Страшная старая сказка
Не успели отзвенеть лихие кастаньеты «Учителя танцев», как на сцене снова классика. Но - совсем другая. Столь же яростная, но трагичная… Теннесси Уильямс, «Трамвай «Желание».
Нелегкую задачу поставил перед собой коллектив драматического театра имени Горького на первые месяцы сезона. Две премьеры практически одна за другой и еще третья в декабре - это график более чем напряженный.
Не успели отзвенеть лихие кастаньеты «Учителя танцев», как на сцене снова классика. Но - совсем другая. Столь же яростная, но трагичная… Теннесси Уильямс, «Трамвай «Желание». Эту пьесу ставили и экранизировали так часто (вспомните хоть фильм с Марлоном Брандо и Вивьен Ли), что даже если вы не читали первоисточник, представление о сюжете все равно имеете.
- Что, на таком высоком градусе и играть? - спросила на репетиции у режиссера Светлана Салахутдинова, заслуженная артистка России, исполняющая роль Бланш.
- Да, Светочка, да! - в голосе Вадима Паршукова не было сомнения. - Здесь все на пике, наотмашь!
«Трамвай «Желание» - одна из тех пьес, к которым и режиссерам, и актерам приступать и боязно, и желанно. Это настоящая драма, пьеса вне времени и конъюнктуры - с одной стороны. С другой - играть придется, сжигая себя, оставаться равнодушным к проблемам героев просто невозможно. И у режиссера - если только он озабочен в первую очередь не собственной персоной, а пьесой - не так уж много пространства для маневра.
- Я не намерен самораскрываться и самореализовываться на Уильямсе, - подчеркивает Вадим Паршуков. - Тут такой материал, что дай бог раскрыть все, что заложил автор…
Недаром Уильямса сравнивают с Чеховым. Как и в пьесах русского классика, у отца американской драматургии нет хороших и плохих героев. У каждого - своя правда. И каждый надломлен изнутри. Сыграть этот надлом, донести до зрителя в общем-то простую, но в то же время страшную беду героя - вот задача каждого из актеров.
- Это жестокий мир, - так видит Вадим Паршуков квартал, где живут Стелла и Стэнли и куда приезжает Бланш. - Здесь нет слова «любовь», есть только секс! Здесь грязно! Как у Чехова, только страшнее, жестче! Здесь нет милых добрых героев, у каждого из них внутри стержень стальной, иначе не выжить.
А вот у Бланш в исполнении Светланы Салахутдиновой этот самый стержень - с трещинами… Усталость металла - и в экстремальных условиях он ломается, ломая и героиню. Она, желающая видеть «факты не такими, как они есть, а такими, как они должны быть», в исполнении Светланы, возможно, немного более аристократична, чем хотелось бы, но, безусловно, хрупка… Роза, пересаженная в один горшок с чертополохом, вряд ли выживет. Впрочем, бывают и чудеса - Стелла (Марина Волкова) тому доказательство. Она сумела приспособиться к законам этого мира, опуститься до них и выжить. Вопрос, хорошо это или плохо, остается открытым.
Стэнли в исполнении заслуженного артиста России Александра Славского, пожалуй, вызывает меньше раздражения, чем при прочтении пьесы. В том, что у него своя правда, сомнений нет. Он сильный человек, но сила эта не созидательная. Прорывающееся животное начало, когда Стэнли словно сбрасывает маску, - очень сильные места в спектакле…
Здесь все играют наотмашь и живут наотмашь. Здесь тесно, а потому - все на виду. И сцена заполнена, подчеркивая эту скученность, эту невозможность побыть наедине с самим собой, подумать и оглянуться. Здесь все как в старой страшной сказке, когда итог ясен и избежать его невозможно. И потому не смешон клоун-шут, открывающий и закрывающий действие. Он лишь кусочек того бреда, в котором живут герои. Герои, чьи жизни переехало трамваем.
Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ, Юрий МАЛЬЦЕВ (фото), «Владивосток»