«Мама, а ты меня понимаешь?»

Я слушаю руководителя центра Монтессори во Владивостоке Татьяну Вышину и думаю: как все мудро тут продумано! Конечно, неплохо, если есть возможность водить малыша в Монтессори-центр. А если нет? В любом случае знать то, что открыла про наших детей великий педагог Мария Монтессори, должен каждый.

24 нояб. 2006 Электронная версия газеты "Владивосток" №2055 от 24 нояб. 2006

Танцует, читает с пяти лет, свободно решает задачки по математике, увлекается спортом, играет на флейте… Что там еще в списке наших родительских амбиций? Ах да, коммуникабелен, собран, весел, пытливый ум. И в комнате у него всегда порядок!

Если мы гиперответственные родители, то ради всего этого тащим нашего малыша из кружка в кружок, усаживаем за букварь – года эдак в три. Впрочем, гораздо чаще нам некогда, мы зарабатываем на жизнь, торопливо готовим ужин и откупаемся от ребенка новой игрушкой: я же тебе купил, посиди, поиграй!

Между тем есть педагогическая развивающая система, которая вот уже сто лет помогает ребенку стать тем самым – талантливым, пытливым и счастливым. Система Монтессори. Я слушаю руководителя центра Монтессори во Владивостоке Татьяну Вышину и думаю: как все мудро тут продумано! Конечно, неплохо, если есть возможность водить малыша в Монтессори-центр. А если нет? В любом случае знать то, что открыла про наших детей великий педагог Мария Монтессори, должен каждый. Потому я ставлю перед Татьяной Игоревной не слишком выполнимую для нее, но все же задачу: научить нас хотя бы некоторым премудростям. Чтобы соорудить эдакую «школу Монтессори на дому».

* * *

Справка «В»
Мария Монтессори (1870-1952), итальянский педагог, психолог, врач-антрополог. Центры и школы по методу Монтессори работают в десятках стран мира. Есть они и во Владивостоке.

* * *

Скатерть-самобранка

Большой класс разделен на зоны: практических навыков, сенсорики, развития языка, математики, космоса… На десятках подносов - сотни предметов: баночки и кувшины, крупы, овощерезки и терки, кулинарные принадлежности, на столах миниатюрные тазы для стирки и утюг. Еще рамка со всеми вариантами застежек - от пуговиц и липучек до шнурков. Рядом на ковре - разномастные кубики и цилиндры… В другом отсеке - дидактический материал на развитие остроты слуха, обоняния, осязания (про это - особый разговор!). Еще зона - математики: хитроумные «бусы» сделаны так, что ребенок постигает очень абстрактные операции с числами зрительно, а еще и пальцами, в итоге к первому классу свободно оперирует четырехзначными числами.

Ребенок, заходя в класс, сам выбирает, чем ему заняться: переливать воду пипеткой из миски в миску, взбивать венчиком пену и украшать им корж, стирать, гладить, мыть посуду и зеркала, чистить обувь, делать салаты, тереть овощи на терке или овощерезкой, колоть орехи, резать хлеб, раскладывать лопаточкой блины. Или всласть открывать и закрывать разномастные замки. Или писать буквы. Или изучать муравейник…

Суть в главном: у каждого ребенка настает в жизни момент, когда его природа диктует, что именно ему сейчас нужно развивать. А понять это можно через интерес малыша к тому или иному виду деятельности. И если дать ему нужные игрушки и развивающие материалы, новые навыки будто упадут в весеннюю почву - и мигом прорастут знаниями о мире, легко и радостно. А если пичкать занятиями, нужными родителям, вопреки моменту, не ко времени - обучение будет идти туго, через капризы и сопротивление, а эффекта - чуть. 

Сензитивные периоды - так назвала эти самые «правильные» моменты педагог Монтессори, выявив путем долгих наблюдений. И современная  психология их подтвердила!

