Очень хочется позитива

Главной темой состоявшегося 23-25 ноября в республике Саха (Якутия) очередного заседания Совета при полпреде президента в ДВФО стали перспективы развития транспортного комплекса Дальнего Востока.

29 нояб. 2006 Электронная версия газеты "Владивосток" №2057 от 29 нояб. 2006

Главной темой состоявшегося 23-25 ноября в республике Саха (Якутия) очередного заседания Совета при полпреде президента в ДВФО стали перспективы развития транспортного комплекса Дальнего Востока.

В эти дни в Якутию съехалась практически вся властная элита Дальнего Востока и не только. В расширенном заседании Совета при полпреде приняли участие представители Минтранса РФ во главе с заместителем министра Александром Мишариным. Кроме того, в субботу в Якутске прошло заседание Совета руководителей законодательных органов власти ДВФО.

«В структуре валового регионального продукта Дальневосточного округа удельный вес транспорта выше, чем в среднем по России, и составляет 11 проц., а в Хабаровском, Приморском краях и Амурской области этот показатель колеблется от 14 до 20 проц., - отметил в своем докладе замглавы Минтранса Александр Мишарин. - Вместе с тем критически низкая плотность транспортных коммуникаций, недостаточное развитие инфраструктуры сдерживают реализацию экономического потенциала территории, ухудшают качество жизни. Густота железнодорожных путей общего пользования и автомобильных дорог с твердым покрытием в Дальневосточном федеральном округе в 4-6 раз ниже, чем в среднем по России». Хотя на дальневосточном побережье от Посьета до Тикси расположено 22 морских торговых порта (из которых 11 – порты с круглогодичной навигацией, а девять имеют выход на железнодорожные магистрали), их производственные мощности используются на 50-60 проц. Одной из причин этого, по словам Мишарина, являются высокие железнодорожные тарифы на перевозку грузов по Транссибу.

Рынок транспортных услуг становится международным, и теоретически Россия могла бы получать от экспорта этих услуг доходы, «сопоставимые с экспортом сырья, например, газа», считает Мишарин. Однако, добавляет замминистра транспорта, «сегодня мировое сообщество ищет способы для установления транспортного диалога «Европа - Азия» без участия России. Восстановление Шелкового пути в современном формате, строительство и эксплуатация крупнотоннажных морских судов-контейнеровозов иностранными компаниями ведет к тому, что Россия может оказаться в ситуации, когда крупные торговые и финансовые потоки пойдут в обход России». Чтобы переломить эту тенденцию, Минтранс разработал концептуальные документы по развитию транспортного комплекса ДВФО на ближайшие 15 лет.

Они предполагают, в частности, завершение строительства БАМа, создание условий для привлечения транзитного грузопотока на международные транспортные коридоры «Транссиб», «Приморье-1» и «Приморье-2», развитие перегрузочных мощностей базовых материковых портов – Владивостока, Находки, Восточного, Ванино, Посьета, Зарубино. Необходимо довести до ума и ряд автодорог, в том числе Чита - Хабаровск, Раздольное - Хасан, а также тех, которые обеспечивают подъезд к портам Ванино и Находка. Как сообщило якутское информагентство ЯСИА, президент республики Саха-Якутия Вячеслав Штыров и губернатор Приморского края Сергей Дарькин заявили на заседании о том, что решение ряда важных вопросов (строительство моста через Лену, реконструкция федеральной трассы «Амур») затягивается по вине экспертов и Росавтодора. Президент Якутии также выступил с критикой программы газификации востока России: оказывается, ОАО «Газпром» предлагает отложить освоение якутских месторождений на срок «после 2025 года», а значит, до этого времени газа не получат ни Якутия, ни Амурская и Еврейская автономная области. Тогда как, например, до Владивостока газопровод планируется довести уже к 2010 году.

На заседании Совета при полпреде также были рассмотрены две проблемы информационного пространства ДВФО, а именно информационная интервенция со стороны зарубежных соседей и неоправданно негативный образ Дальнего Востока, сложившийся в федеральных СМИ. «Такая ситуация, - сообщает ЯСИА, - вызывает тревогу у руководства округа, поскольку создает реальные проблемы, в частности, никак не способствует реализации программы переселения соотечественников на Дальний Восток». Оказывается, в рейтинге дальневосточных новостей за последние месяцы лидировали сообщения о загрязнении Амура, эпидемии менингита, убийстве кандидата в мэры Дальнегорска, скандалах вокруг проекта «Сахалин-2». «Таким образом, у жителей России складывается впечатление, что на Дальнем Востоке происходят только такие события, поскольку сообщения о том позитивном, что есть в регионе, практически отсутствуют», - заключает агентство, хотя не совсем понятно, какие именно позитивные новости упустили зловредные федеральные СМИ.

Вывод полпред Камиль Исхаков сделал простой: губернаторам необходимо активнее работать со СМИ, добиваясь стабильного потока объективной информации об округе. Кроме того, полпред сообщил о планах создания Дальневосточной телекомпании.

Автор: Василий АВЧЕНКО, «Владивосток»