посоветоваться с друзьями. «Неужели пожалел «барашка в бумажке»? - спросил опытный товарищ. - Теперь немедленно пройди медицинское освидетельствование и иди на консультацию к адвокату». Уже по собственной инициативе, ощущая некоторое беспокойство, Николай Евгеньевич попросил еще справку в больнице, где приняли его жену. Там без слов выписали бумагу, подтверждающую ее тяжелое состояние. Впоследствии это сыграло важную роль в решении непростого вопроса по возвращению водительских прав.

В назначенный день он пришел в суд с адвокатом. «Представляешь, - рассказывал он потом жене. - Мне сразу сказали, что на год лишат права водить машину. Если бы я «соломку не подстелил», куковали бы мы теперь без колес».

Юрист, уже съевший собаку на подобных историях, прежде всего решил ознакомиться с протоколом, представленным сотрудником ГИБДД. «Нередкая история, - объяснил он потом опешившему подзащитному, - в ваших протоколах есть существенная разница: в том, что представлен в суд, указаны вымышленные понятые. Я проверял - таких в природе не существует». Такого подвоха Николай Евгеньевич ожидать не мог. «Их же не было, я помню, - только и сумел выдавить из себя, чувствуя, что вновь поднимается давление. - Да и писали протокол сразу в двух экземплярах, они должны быть одинаковыми, в моем никаких свидетелей не указано».

История эта закончилась благополучно - мировой судья, решавший, есть ли в данном случае административное нарушение либо его нет, обязан был все сомнения трактовать в пользу обвиняемого, что, естественно, и сделал, вернув нашему герою права. Николай Евгеньевич, человек немолодой и немало повидавший на своем веку, ни в коем случае не разочаровался в милиции, по-прежнему убежден, что работает там немало честных, благородных людей. Однако на всякий случай теперь внимательно читает всевозможные юридические консультации - мало ли, в какой ситуации можно оказаться по незнанию.

Уважаемые читатели! Если у вас возникли проблемы и нужен совет опытного юриста, пишите в редакцию «В» (на конверте укажите - «Жизнь и закон») или по электронной почте: seega@vladnews.ru.

В тему

Однажды в Ленинградской области двое инспекторов ГИБДД, патрулируя трассу в районе садоводческого общества, заметили «Москвич», медленно двигавшийся по территории. Подъехав к участку владельца «подозрительной» машины, милиционеры вызвали его из дома и обвинили в том, что он управлял автомашиной в нетрезвом состоянии. Мужчина заявил, что он абсолютно трезв, после чего один из инспекторов ударил его кулаком в лицо. После этого у мужчины изъяли водительские права, за возврат которых потребовали сто долларов. Водитель обратился в службу собственной безопасности милиции, сотрудники которой выдали ему деньги, помеченные специальным составом.

После получения взятки инспектора были арестованы и приговорены к 4,5 года лишения свободы условно. Потерпевший заявил также гражданский иск на 45 тысяч рублей, чтобы возместить причиненный ему моральный и физический вред.

* * *

Комментарий юриста. Протоколы разного цвета

Дмитрий ТЯТОВ, адвокат (г. Владивосток, ул. Адмирала Фокина, 9, каб. 14, тел. 22-08-93):
- Всем водителям необходимо прежде всего помнить, что отказ от прохождения медицинского освидетельствования приравнивается к управлению транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения, что наказывается не штрафом, а лишением водительских прав. Во избежание серьезных неприятностей в случае отказа от освидетельствования необходимо в ближайшие два часа пройти его добровольно и получить соответствующее официальное заключение.

Отказ от прохождения медицинского освидетельствования в обязательном порядке должен фиксироваться понятыми, которые впоследствии в суде будут давать показания в качестве очевидцев. В протоколе, составленном сотрудниками ГИБДД, будут указаны лишь признаки: покрасневшие глаза, трясущиеся руки, запах изо рта. Понятые в суде могут подтвердить или опровергнуть эти утверждения.

Протокол пишется, говоря по-старому, под копирку, то есть второй лист отражает написанное на первом. Синяя (первая) часть остается у сотрудника милиции, желтая (вторая) - вручается водителю. Случается, что в первую часть впоследствии вносятся недостоверные дополнения. Поэтому необходимо обратиться к адвокату, который ознакомится как с синей, так и с желтой частью протокола, при необходимости проведет проверку и постарается с наименьшими потерями выйти из сложившейся ситуации.

Статья 12.26 Кодекса РФ об административных правонарушениях и выполнении требований медицинского освидетельствования на состояние опьянения раньше предусматривала штраф в размере 20 минимальных размеров оплаты труда. Несколько лет назад внесены изменения в эту статью, которая теперь предусматривает одно наказание - только лишение прав на срок до одного года. Однако иногда, как в данном случае, возникает возможность оспорить решение об изъятии прав.

Автор: Галина КУШНАРЕВА, «Владивосток»