Трубу зовут!
Весь поселок Козьмино пронизывает труба. Кое-где изрядно проржавевшая, довольно унылому пейзажу от ее наличия «ни тепло и ни холодно». Но похоже, что этот населенный пункт, в один миг ставший известным на всю страну, родился под счастливой звездой.
Весь поселок Козьмино пронизывает труба. Кое-где изрядно проржавевшая, довольно унылому пейзажу от ее наличия «ни тепло и ни холодно». Но похоже, что этот населенный пункт, в один миг ставший известным на всю страну, родился под счастливой звездой. Глубокая бухта, выгодное географическое положение и тесная связь с экономическими центрами - Восточным портом и Находкой постепенно превратили скромную окраину в фаворита при определении конечной точки «стройки десятилетия» - нефтепроводной системы «Восточная Сибирь – Тихий океан». Здешнее население очень рассчитывает, что день, когда Козьмино прорежет другая труба, более привлекательная во всех отношениях, не за горами.
За плечами - Перевозная
Необходимо сразу сказать, что в отличие от аналогичных изысканий в бухте Перевозная данная стройка изрядно засекречена. За время подготовки материала мы не смогли получить ни одного исчерпывающего комментария специалистов. Две недели назад в Приморье наведалась делегация высокопоставленных руководителей заказчика работ - компании «Транснефть» и ряда проектных институтов. Об итогах визита, поросшего слухами, так никто и не посчитал нужным сообщить. Смеем предположить, все заинтересованные в конечном успехе предприятия организации боятся спугнуть удачу. Ведь еще недавно «золотые горы» были обещаны жителям Хасанского района…
Справка «В»
Первым пусковым комплексом нефтепроводной системы «Восточная Сибирь – Тихий океан» предусматривается подача нефти из месторождений Томской, Иркутской областей, Якутии, Ханты-Мансийского автономного округа до амурского поселка Сковородино по магистральному нефтепроводу, далее - цистернами по железной дороге - на морской перегрузочный комплекс в бухту Козьмина Приморского края. В составе комплекса планируется строительство нефтеналивного терминала и нефтебазы, железнодорожных сливных эстакад, нефтепроводов, соединяющих нефтебазу с терминалом и железнодорожными эстакадами. Планируемая производительность морского нефтеперегрузочного комплекса - 30 млн. тонн в год. Отгрузка нефти предусматривается в танкеры дедвейтом до 300 тыс. тонн (серьезную заинтересованность в проекте уже выразило Приморское морское пароходство).
На данный момент Транснефть прорабатывает несколько вариантов размещения комплекса. В их числе – размещение резервуарного парка в пади Березовой недалеко от села Хмыловка.
При этом во Врангеле организован штаб по разработке технико-экономического обоснования проекта, козьминцы привыкают к вниманию со стороны.
Разумеется, на селе информацию не утаишь. Зная об этом железном правиле, наша репортерская бригада и рассчитывала на помощь местных жителей.
Первый встретившийся мужчина рассказал, что весь поселок только и судачит о будущей нефтяной трубе. «Может, хоть что-то изменится к лучшему. А впрочем, вы можете увидеть все своими глазами – вон там, по ту сторону бухты, работают бурильщики».
И действительно, ближе к мысу Крылова, крайней юго-западной оконечности бухты Козьмина, мы засекли тяжелую технику - два «Урала» с полным обмундированием. Выходит, процесс продвинулся дальше кремлевских кабинетов!
Человек, представившийся Владимиром, сказал, что он здесь старший. Представляет подрядчика проектно-изыскательских работ – компанию «ИнжГео». (Навели справки: данный научно-исследовательский институт базируется в Краснодаре, имеет филиал в Южно-Сахалинске.)
- Владимир, все говорят, что активная стадия работ начнется в апреле будущего года…
- Главное, что завершить дело мы должны к 2008 году, - ответил старший. - Больше я на ваши вопросы отвечать не буду…
О’кей. Должно быть, здесь зарыта государственная тайна.
Судя по деревянным столбикам, вбитым по периметру береговой полосы, многометровые скважины начали бурить с середины ноября.
Буровой мастер Анатолий Андреев, как и его товарищи, дело свое знает хорошо. Еще бы: за плечами – эпопея в бухте Перевозная. Мужчина надеется, что плоды его усилий на этот раз не пропадут даром.
Вопрос века
Патриота здешних мест директора сельского дворца культуры Инну Шеленову давно мучит вопрос: в каком же году село Козьмино отметит свое столетие? Мнения разделились. Одни утверждают, что можно праздновать уже в этом году. Другие склонны указывать на 2007-й. Самое обидное - никто не знает точной даты, дня и месяца. И это в преддверии такой серьезной стройки! Да, старожилы заставили потомков ломать головы, оставив противоречивые описания «легендарной истории».
