Фокусы в кавычках и без

У нас открывается все больше дилерских центров, занимающихся официальной продажей и обслуживанием новых автомобилей различных марок. Однако этот процесс может быть связан не только с ростом числа платежеспособных покупателей, но и с другой, более тревожной для приморцев тенденцией. Мы имеем в виду новые усилия федерального центра по вытеснению с внутреннего рынка подержанных автомашин - прежде всего с правым рулем.

24 нояб. 2006 Электронная версия газеты "Владивосток" №2055 от 24 нояб. 2006

У развивающегося в Приморье рынка новых автомобилей есть и оборотная сторона Хотя Приморье считается территорией безраздельного царствования подержанного японского автопрома, в последнее время и здесь наблюдается новая и характерная для всей России тенденция.

У нас открывается все больше дилерских центров, занимающихся официальной продажей и обслуживанием новых автомобилей различных марок. Однако этот процесс может быть связан не только с ростом числа платежеспособных покупателей, но и с другой, более тревожной для приморцев тенденцией. Мы имеем в виду новые усилия федерального центра по вытеснению с внутреннего рынка подержанных автомашин - прежде всего с правым рулем.

Мы будем жить теперь по-новому?

Понятно, что приверженность приморцев к подержанным японским автомобилям обусловлена наилучшим соотношением качества и цены, и эта любовь не ржавеет. Вместе с тем уже можно говорить о развивающемся на Дальнем Востоке (и в Приморье в частности) рынке новых автомобилей. Компания «Саммит Моторс», продающая во Владивостоке новые «Тойоты» с 1992 года, долгое время оставалась практически одинокой; однако буквально в последние год-два на приморском рынке заявили о себе такие марки, как «Фрайтлайнер» (огромные американские тягачи), «Рено», «Ниссан». Осенью 2006 года приморский дилер «Даймлер-Крайслера» - компания «Альтаир-авто» презентовала во Владивостоке линейку «Мерседесов», а к новому году планирует открыть полноценный сервисный центр и автосалон. Говорят, что во Владивосток таким же образом может прийти и немецкая марка «Ауди».

Наконец, буквально на прошлой неделе ЗАО «Хабиба» - официальный дилер Ford Motor Company в Приморском крае - торжественно презентовало во Владивостоке первый дилерский центр по продаже автомобилей «Форд». Во временном шоу-руме на Камской были выставлены четыре автомобиля этой марки, хотя всего во Владивостоке уже предлагается около десяти моделей (в том числе, конечно, и «Фокус» - самая популярная в России бюджетная модель «Форда», которую собирают в Ленинградской области). Как рассказал генеральный директор ЗАО «Хабиба» Александр Хабибулин, к 2008 году будет построен основной шоу-рум; в перспективе кроме продажи и обслуживания автомобилей «Форд» компания может заняться и другими марками - как, например, «Вольво», «Ленд-Ровер», «Фольксваген» и даже «Ягуар»…

Перед тем как открывать новые дилерские центры, иностранные автопроизводители тщательнейшим образом просчитывают целесообразность этих шагов. Означает ли это, что и у нас уже появился спрос на новые иномарки и традиционный «дикий» рынок будет постепенно вытесняться «цивилизованным»? Главные преимущества покупки нового авто у официального дилера - это гарантированное обслуживание и ремонт, а также ряд других услуг (например, трейд-ин - сдача дилеру старого автомобиля в счет покупки нового). Определенное число платежеспособных покупателей, для которых сам факт «подержанности» - уже минус, у нас, безусловно, есть; наверняка заинтересуют подобные предложения и корпоративных клиентов. С другой стороны, даже в самом «людном» регионе ДВФО - Приморье - весьма немногочисленное население с не очень высоким доходом, что сразу сужает круг возможных клиентов.

