Гражданский адмирал

Проблема адаптации вчерашних военнослужащих к гражданской деятельности, особенно в Приморском крае, где, как известно, число военных на душу населения является одним из доминирующих, всегда была весьма непростой.

5 дек. 2006 Электронная версия газеты "Владивосток" №2060 от 5 дек. 2006

Проблема адаптации вчерашних военнослужащих к гражданской деятельности, особенно в Приморском крае, где, как известно, число военных на душу населения является одним из доминирующих, всегда была весьма непростой. Кто-то с легкостью переходит во властные структуры, в предпринимательство и еще раз реализовывает себя, опираясь на выработанные за годы службы ответственность, исполнительность, способность работать в любых условиях. Кому-то приходится буквально ломать себя, чтобы вписаться в не столь  однозначную, как в вооруженных силах, гражданскую систему координат. И, наверное, труднее всего такая «перековка» дается тем, кто проносил погоны по четверть века и больше,  кто привык самостоятельно командовать крупными подразделениями, кто не понаслышке знает, что это такое - стоять на переднем рубеже и ощущать родину за спиной.

Но приходит время, и вопреки известной поговорке в отставку уходят все - и прапорщики, и маршалы. Так, в середине уходящего года снял форменный китель с погонами контр-адмирала бывший начальник отдела береговой охраны - заместитель начальника Пограничного управления ФСБ РФ по Приморскому краю Александр Иванков. Александр Егорович - личность в регионе известная, особенно в последние годы, когда он, командуя морскими силами на самых «браконьероопасных» направлениях, регулярно проводил пресс-конференции и рассказывал журналистам об очередных задержаниях расхитителей российских биоресурсов и нарушителей государственной границы.

С Александром Иванковым, ныне носящим вполне «цивильный», гражданский костюм, встретился корреспондент «В».

- Александр Егорович, как вам «новая» одежда - не жмет на адмиральских плечах?

- Нормально, не жмет. Я ведь, готовясь к уходу в запас, смотрел, где работать дальше. И сюда, в судоходную компанию «РИМСКО», пришел далеко не случайно. Были и другие предложения, но, знаете, где-нибудь, например в строительстве, я бы работать не смог - все-таки всю жизнь связан с морем. Конечно, здесь работа преимущественно кабинетная, ну так на палубе я уже свое, пожалуй, отстоял.

- А когда начался отсчет?

- Вообще погоны на плечах я носил больше тридцати лет. Первый (штурманский) факультет ТОВВМУ имени адмирала Макарова окончил в 1979 году и по распределению был направлен в погранвойска. Правда, поскольку именно этой, конкретной специфике нас не учили, то не сразу попал на охрану границы, а еще три месяца проучился в Анапе. И уже в ноябре того же года оказался в Корсаковской пограничной морбригаде. Славная, кстати, была бригада - больше всех адмиралов «навыпускала».  Но в тот момент о шитой звезде думать, конечно, было еще рано - начинал я лейтенантскую службу командиром штурманской части (БЧ-1) на тральщике. Забот, как и любому лейтенанту, хватало с головой. А специализация моя как офицера-пограничника тогда, собственно говоря, и определилась - охрана экономической зоны страны.

И поверьте, кое-что я в этом понимаю: у меня за плечами более 3 тысяч высадок с досмотровой группой на различные (преимущественно рыбацкие) суда; за разные обнаруженные нарушения выписано штрафов более чем на 1 миллион 750 тысяч долларов. Заметьте: ни копейки из этих штрафов не вернулось как неправомерно взысканные. Так что, полагаю, расходы, которые понесло государство на содержание меня как офицера (сейчас об этом почему-то модно стало рассуждать) окупились многократно.

