Деньги из воздуха? Или воздух вместо денег?
Сегодня наличие у человека акций, ценных бумаг и паев уже не является показателем того, что он богат. Для того, чтобы владеть всем вышеперечисленным, не нужно даже быть представителем так называемого среднего класса: достаточно необходимых знаний о рынке, желания сэкономить или приумножить свои средства и готовности к определенному риску.
Сегодня наличие у человека акций, ценных бумаг и паев уже не является показателем того, что он богат. Для того, чтобы владеть всем вышеперечисленным, не нужно даже быть представителем так называемого среднего класса: достаточно необходимых знаний о рынке, желания сэкономить или приумножить свои средства и готовности к определенному риску.
«Ночная биржа»
Со стороны это выглядит примерно так: каждый будний день с 17.30 по владивостокскому времени человек садится за компьютер и смотрит на экран. Может изредка мышкой щелкнуть. В 01.45 встает из-за компьютера. Вот и вся работа… На самом деле он так трудится, просто работа у него особая: нигде, кроме фондового и валютного рынков, нет возможности продавать то, чего у вас физически нет. Согласитесь, довольно заманчиво делать деньги из воздуха. Причем если с опытом и умом, то очень хорошие деньги. Но это на поверхности. Если взглянуть на ситуацию изнутри, то игра на бирже - сложный процесс, требующий серьезных моральных, материальных и интеллектуальных затрат.
Если вы решили войти на фондовый рынок, у вас есть два пути. Первый - отдать деньги, чтобы их приумножали другие, в доверительное управление (ДУ) организациям (в том числе и банкам), имеющим лицензию на брокерскую деятельность, или вложить их в паевые инвестиционные фонды (ПИФы). Второй - заняться игрой на бирже самостоятельно через брокера.
В случае с ПИФами вы покупаете один или несколько паев, взамен вам дают бумагу, подтверждающую это. Вы как бы скидываете деньги в общий котел, а управляющая компания купит на них оговоренные акции. Паи растут или падают, а вы, соответственно, приумножаете или теряете деньги, равно как и все остальные пайщики. По-настоящему приумножить ваши деньги в ПИФах смогут только тогда, когда рынок растет (пока такая тенденция в России сохраняется) и рубль остается достаточно популярной валютой.
С паем по жизни
В экономически развитых странах мира паевые фонды прочно завоевали популярность как эффективный инструмент сбережения и приумножения средств. По данным Investment Company Institute за 2002-2003 годы, 54,2 млн. (или 49,6 проц.) американских семей хранят свободные деньги в паях различных фондов. А суммарные активы фондов коллективных инвесторов в мире составили порядка 11,7 трлн. долларов. Суммы, согласитесь, впечатляют. В России ПИФы прочно обосновались в последние 10 лет. Российские инвесторы оценили надежность паевых фондов в 1998 году, когда «эпоху дефолта» ПИФы прошли без существенных потерь. Но настоящий «паевой» бум начался тогда, когда народился так называемый средний класс и появились легализованные средства «высших слоев»: за 2003 год количество паевых инвестиционных фондов почти утроилось, а совокупный капитал, которыми они управляют, вырос более чем в шесть раз. На 30 июня 2006 года общая сумма средств в российских открытых паевых фондах превысила 2,3 млрд. долларов.
Если раньше имеющиеся средства можно было бы разделить по трем самым доходным направлениям: покупка наличной валюты, депозит и приобретение недвижимости, то теперь картина несколько изменилась. В условиях продолжающегося укрепления курса рубля покупка долларов и евро как минимум недальновидна. За 2004-2005 годы падение реального курса доллара США к рублю составило 18,4 проц., падение реального курса евро к рублю - 25,9 проц. При этом ситуация с рублем ненамного лучше. Инфляция составляет 10,9 проц., а средняя ставка по депозитам для физических лиц (по данным Центробанка РФ) - 8,7 проц. Какая уж тут прибыль, если даже непросто сохранить то, что есть. И даже скупка недвижимости - это не выход. Во Владивостоке, например, с 2003 по 2006 год цены на недвижимость увеличились втрое, но большинство квартир при этом - «вторичный фонд», то есть им как минимум 15 - 20 лет. Вложение же в элитное строительство - тоже не выход: то жильцы окрестных домов заблокируют стройку, мотивируя это тем, что она стоит на территории давно забытого кладбища, то возникнут распри между руководителями стройки, а то и вовсе фирма-подрядчик прекратит свое существование. В общем, один риск кругом.
Но и ценные бумаги - тоже риск. Другой вопрос: какова степень этого риска? ПИФы в данном смысле неплохо прикрыты: за деятельностью управляющей компании наблюдают сразу несколько не зависимых друг от друга структур - Федеральная служба финансового рынка, аудитор, спецрегистратор и спецдепозитарий. К тому же сам клиент, приобретающий пай, способен указать - что ему нужно, а что нет. Формирование «паевого портфеля» может и вовсе происходить с минимальным риском для пайщика - если он выберет пакет государственных и муниципальных облигаций. 8 - 12 проц. годовых - это неплохо. Для начинающих инвесторов важна сама возможность «пробного» вложения денег. Убедившись, что пай действительно работает, можно приступать к более выгодным (но и, соответственно, к более рискованным операциям). Но это уже, как говорится, на любителя. Самая интригующая информация заключается в том, что услугами ПИФов зачастую пользуются и сами банковские организации. Они получают с денег вкладчика прибыль в размере 30 - 40 проц. годовых, а отдают ему только оговоренные 7 - 10 проц. Отсюда вопрос - не проще ли обратиться в ПИФ самим?
