Неестественный отбор
«Не пора ли вводить жесткие запретительные меры по ограничению ввоза подержанной техники и ездить на своих дешевых и конкурентоспособных автомобилях?» - спросил президента Путина рабочий «КамАЗа» Владимир Карабцев во время октябрьской «Прямой линии»...
«Не пора ли вводить жесткие запретительные меры по ограничению ввоза подержанной техники и ездить на своих дешевых и конкурентоспособных автомобилях?» - спросил президента Путина рабочий «КамАЗа» Владимир Карабцев во время октябрьской «Прямой линии». На Дальнем Востоке подобная постановка вопроса может показаться бредовой. Или мы просто отстали от жизни, а по ту сторону Урала действительно есть «дешевые и конкурентоспособные» российские автомобили?
Можно с ностальгией вспоминать идиллические времена середины и конца 1990-х, но сегодня благодаря различным мерам административного характера подержанные японские автомобили без пробега по РФ по стоимости приближаются к новым российским. Однако постоянно дорожают и отечественные автомобили, а пропасть между «АвтоВАЗом» и Toyota по-прежнему остается непреодолимой. Именно поэтому сравнение отечественных и зарубежных автомобилей не очень корректно (все равно что поставить рядом с современным телевизором древний черно-белый «Рекорд»). Но в реальности такая альтернатива у российского потребителя присутствует. Причем если для дальневосточника голосование условной единицей за японский автомобиль является практически безвариантным, то за Уралом массовый покупатель с непреклонностью зомби все-таки выбирает новый отечественный агрегат или новую же иномарку.
С обеспеченными людьми все понятно, однако большинство вынуждено выбирать из бюджетных вариантов. В центральной части страны нередко приходится слышать, что российские авто хотя и устарели морально, но зато надежны, ремонтопригодны, а главное - дешевы. Неудивительно, что иные москвичи, впервые побывав во Владивостоке, делают скороспелые выводы о бешеных заработках дальневосточников, поголовно ездящих на «японках». В действительности же большинство автомобилей, передвигающихся по приморским дорогам, куплены за меньшие деньги, нежели стоимость новой «Лады», хотя по своим потребительским свойствам гораздо лучше. Здесь и кроется подоплека всех громких заявлений о мнимой опасности или даже неэкологичности подержанных праворулек.
«Десятка» за десятку
Далеко не каждый приморец знаком с прайс-листами отечественных автопроизводителей, поэтому приведем несколько цифр с официальных сайтов соответствующих организаций. Очень популярную сегодня в России «Ладу» десятого семейства производитель рекомендует продавать за суммы от 250 до 280 тысяч рублей, а «по факту» выходит даже выше. В этих же пределах – и новомодная «Лада-Калина»: «Kalina, чья рекомендованная цена сегодня составляет 250 тыс. рублей, в итоге может продаваться за все 300 тыс. рублей, - писали центральные информагентства в сентябре. - Многие участники рынка допускают, что автомобили Lada в ближайшие годы могут подорожать до $15000». По данным auto.mail.ru, на площадках дилеров к концу ноября скопилось более 60 тыс. автомобилей Lada: «Дорогие комплектации «десяток» уже преодолели психологический рубеж в 10 тыс. А ведь плюс к этому дилеры «АвтоВАЗа» обычно так или иначе навязывают покупателям дорогое дополнительное оборудование… В результате «десятка» обходится примерно в такую же сумму, что и, например, Renault Logan или Chevrolet Lanos в аналогичных комплектациях».
До последнего времени самым народным автомобилем с точки зрения стоимости считалась кроха «Ока», которую можно было приобрести за три с небольшим тысячи долларов. Однако ее мотор не прошел испытание нормами «Евро-2», в результате чего заводу «ЗМА» в Набережных Челнах даже пришлось прекратить выпуск «Оки». Сегодня ее производят в Серпухове с китайскими 53-сильными двигателями и продают уже за 150 тысяч рублей. Рестайлинговая нижегородская «Волга» «ГАЗ-31105» имеет рекомендованную цену 226 тысяч рублей (это с двигателем ЗМЗ, а с движком от DaimlerChrysler – уже 253). Прикинули, что на эти деньги можно приобрести во Владивостоке на «Зеленом углу» – даже сейчас, после всех повышений и ужесточений?
Не будем зацикливаться на чисто российских марках. Сегодня в РФ и окрестностях активно развиваются отверточные производства иномарок, в сторону которых все чаще смотрят представители так называемого среднего класса. В основном это достаточно «деревянные» модели, однако по сравнению с российскими одноклассниками очень даже продвинутые. К примеру, изготовленная трудолюбивыми узбекскими руками Daewoo Nexia в самой простой комплектации обойдется в $ 9200, а навороченная (16-клапанный двигатель, литье, гидроусилитель, электростеклоподъемники, кондиционер) – уже около 12. Примерно с этой же отметки стартуют и цены на Ford Focus, выпускающийся в Ленинградской области.