Об офицерской службе, особенно морской, можно рассказывать часами; впрочем, во Владивостоке этим, пожалуй, вряд ли кого-то удивишь. В памяти и сегодня масса разных эпизодов, хотя есть и то, что запомнилось особо крепко. Например, работа в известном квадрате в районе острова Монерон вскоре после того, как в сентябре 1983 года в советском воздушном пространстве был сбит южнокорейский «Боинг». Вахты тогда стояли и в море всматривались до рези в глазах, до галлюцинаций…

Потом был Камень-Рыболов, дивизион пограничных катеров на Ханке, и уже оттуда я поступил в Военно-морскую академию в Ленинграде. Отучился и опять вернулся на Дальний Восток. Мне вообще кажется, что у нас какое-то особое отношение к этой территории, нам трудно приживаться в других регионах, какими бы калачами ни манили. Служил начальником штаба Дальнереченской бригады, участок границы, который мы прикрывали, простирался по реке от Ханки до устья Бикина. Однако на запад меня все-таки занесло службой - в начале 1995 года поехал на Балтику командовать Высоцкой пограничной морбригадой, расположенной под Выборгом. Это, кстати, была самая крупная на тот период времени в России морбригада, прикрывающая очень солидный участок государственной границы, включая северную столицу - Санкт-Петербург. Места там, прямо скажем, сказочные; не случайно именно на участке бригады снимался один из самых популярных фильмов последних лет - «Особенности национальной охоты». Нам, правда, было, как правило, не до кино, потому что проверяющие, комиссии разные приезжали едва ли не конвейерным потоком. Оно и понятно - это ж не Курилы проверять…

Повторюсь: как бы ни почетно было там служить, все равно тянуло домой, в Приморье. И через два года удалось вернуться. Сразу попал в штаб Тихоокеанского погранокруга, в морской отдел, затем командовал отделом международно-договорной и погранпредставительской деятельности. Казалось бы, после линии границы такая служба - не бей лежачего. На самом деле не совсем так. Это была середина 90-х годов, время бурного развития международных контактов. И если сегодня обмен взаимными визитами с соседями - Китаем, обеими Кореями, Японией, США, проведение совместных учений кажется делом обычным и даже рутинным, то 10 лет назад мы делали только первые шаги и двигались буквально на ощупь: поверьте, Отечество, честь флага для пограничников - отнюдь не пустые понятия.

А в 2001 году я стал главным морским пограничным начальником в округе, охватывающем территорию Приморского края и Сахалинской области, а по морю - от устья Тумангана до Парамушира в Курильской гряде. Пять с лишним лет проработал я в этой должности, которая предполагает готовность к действиям в любую секунду. Морская граница - она ведь особенная: контрольно-следовой полосы здесь нет и колючую проволоку не натянешь. Браконьеры же наглеют год от года, используют скоростные суда, современную навигационную аппаратуру, дело доходит даже до силового прикрытия их хищнической деятельности. Иной раз, как вы знаете (обычно о таких ситуациях много пишут), дело доходит даже до стрельбы на поражение - когда других способов, чтобы остановить преступников, а иными словами я назвать браконьеров не могу, просто не остается. Впрочем, и у нас прикрывали тихоокеанскую морскую границу серьезные силы - шесть морских бригад, три моринспекции, был свой судоремонтный завод…

Кому понадобилось затеять очередную реформу, дробить округа на территориальные управления - мне судить трудно. Боюсь, однако, что не все здесь делается правильно и разумно, ломаются структуры, формировавшиеся десятилетиями. А ведь Дальний Восток - весьма специфический регион, и подходить к нему с каспийскими или балтийскими мерками, мне кажется, не всегда верно.

Впрочем, к началу реализации этих реформ у меня была уже более чем солидная выслуга лет, и я начал думать о продолжении «гражданской» карьеры…

- Тут-то и подвернулось РИМСКО?

- Вы знаете, слово «подвернулось», наверное, не совсем корректное. С создателем и президентом ЗАО «РИМСКО» Фазилом Алиевым я знаком не первый год. В силу специфики его бизнеса и моей службы наши интересы не раз «пересекались», причем порой весьма жестко, вплоть до судебных разбирательств. Но тут вот что, на мой взгляд, чрезвычайно важно: во-первых, Фазил Забидович не тот человек, который будет махать кулаками после драки. Во-вторых, в любом споре, конфликте это очень достойный оппонент, который не ищет возможностей закулисного давления, а напротив - способен выслушать доводы противоположной стороны и постарается найти свои, не менее весомые аргументы. Да, он способен жестко отстаивать свою позицию, но при этом оставаясь в рамках цивилизованной дискуссии и никогда не переходя на личности. И даже если ты в каком-то эпизоде находишься с таким человеком, как говорится, по разные стороны баррикады, то все равно невольно испытываешь к нему искреннее уважение. Полагаю, что и Алиев относится ко мне так же; смею на это надеяться, потому что, как только он узнал о том, что я собираюсь завершать службу, сразу предложил мне работу в своей компании.