Умные дети

«Например, малыши в полтора-два года выбирают бурные «прыгалки» - батут, горки, качели, - рассказывает Татьяна Игоревна. - Они активны и подвижны дома и во дворе, есть такая зона и в классе Монтессори. Но вот мама, не желая идти за интересом ребенка, берет его за руку и тащит к цветным табличкам, геометрическим телам: мол, хватит баловаться, займись делом!

А для ребенка прыгать - это и есть сейчас главное дело! В его жизни настал период развития крупной моторики: он познает возможности своего тела, осваивает его, учится «пользоваться». Затормози его в этот момент - и время будет безнадежно упущено: годам к четырем будет видно, что с координацией движений у него не очень… А позже - и в спорте неловок, и в танцах неуклюж».

Любопытно: в класс Монтессори приходят дети с разным темпераментом, одни - тихие, другие - гиперактивные.  И надо учесть особенности каждого! Гиперактивным предлагают (вернее, они сами выбирают) деятельность с большой амплитудой движений: пока одни стирают куколке носочки, эти радостно надраивают панели. Если условия позволяют - в ванной на поддон ставят большой камень и перед занятиями обливают грязью: отмыть ее в десятый раз этим непоседам в кайф!

Ну а если уж очень хочется занять чадо интеллектуальным или каким-нибудь кропотливым делом - вышиванием, оригами или еще чем? Тогда родителям надо садиться на видном месте и начинать вышивать или складывать журавликов из бумаги - ребенок обязательно заинтересуется. Но надолго ли - подскажет его природа.

Какая мука воспитывать этих детей!

Примерно с двух до четырех лет наступает период развития мелкой моторики: руки малыша учатся выполнять кропотливую работу. И опять на помощь приходит весь подручный материал: можно раскладывать по коробочкам разноцветные бусины - красные в одну, синие в другую. Сортировать фасоль по цвету. Проталкивать пуговицы в прорезь крышки банки. Накручивать гайки на шурупы. Нанизывать колечки на шнурок.

«И вновь родители считают «более полезным» вталкивать в ребенка буквы, учить читать и считать, - продолжает Татьяна Вышина. - Может, он и научится складывать слоги в слова, но процесс будет не слишком радостным или вовсе мучительным. Вряд ли ребенок будет понимать смысл прочитанного - и это плохо! Мамы недооценивают значение любой элементарной деятельности. Между тем развитие мелкой моторики - прямой путь к развитию высших психических функций, важнейших зон головного мозга. Порой родители обеспокоены подготовкой руки ребенка к письму и начинают лет с полутора заставлять писать. Но ту же самую задачу можно решить другим путем: пусть переливает воду из миски в миску с помощью пипетки, шприца, резиновой груши или поролоновой губки. И ему интересно, и все мышцы руки прекрасно тренируются. Значит, в школе он будет писать свои крючки и палочки без устали, с правильным нажимом.

Или вот пример: малыш вдруг начинает утрировать звуки: м-м-мама, звер-р-ри, - это сигнал к тому, что «почва созрела» для развития фонематического слуха, - того самого слуха, который потом соединит звуки, слова и их написание. Развитый фонематический слух - основа грамотного письма и «чувства языка» на всю жизнь. Значит, пора играть в звуковые игры.

И мысли в порядке

Довольно привычная картинка: когда в классе (или дома) много увлекательных для ребенка предметов, он готов там попробовать, тут поиграть, сюда переместиться - глаза разбегаются! Какое наслаждение рассыпать крупу, разлить воду… Не тут-то было.

Железное правило в Монтессори-центре: пока ты не привел в порядок материал, которым пользовался, нельзя браться за другой.

«Свободный выбор не предполагает анархии и хаоса, - объясняет Татьяна Вышина. - Взял, попользовался - поставь на место. Во-первых, это развивает чувство эмпатии - думать о другом.

Но главное - формируется потребность в завершении действия! Причем в конечном счете эта потребность закрепляется на таком глубинном интуитивном уровне, что беспорядок и незавершенность доставляют почти физический дискомфорт. Наши дети никакое дело не бросают на полпути».