Сегодня во Владивостоке можно купить следующие японские автомобили 1999 - 2003 годов выпуска без пробега по России в ценовом диапазоне, соответствующем стоимости нового российского автомобиля:
до 6 тысяч долларов - малолитражки Toyota Vitz, Nissan March, Mazda Demio, универсалы Mazda Familia, Nissan AD, Toyota Corolla, Honda Partner, седаны Nissan Sunny, мини-вэны Toyota Funcargo и т. д.;
до 9 тысяч – автомобили в различных кузовах Mazda Capella, Nissan Avenir, Nissan Bluebird Sylphy, Toyota Corona Premio, Toyota Caldina, Honda HRV, Nissan Liberty, Subaru Impreza, Mitsubishi Lancer Cedia и другие;
до 12 тысяч – Toyota Ipsum, Subaru Forester, Nissan Cefiro, Honda CRV, Toyota Camry Gracia, Toyota Nadia, Suzuki Escudo, Honda Odissey и т. д.
С точки зрения ценового диапазона подержанные японские автомобили конкурируют не только с российскими и «полуроссийскими» автомобилями, но и с китайской продукцией, агрессивно захватывающей внешние рынки. Низкие цены – главное, но, видимо, единственное преимущество китайцев. На днях Китайская ассоциация потребителей опубликовала данные исследования, согласно которому 77 процентов автомобилей, выпущенных в КНР, серьезно ломаются уже в первые полгода эксплуатации, причем за последний год количество неисправностей выросло на 21 процент. Ухудшение качества ассоциация связывает с борьбой за сокращение производственных издержек: автопроизводители покупают более дешевые и низкокачественные комплектующие.
Российский автопром: бег на месте
Но если «дешевизна» российских автомобилей весьма и весьма условна, то, может быть, в части технических решений наши инженеры продвинулись далеко вперед по сравнению с советскими временами? К сожалению, это тоже миф. По объективным причинам во Владивостоке очень трудно найти новый российский автомобиль и составить о нем свое мнение, вследствие чего воспользуемся оценками москвичей. Неподдельный интерес у нас вызвал ноябрьский номер журнала «За рулем» - ведущего российского автомобильного издания, не замеченного, скажем так, в ненависти к российскому автопрому. Вот, например, отзыв о новом УАЗ-Patriot, на момент отчета пробежавшем чуть больше 20 тысяч км: «Автомобиль безобразно тормозил… Двигатель стал подергиваться под нагрузкой, пропускать вспышки… Починили пресловутый краник масляного радиатора, но мотор по-прежнему сочится по всем щелям… Концевики дверей стали окисляться… Начали сопливиться сочленения шлангов гидроусилителя руля, в дождь потеют стекла, появились подтеки из-под крышки распределительного бачка…». О двигателе: «Почему провода и шланги проложены как попало? Почему нижний патрубок радиатора лежит на рулевом механизме? Почему в жару в пробках мотор перегревается? Почему от высокой температуры под капотом клинит тормоза?».
Другой покупатель «Патриота» перечислил еще больше вылезших «косяков», однако оптимистично заключил: «В целом машиной все восхищаются, за 17000 долларов такого импортного авто вам не найти!». И правда, ТАКОЕ найти проблематично… Из этой же оперы - отзыв счастливого обладателя новой «Лады»-«десятки»: сначала треснул картер коробки передач, за ним – клапанная крышка и т. д. Из того же ноябрьского номера «За рулем» можно узнать о «конструктивном отсутствии» ремней безопасности в новом «УАЗе»-«буханке» (промолчим о подушках безопасности), о том, что ресурс новой «Нивы» составляет 90 тысяч километров пробега и т. д. А уж такое достижение человеческой мысли, как автоматическая коробка передач, наш производитель не может предложить в принципе…
Итак, новые российские автомобили однозначно проигрывают подержанным японским того же класса по цене, уровню технических решений, качеству сборки, комфорту, безопасности (пусть сравнение некорректно, но именно перед таким выбором оказывается массовый, то есть небогатый, покупатель). С точки зрения комфорта и безопасности российский автопром остался где-то в 70-х. Заявляющим о неэкологичности подержанных машин можно посоветовать отправиться в центральную Россию, чтобы вволю подышать ядовитым карбюраторным выхлопом вазовской «классики» или попробовать постоять в пробке рядом с «КамАЗом». Исправная современная машина воздух практически не отравляет; другое дело, что даже японские дизеля на нашей солярке частенько начинают отчаянно дымить черным. Так, может, борьбу за чистоту окружающей среды следует начинать с улучшения качества нашего топлива?
Пожалуй, единственным плюсом новых российских автомобилей является сама их новизна (более чем сомнительное преимущество перед бэушными японскими, учитывая качество сборки), а также дешевизна запчастей. Однако, возвращаясь к словам Владимира Карабцева, остается констатировать, что «дешевых и конкурентоспособных» российских автомобилей в природе просто нет и, к сожалению, в ближайшее время не появится. Даже если праворульный секонд-хенд все же удастся не мытьем, так катаньем выдавить с российских дорог.
Автор: Василий АВЧЕНКО, «Владивосток»