Да и просто сложно представить сверхъестественную силу, которая заставит приморцев изменить японскому секонд-хенду и пересесть в менее «навороченные» (пусть и новые) автомобили, заплатив при этом больше. Все это прекрасно понимают сами дилеры. Александр Хабибулин говорит, что хотя продажи «Фордов» во Владивостоке уже начались, сегодня стоит задача не реализовать как можно больше машин, а изменить саму структуру рынка, то есть переориентировать некоторую часть покупателей на новые автомобили - любых марок. «Таких клиентов пока мало, поэтому еще не пришло время говорить, какую нишу мы рассчитываем занять, - говорит Александр Хабибулин. - Пока мы в одной лодке с «Ниссаном», «Мерседесом», мы партнеры по созданию рынка новых машин, роста которого можно ожидать только через несколько лет. Сейчас мы создаем условия для этого, работая себе в убыток».

Адаптироваться приходится не только к покупателям, но и к госструктурам. Так, у одного из проданных во Владивостоке «Фордов» возникли проблемы при регистрации в ГИБДД: марка незнакомая, постановка-снятие не производились, а на двигателе вдобавок рядом с номером выбит легкомысленный «смайлик». Одним словом, иметь дело с новыми и неяпонскими автомобилями во Владивостоке пока проблематично. Относится это и к срокам доставки запчастей. Но лиха беда начало…

Казахский эксперимент

Рост количества предложений на рынке можно только приветствовать. Другое дело, что оживление продавцов новых автомобилей прямо или косвенно связано с продолжающимися попытками Москвы «репрессировать» подержанные праворульки, что не может не создавать на рынке атмосферу нервозности (другой параллельный процесс - размещение на территории России сборочных производств автомобилей иностранных марок, но к Дальнему Востоку это не относится). Очередное «осеннее обострение» налицо. Как ранее сообщал «В», в октябре сенатор Владимир Федоров, экс-глава российской госавтоинспекции, возглавил рабочую группу по разработке закона о дорожном движении и заявил, что намерен предусмотреть в этом документе запрет правого руля. Практически одновременно в Минпромэнерго РФ, руководитель которого Виктор Христенко также не замечен в любви к приморцам и правому рулю, объявили о разработке нового технического регламента, описывающего параметры всех элементов автомобилей, разрешенных к эксплуатации в РФ. В проекте этого регламента присутствует требование о расположении «органов управления транспортного средства в соответствии с условиями дорожного движения России».

Наконец, на прошлой неделе президент Казахстана Нурсултан Назарбаев поручил своему правительству ввести с 1 января 2007 года запрет на ввоз в страну праворульных автомашин, а их эксплуатацию запретить либо к началу, либо к концу 2009 года (к этому времени машина должна быть списана или подвергнута хирургической операции по перестановке руля). Уже сейчас этот фокус прямо ударил по приморцам - и вот почему.

Во-первых, львиная доля праворулек завозится в Казахстан именно через Приморье. Причем автомобили, как правило, идут туда транзитом, без таможенного оформления в наших портах: в Казахстане в отличие от России нет запретительных барьеров на ввоз машин старше семи лет, из-за чего средняя пошлина на «непроходное» по нашим меркам авто составляет около 1000 долларов. Поэтому приморские бизнесмены, по заказу казахстанцев покупавшие в Японии недорогие машины, нередко 8 - 10-летние, теперь остаются не у дел. Обескураженные заявлением своего президента заказчики отказываются выкупать автомобили, а приморским бизнесменам в России их некому продать - год не тот. По сообщению Агентства национальных новостей, сразу же после заявления Назарбаева в приморских портах, в частности в Зарубино, такие неприкаянные автомобили стали скапливаться сотнями и тысячами…

Во-вторых, инициативу Назарбаева можно рассматривать в качестве «пробного шара»: российские чиновники, посмотрев, как воспримут запрет жители Казахстана, сделают соответствующие выводы. Так что цивилизованный рынок и сборочные производства - это, конечно, хорошо, но благие намерения Москвы могут в который раз ударить рикошетом по дальневосточникам со средним уровнем дохода.

Автор: Василий АВЧЕНКО, Юрий МАЛЬЦЕВ (фото), «Владивосток»