Живописная бухта на юго-восточном берегу залива Находка открыта и нанесена на карту задолго до основания деревушки. Случилось эпохальное событие в 1860 году благодаря экспедиции Василия Матвеевича Бабкина, подполковника корпуса флотских штурманов. Тогда же морская акватория была названа в честь знаменитого гидрографа, исследователя Северного Ледовитого океана, Охотского и Балтийского морей Прокопия Тарасовича Козьмина. Впрочем, Бабкину обязаны именами многие славные приморские места – от Преображения до устья реки Туманной на Хасане.
Первоначально деревня, основанная на берегу бухты Козьмина, называлась Рюриково – в честь легендарного русского крейсера «Рюрик», погибшего в русско-японскую войну.
Козьминцы никогда не сидели сложа руки. В годы войны здесь располагался цех крупнейшего в Приморье рыбокомбината «Тафуин». Того самого, которым руководил Шалва Надибаидзе и который обеспечивал продукцией фронт. В «новейшую историю» в поселке наладили предприятие по разделке старых морских посудин на металлолом. А с недавних пор вновь вернулись к разделке рыбы. Рыбоперерабатывающее производство организовала фирма «Интрарос», сейчас бизнес перешел в руки компании «Юнион-транс» - основного работодателя в Козьмино. Просто интересно, останется ли рыбное производство, когда придет нефть?!
Надо сказать, что земли от Находки до Восточного порта всегда славились не только обилием грибов. Здесь и корейский технопарк давно как мечтают построить, и российско-американскую промышленную зону. Одним словом, благодатное место давно взято на заметку, да руки ни у кого не доходят.
Рядом с развалюхами - замки из красного кирпича
С появлением трубы местные жители питают надежды на возрождение былой инфраструктуры. Вот уже семь лет прошло, как закрыли здесь школу и детский сад. Детвору возят строго по расписанию во Врангель. Там же, во Врангеле, козьминцы вынуждены решать все остальные жизненные вопросы, поскольку формально подчиняются тамошней администрации. Были здесь раньше и медпункт, и милиция, и даже собственный родильный дом.
К слову, относительно Козьмино, своей отдаленной вотчины, у властей Находкинского городского округа планы грандиозные. Муниципалитет прогнозирует демографический взрыв – население поселка в случае строительства комплекса должно вырасти с 450 до 2500 человек.
Инна Шеленова невольно прониклась радужной идеей строительства конечной точки трансконтинентального нефтепровода. Дело в том, что дом культуры с четырьмя кружками – единственное «парадное» учреждение в Козьмино, «лобное место», средоточие всей культурно-просветительской жизни. Поэтому наслышанные о больших планах российского правительства жители окрестных городов и деревень звонят в Козьмино, попадают на дворец культуры. «Даже из Преображения на днях звонили, желали записаться в очередь на трудоустройство», - делится информацией Инна Васильевна. Без проблем. Потенциального работника нефтеперегрузочного комплекса перенаправили во Врангель, где вовсю составляются списки перспективной рабочей силы.
Заметно, что в Козьмино больше оптимистов, чем в Перевозной. Да, «нефтяных братьев» объединяют разбитые дороги, жуткие дома с пустыми «глазницами» и некоторая беспросветность бытия. В то же время с работой вблизи-то от Восточного порта всегда было лучше. А несколько лет назад на берегу красивой бухты стали возводить настоящие замки из красного кирпича. Такие же можно увидеть в районе Санаторной во Владивостоке. Вот она, конъюнктура рынка: цены на жилье в скромной деревне резко взлетели. Домик с подворьем теперь купишь не меньше чем за 23 - 25 тысяч долларов.
Пенсионерка Анна Черниченко переехала в Козьмино 12 лет назад из Казахстана. Поехала к детям, да так и осталась. Понравилось. «Главное, чтобы с приходом нефтяников море чистое сохранилось, - замечает Анна Моисеевна. - Нам, старикам, уже все равно, а вот детям нашим здесь жить и жить...».
…Помните, многолетний прогноз погоды приморского радио начинался запоминающейся строчкой «От мыса Поворотного до мыса Золотого…»? От Козьмина до Поворотного – рукой подать. Поэтому обитатели живописной приморской окраины очень надеются, что нефтяная труба станет поворотным событием в их жизни.
Автор: Александр СЫРЦОВ, Василий ФЕДОРЧЕНКО (фото), «Владивосток»