Жить до последней минуты
Вчера прошло 40 дней, как не стало писателя и журналиста Михаила Матвеева. На его похороны пришли сотни жителей Артема. Люди шли и шли, несли цветы. Михаил Матвеев очень любил людей, самых разных, и они платили ему тем же.
Вчера прошло 40 дней, как не стало писателя и журналиста Михаила Матвеева. На его похороны пришли сотни жителей Артема. Люди шли и шли, несли цветы. Михаил Матвеев очень любил людей, самых разных, и они платили ему тем же.
Журналист, редактор артемовской газеты «Выбор», собственный корреспондент «Красного знамени», «Владивостока». Прекрасный человек, умный, деликатный, верно понимающий жизнь. И прежде всего - писатель, член Союза писателей России. Автор трех книг: «Между прошлым и будущим», «Как жаль, что рано улетели птицы...», «Мы долгое эхо друг друга...». Его книги выходили маленькими тиражами. Что такое 300 экземпляров? Половину раздаривал, остальное мигом расходилось на встречах с читателями.
Он всегда сотрудничал одновременно с несколькими газетами. Последнее время - с изданиями «Владивосток», «Утро России», «Артем +». И ежедневная упорная работа писателя. Как мог он, инвалид 1-й группы с тяжелейшим заболеванием крови, выдерживать такую нагрузку? Каким надо было обладать духом и силой воли?.. Как здесь не вспомнить Николая Островского, ныне оплеванного и забытого. Книгу «Как закалялась сталь» уже давно не изучают в школе. Нашим приморским Островским был Михаил Матвеев. Его жизнь была настоящим подвигом. Ежедневным преодолением заболевания, равного по тяжести онкологии. «Почему люди живут, не думая о смерти? Будто им два века отмерено», - часто задавался он вопросом. Он каждый день проживал как последний. И в то же время слыл оптимистом, радовался каждому новому дню. «Надейся на лучшее, готовься к худшему»,- было его девизом.
Болезнь крови он заработал на службе. Три корабля осуществляли в нейтральных водах близ экватора слежение за космическими полетами. Радиация, токи высокой частоты, работа с химикатами на проявочной машине - все это скажется через годы. Он часто вспоминал о службе. Она подарила ему верных друзей, которые не раз приезжали в Приморье даже из Казахстана и Якутии.
Михаил Алексеевич работал до последней минуты, ему очень важно было чувствовать себя в строю. В пятницу мы работали с ним над материалом по реформе ЖКХ, а в субботу попали в больницу. 22 октября, день на две «двойки». Всю ночь бушевали ветер, снег, дождь. В девять тридцать его не стало. Каждый верующий человек знает, что мы умираем, чтобы воскреснуть для жизни вечной. Если зерно не упадет в землю, оно не прорастет. А он был православным, и проводили мы его в последний путь под колокольный звон.
Он очень любил людей, как никто другой умел вкладываться в друзей. С его легкой руки Вера Гундарева стала поэтом, Нина Полуполтинных - композитором. А сколько журналистов считают его своим учителем! В том числе и два редактора артемовских газет. Прозвали Патриархом. Дружил он с самым известным литератором из Артема Александром Плетневым, потом переписывался. Но Плетнев - сибиряк. А у Матвеева все корни в Артеме. Именем Алексея Михайловича Матвеева, директора легендарной шестой шахты, названа улица, где стоит их родовое гнездо.
В дни траура я ощущала огромную любовь и поддержку со стороны многих людей. Можно сказать, что Матвеев достойно похоронен на народные деньги. Остались неизданные рукописи, нужно издать и избранное. И здесь, дорогие мои, не обойтись без вашей помощи. Двухтомник Михаила Матвеева «Избранное» и «Неизданное» тоже будет издан на народные деньги. И это лучший ему памятник.
42301810750331014022/01 Сберегательный банк России, филиал 4199/032 отделения в Артеме. Счет № 5103.
От имени большой и дружной семьи Матвеевых благодарю всех за помощь и поддержку в эти скорбные дни.
Автор: Инна МАТВЕЕВА, специально для «В»