Над Доном угрюмым. Сергей Семанов. «Тихий Дон. Белые пятна»
Подзаголовком к представляемому вашему вниманию изданию, читатель, автор выбрал фразу «Подлинная история главной книги XX века». Аннотация, выбранная издателем, тоже, скорее, интригует, нежели объясняет, о чем же пойдет речь: о судьбе Шолохова? О навязшем в зубах скандале авторства? О пути романа к читателю?
Подзаголовком к представляемому вашему вниманию изданию, читатель, автор выбрал фразу «Подлинная история главной книги XX века». Аннотация, выбранная издателем, тоже, скорее, интригует, нежели объясняет, о чем же пойдет речь: о судьбе Шолохова? О навязшем в зубах скандале авторства? О пути романа к читателю?
На самом же деле книга совсем о другом - о мире «Тихого Дона». О быте казачества, о той истории, которую поколение советских людей утеряло навсегда, изучая в школе на уроках не историю, а забитый идеологией марксистко-ленинский взгляд на нее. О той истории, которая читавшим «Тихий Дон» впервые лет эдак 30 - 35 - 20 назад казалась, скорее, сказкой - казачество, сытная жизнь небольших деревень, быт, похожий на выставку в музее… В общем, та самая Россия, которую мы потеряли, точнее - кусочек этой потерянной России.
Главных героев шолоховской эпопеи Сергей Семанов погружает в реалии казачьей жизни конца XIX-начала XX века. Начиная, разумеется, с Григория, автор показывает, в какие годы он рос, когда родился, сколько лет ему было во время женитьбы, когда он стал отцом… Удивительно узнать, например, что в финале «Тихого Дона» Григорию всего-то 30 лет, а бабушка Мелеховых, мать Пантелея Прокофьича, была вовсе не турчанкой, как гутарили на улице соседи, а черкешенкой - во время кавказских войн казаки часто брали в жены черкесских красавиц…
Если можно так сказать, Сергей Семанов словно разворачивает каждую страницу «Тихого Дона», приближает героев к читателю, поясняет и расцвечивает роман, не только делясь новыми фактами, но и обращая внимание на то, что до сего момента просто не приходило в голову…
«Тут надо сделать одно примечательное отступление: достойно внимания, что за семейным праздничным столом Мелеховых нет водки. Это необходимо подчеркнуть, ибо неизвестно, откуда поползло вдруг мнение, будто пьянство, дескать, от века являлось свойством русского народа. Трудно придумать нечто более ложное. В «Тихом Доне» досконально и во всей широте описан народный быт. Винопитие предстает тут как исключение, а вовсе не как повседневная обыденность».
Удивительно, но при заметном академично-исследовательском стиле книга Сергея Семанова не читается скучно, наоборот, это немного отстраненное повествование придает изданию большую объективность, правдивость… Хотя и нельзя сказать, что в оценке революционных событий и гражданской войны автору удалось избежать идеологической зашоренности. «Тихий Дон» все же рассматривается им как роман о трудном становлении советской власти, а не как эпопея о переломе судеб и жизней, который несут любые перемены, по определению чуждые народу, например, революция…
И все же, несмотря на небольшие недостатки, прочесть книгу Семанова будет интересно многим: тем, кто недавно посмотрел сериал Бондарчука на Первом канале; тем, кто готовит реферат в школу; тем, кто много лет назад уверился, будто Шолохов - это про революцию… То есть и взрослым, и подросткам…
Книги для обзоров предоставлены книжным бутиком ООО «Верба» (проспект «Красного знамени», 59, ПромстройНИИпроект, «Ярмарка на Гоголя», бутик № 2, телефон 45-07-24). Лоцман выражает признательность ООО «Верба» за плодотворное сотрудничество.
Автор: Ваш Книжный Лоцман