- Похоже, вы недолго размышляли…

- Вы знаете, да. Потому что к тому времени, по военной привычке, у меня уже было, что называется, достаточно подробное «досье» на эту компанию. О том, что РИМСКО накрепко связано с морем, а для меня это принципиально, я уже говорил. Во-вторых, я всю жизнь пробыл, как говорят, на государевой службе, и поэтому для меня чрезвычайно принципиальным является тот факт, что в этой судоходной компании весь флот работает исключительно под российским флагом. Для меня это знаковый элемент, к сожалению, для нашего бассейна крайне редкий. Можно добавить и то, что в компании (и это не является тайной) существует довольно-таки большой военный отдел; не случайно суда РИМСКО активно привлекались к учениям, которые проводились здесь под флагом Верховного главнокомандующего и министра обороны.

Показательно в этой связи, что танкерный флот компании постоянно участвует в труднейших рейсах по доставке топлива и ГСМ для разбросанных по всему побережью воинских и пограничных частей, застав. По душе мне и такие характеризующие Алиева черты: умение держать слово (пусть даже и не скрепленное никакими бумагами); явно созидательный характер его деятельности - в отличие от многих он не распродает невесть как доставшийся флот, а восстанавливает едва ли не из обломков сложную гидростроительную технику и переводит под российский флаг суда, приобретенные у других владельцев. Нравится мне и то, что, занимаясь в огромных объемах благотворительностью (работая в компании, я знаю, какие суммы на это тратятся), он никогда не кичится этой деятельностью, не делает из этого шумихи или, как сейчас говорят, пиара.

-  И все-таки так уж легко для вас было - пусть даже чисто психологически - сменить китель на «гражданку»?

- К сожалению, легко вообще ничего не бывает. Тем более когда ты работаешь с людьми, принимаешь ответственные (в том числе и с финансовой точки зрения) решения, участвуешь в стратегическом планировании развития компании на перспективу. Но здесь, мне кажется, главное - не изменять своим принципам, которыми всегда руководствовался. А это значит, во-первых, не изменять правилу: «Делай, как я», то есть если ты требуешь с подчиненных высокой отдачи, то и сам должен проявлять максимальную работоспособность. Во-вторых, никогда не повышать на людей голос, то есть не демонстрировать тем самым свою слабость. Ведь в любом конфликте можно спокойно и взвешенно разобраться.

Тем более что у нас и без этого хватает работы, да и жизнь постоянно подкидывает новые задачи. Сейчас, к примеру, мы активно ведем модернизацию наших портовых буксиров, ставим более мощные двигатели и полагаем, что этот «москитный» флот еще себя покажет. А один из наших морских буксиров - «Шуя» - осуществил в эту навигацию уникальную операцию, провел геологоразведку в Чукотском море. Я уж не говорю о текущей, непрерывной работе танкерного и рефрижераторного флота. При этом именно мне доверено реально «командовать» всем флотом РИМСКО, потому что президент компании Фазил Алиев сейчас занимается развитием других, новых направлений. Понятно, конечно, что он постоянно меня консультирует, что-то подсказывает, советует - опыт-то у него в этой области огромный.

Помогает и то, что мы сейчас сделали ставку на молодые, свежие силы, значительно обновив топ-менеджмент компании. Пришли новые люди с интересными идеями, которые, надеюсь, обязательно будут реализованы - в том числе и в развитии нашей береговой инфраструктуры, куда сейчас вкладываются немалые силы и средства.

Но хотя, повторюсь, дел хватает, мы не забываем и о двух ключевых моментах: своевременная выплата зарплаты (а в компании работает около 2 тысяч человек) и перечисление налоговых платежей. Эти позиции находятся на постоянном контроле и финансовой дирекции, и руководства.

Поэтому, возвращаясь к вашему вопросу, - конечно, нелегко. Так ведь это, наверное, и хорошо, а? Ведь легкая жизнь только в сказках бывает, а у нас настоящее дело…

Автор: Беседовал Андрей ОСТРОВСКИЙ, «Владивосток»