Страшная старая сказка

Не успели отзвенеть лихие кастаньеты «Учителя танцев», как на сцене снова классика. Но - совсем другая. Столь же яростная, но трагичная… Теннесси Уильямс, «Трамвай «Желание».

1 дек. 2006 Электронная версия газеты "Владивосток" №2059 от 1 дек. 2006

Нелегкую задачу поставил перед собой коллектив драматического театра имени Горького на первые месяцы сезона. Две премьеры практически одна за другой и еще третья в декабре - это график более чем напряженный.

Не успели отзвенеть лихие кастаньеты «Учителя танцев», как на сцене снова классика. Но - совсем другая. Столь же яростная, но трагичная… Теннесси Уильямс, «Трамвай «Желание». Эту пьесу ставили и экранизировали так часто (вспомните хоть фильм с Марлоном Брандо и Вивьен Ли), что даже если вы не читали первоисточник, представление о сюжете все равно имеете.

- Что, на таком высоком градусе и играть? - спросила на репетиции у режиссера Светлана Салахутдинова, заслуженная артистка России, исполняющая роль Бланш.

- Да, Светочка, да! - в голосе Вадима Паршукова не было сомнения. - Здесь все на пике, наотмашь!

«Трамвай «Желание» - одна из тех пьес, к которым и режиссерам, и актерам приступать и боязно, и желанно. Это настоящая драма, пьеса вне времени и конъюнктуры - с одной стороны. С другой - играть придется, сжигая себя, оставаться равнодушным к проблемам героев просто невозможно. И у режиссера - если только он озабочен в первую очередь не собственной персоной, а пьесой - не так уж много пространства для маневра.

- Я не намерен самораскрываться и самореализовываться на Уильямсе, - подчеркивает Вадим Паршуков. - Тут такой материал, что дай бог раскрыть все, что заложил автор…

Недаром Уильямса сравнивают с Чеховым. Как и в пьесах русского классика, у отца американской драматургии нет хороших и плохих героев. У каждого - своя правда. И каждый надломлен изнутри. Сыграть этот надлом, донести до зрителя в общем-то простую, но в то же время страшную беду героя - вот задача каждого из актеров.

- Это жестокий мир, - так видит Вадим Паршуков квартал, где живут Стелла и Стэнли и куда приезжает Бланш. - Здесь нет слова «любовь», есть только секс! Здесь грязно! Как у Чехова, только страшнее, жестче! Здесь нет милых добрых героев, у каждого из них внутри стержень стальной, иначе не выжить.

А вот у Бланш в исполнении Светланы Салахутдиновой этот самый стержень - с трещинами… Усталость металла - и в экстремальных условиях он ломается, ломая и героиню. Она, желающая видеть «факты не такими, как они есть, а такими, как они должны быть», в исполнении Светланы, возможно, немного более аристократична, чем хотелось бы, но, безусловно, хрупка… Роза, пересаженная в один горшок с чертополохом, вряд ли выживет. Впрочем, бывают и чудеса - Стелла (Марина Волкова) тому доказательство. Она сумела приспособиться к законам этого мира, опуститься до них и выжить. Вопрос, хорошо это или плохо, остается открытым.

Стэнли в исполнении заслуженного артиста России Александра Славского, пожалуй, вызывает меньше раздражения, чем при прочтении пьесы. В том, что у него своя правда, сомнений нет. Он сильный человек, но сила эта не созидательная. Прорывающееся животное начало, когда Стэнли словно сбрасывает маску, - очень сильные места в спектакле…

Здесь все играют наотмашь и живут наотмашь. Здесь тесно, а потому - все на виду. И сцена заполнена, подчеркивая эту скученность, эту невозможность побыть наедине с самим собой, подумать и оглянуться. Здесь все как в старой страшной сказке, когда итог ясен и избежать его невозможно. И потому не смешон клоун-шут, открывающий и закрывающий действие. Он лишь кусочек того бреда, в котором живут герои. Герои, чьи жизни переехало трамваем.

Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ, Юрий МАЛЬЦЕВ (фото), «Владивосток»