Мамы могут не поверить, но потребность в порядке заложена в ребенке на биологическом уровне. Упорядоченность во всем: жизнь по привычному графику, мама рядом и предметы в комнате на местах - создает ощущение безопасности. Есть и оптимальный возраст для приучения к порядку.

«Иногда мамы жалуются: мой Вадик у вас, в центре, все убирает за собой, а дома игрушки сложить - только со скандалом! - рассказывает Татьяна Игоревна. - Спрашиваю: «А где дома игрушки хранятся?» «Ну в контейнере, вперемешку». А вот как только у каждой игрушки появляется свое место - мишки на диване, мячи - в ведерке, - острота проблемы спадает. Убирать вечером все сразу - непосильный для ребенка труд, один взгляд на этот беспорядок вызывает отторжение. Примерно как генеральная уборка для мамы. А вот если упорядочить - поиграл с мозаикой - положил, потом кукол усадил - проблема довольно быстро решается».

Но есть в том, что ребенок научился сохранять порядок, высший смысл: внешний порядок, порядок в вещах переходит в потребность внутреннего порядка - в мыслях, чувствах, делах и человеческих отношениях! Все приходит в гармонию.

Знает, чего хочет

Школа Монтессори - это всегда тысячи умных вещей и материалов.

«И все же не в них дело! - убеждает Монтессори-педагог. - Материалы - лишь инструмент для достижения главного - для воспитания. Какого ребенка мы хотим видеть? Ответственного, самостоятельного, инициативного, уверенного в себе, с активной жизненной позицией. И с чувством собственного достоинства. Когда с детства у него есть право выбора, он учится понимать себя, что больше или меньше нравится и получается. Иметь свое мнение. Тем более, ребенок от природы фантастически любознателен!».

 


Советы маме и папе

Наблюдайте за ребенком! Верьте ему! Задача родителей – заметить, к чему малыш проявляет наибольший интерес, и оснастить дома среду так, чтобы он свой интерес развивал. Подумайте, какие игрушки, предметы, занятия ко времени именно сейчас!

* * *

Как развить усидчивость и концентрацию?

Если ваш ребенок чем-то увлеченно занимается (рисует, лепит, строит дом), не вмешивайтесь ни подбадриванием, ни советом! Даже поощрительное «Молодец!» может перечеркнуть его вдохновение. Трепетно оберегайте концентрацию ребенка.

* * *

Ребенок познает окружающий мир в другом темпе, чем взрослый. Вот он берет щеколды или замки - щупает, смотрит, не торопится. А мама хочет, чтобы он поскорее освоил навык, торопит - вот ключ, открывай!

Позвольте ребенку познавать мир в его собственном темпе, это воспитает основательность, тщательность, глубину.

А взрослые думают, что надеть башмаки – легко...


Эпизоды из жизни

В класс Монтессори приходят мама с ребенком. Одним махом малыш рассыпает таз с пшеном. Мама спокойна. Педагог - с удивлением:
- Вы дома позволяете ему так делать?
- Да, ему же это нравится. Сами же говорите, надо уважать выбор ребенка. Но вообще я замучилась терпеть его шалости…
- Конечно, выбор ребенка надо уважать. Но наряду с этим свобода выбора заканчивается там, где она противоречит свободе или интересам другого. Может, логичнее удовлетворить интерес ребенка более социально приемлемым способом: купить три килограмма пшена – и пусть всласть рассыпает во дворе голубям? А сейчас ему придется за собой убрать. Взрослый ему поможет, если ребенок нуждается в этой помощи.

* * *

В центре Монтессори Катя стоит перед кухонным столом, там в тазике можно взбивать пену. Но потом следует сложный алгоритм уборки: перемыть тазики, венчик, поднос. Катя в нерешительности.
- Чего стоишь?
- Хочу пену взбивать.
- Взбивай.
- Надо убирать…
- Конечно. И что?
- Долго…
Ребенок четко понимает, что он хочет, но взвешивает: а стоит ли? Так формируется чувство ответственности у трехлетнего ребенка. В тот день Катя не стала взбивать пену. Но это тоже выбор, причем более осознанный.

Так дети развивают тактильную чувствительность ног: все коврики разные

Школа Монтессори дома

От рождения у ребенка обычно развиты все каналы восприятия, но со временем ведущим становится какой-то один. И тогда мы говорим:  одни дети - визуалы, видят мир больше глазами, другие - аудиалы, лучше ощущают его на слух, третьи - кинестетики, таким надо все пощупать. Но лучше с детства развивать все чувства - тогда мир ребенка будет цветным, объемным, звучным. А его таланты - разнообразными. Как развить тонкое обоняние, осязание, слух?

Игра «Найди пару»
1. Насыпьте в три солонки ваниль, кофе, толченый чеснок - они займут один поднос. Точно такие же три солонки поставьте на другой. Дайте малышу неторопливо «вынюхать» все - и найти пары. Позже задачу можно усложнить, наполняя солонки пряностями. 
2. Насыпьте в солонки песок, гречку и горох, коробочки с тем же содержимым поставьте на другой поднос. Гремящие вещества вполне можно отличить на слух - и найти пары.
3. Положите в две коробки кусочки тканей: ситец, фланель, кожа, мех, шелк и т.д. Пусть малыш с завязанными глазами найдет пары.

«Не просыпь и не пролей»
Сначала насыпьте в кувшин немного крупы и покажите малышу, как, держа кувшин правой рукой и придерживая левой, пересыпать крупу в стакан, стоящий слева от кувшина. (Все просыпанные зерна ребенок должен смести щеткой в совок.) Не забудьте сдержанно похвалить ребенка, если он аккуратно убрал. Переходить к переливанию следует только тогда, когда ребенок хорошо освоит пересыпание. Помогите начать и закончить переливание - это для него труднее всего. Покажите, как собрать разлитую воду губкой.

«Открой и закрой»
Придумайте игру: например, малыш может быть врачом, у которого много баночек с лекарствами, или хозяйкой, которая держит в баночках разные крупы. Поставьте перед ребенком несколько маленьких баночек с закрытыми крышками (банки должны отличаться размером и формой). Предложите открыть все баночки, а потом снова закрыть, правильно подобрав крышки. Если крышки закручиваются, проследите, чтобы малыш крутил крышку, а не банку.

«Ну-ка, вылови»
Поставьте на поднос две тарелки: слева - глубокую, а справа - мелкую. В глубокую тарелку налейте воды и бросьте несколько мелких плавающих предметов. Предложите малышу выловить их по одному ложкой и переложить в мелкую тарелку. Вначале помогите ему, слегка направляя его руку. Следите, чтобы ребенок правильно держал ложку. Важно довести упражнение до конца: все предметы перенести в мелкую тарелку, а пролитую воду - собрать губкой.

«Посыпаем дорожки»
Предложите ребенку посыпать «песком» (манкой, пшеном) дорожку на столе шириной 3-5 см. Ограничьте ее чем-либо, например полосками бумаги. Поиграйте: дорожка может идти от одного выложенного из спичек домика к другому. Песок надо сыпать тремя пальцами (сложив их «щепоткой»), не выходя за края дорожки. Играя во дворе, можно делать дорожку между двумя палочками, посыпать «сахаром» песочный «торт» и т. п.

Детей учит то, что их окружает:
Если ребенка часто критикуют - он учится осуждать.
Если ребенку часто демонстрируют враждебность - он учится драться.
Если ребенка часто высмеивают - он учится быть робким.
Если ребенка часто позорят - он учится чувствовать себя виноватым.
Если к ребенку часто бывают снисходительны - он учится быть терпеливым.
Если ребенка часто подбадривают - он учится уверенности в себе.
Если ребенка часто хвалят - он учится оценивать.
Если с ребенком обычно честны - он учится справедливости.
Если ребенок живет с чувством безопасности - он учится верить.
Если ребенка часто одобряют - он учится хорошо к себе относиться.
Если ребенок живет в атмосфере дружбы и чувствует себя нужным - он учится находить в этом мире любовь.

Автор: Марина ИВЛЕВА, «Владивосток»