Наталья Войчук, руководитель управления продаж управляющей компании «Тройка Диалог», Владивосток:
- Первое, на что хотелось бы обратить внимание: для среднестатистического человека, довольно далекого от финансовой сферы, вложение в ПИФ весьма выгодно. Клиент занимается своими делами и доверяет средства профессионалам. Второе: не нужно, как в случае с биржей, смотреть на монитор по ночам, сверяя цифры, - за вас все делают специалисты. Ориентируясь на запрос клиента, менеджер ПИФа может сформировать «паевой портфель», используя разнообразные стратегии. Надо понимать, что паевые инвестиционные фонды - уже давно не диковинка в России. И чем дальше - тем активнее они будут становиться инструментом для каждого, кто думает о том, как эффективно заставить деньги работать. Третье - при всей долгосрочности инвестиций деньги, вложенные в ПИФы, вполне ликвидны: если мы говорим об открытых фондах, то деньги оттуда можно забрать в любой момент.
В так называемых интервальных фондах ликвидность достигается за счет биржи, на которой пай можно продать в любой день. Вложение денег - тоже не проблема. Для клиента есть уникальная возможность накапливать деньги небольшими суммами, например переводить их из зарплаты: они будут тут же инвестированы, и даже не нужно куда-либо ходить… Но и на тот случай, если человеку кажется, что фондовый рынок - это нечто непонятное и рискованное, можно сделать еще один ход - вложить средства в коммерческую недвижимость. Таким образом, человек становится рантье и получает ежегодный доход, сдавая в аренду часть имеющейся недвижимости.
Лучшими доказательствами того, что паевой инвестиционный фонд работает и позволяет пайщику зарабатывать реальные деньги, являются цифры. В качестве примера приведу вам простую схему. Допустим, вы хотите, чтобы ваш ребенок через 10 лет поступил учиться в Москву, в МГУ имени Ломоносова. Цена обучения там - 50 тысяч долларов. А на сегодняшний момент у вас имеются в наличии только 4500 долларов. Вы поступаете следующим образом: имеющуюся сумму (4500 у. е.) вкладываете в паевой фонд и ежемесячно вносите по 100 долларов. Даже если вы не хотите рисковать и пользуетесь консервативной стратегией, приносящей 13 проц. годовых, то через 10 лет работа ПИФа принесет вам требуемые 50 тысяч долларов. А если вы рискнете больше и воспользуетесь фондом смешанных инвестиций, когда деньги вкладываются и в акции, и в облигации, то можете получить указанные 50 тысяч долларов за 3,5 года. Но это конечно же не означает, что в паевой инвестиционный фонд надо нести свои последние или заемные деньги. Аналитики, отвечающие за раскладку «паевого портфеля», вообще говорят, что 20 проц. «свободных» денег человек должен оставлять себе на «черный день», порядка 25 проц. - вложить в недвижимость и только 55 проц. - в ценные бумаги.
Конечно, говоря о ценных бумагах, надо всегда помнить, что в этой сфере очень много зависит от имени и от имиджа. Есть также ряд признаков, на которые обязательно нужно обратить внимание. Важным критерием выбора управляющей компании является опыт управления. Чем большую доходность показывает паевой фонд на длительном промежутке, тем лучше. Также важно умение управляющего работать как на падающем, так и на растущем рынке. Фонды, которые хорошо себя зарекомендовали как в кризис 1998 года, так и в период падения рынка в 2004 году, заслуживают особого внимания.
Объем средств ПИФа также имеет значение. У крупных фондов портфель хорошо диверсифицирован, что позволяет значительно снизить риски. Кроме того, издержки крупных фондов ниже, а это означает, что инвесторы получают больший доход. Нужно отслеживать и сочетание риска и доходности, а потому - следить за рейтингами. Например, рейтинг Национальной лиги управляющих (НЛУ), составленный по признанной во всем мире методике, заслуживает особого внимания.
Грамотно вложить надо суметь
- На самом деле ПИФы - небезопасная штука в родном отечестве, - рассказывает Максим Кривелевич, кандидат экономических наук, аналитик компании «ДВ-Инвест», доцент кафедры государственных и корпоративных финансов ДВГУ. - Где гарантия того, что тот, кто приумножает ваши деньги, в один прекрасный момент их не потеряет? Только их громкое имя. Вот и у многих банков перед дефолтом 1998 г. тоже было громкое имя… ПИФ - это большой консервативный институт, где работает большое число подготовленных людей. Когда биржа растет, деньги вкладывать туда удобно. Но, когда биржа будет падать, неизвестно, как эти ПИФы станут работать. Управляющие компании не отличаются быстротой реакции, насколько быстро они сумеют адаптироваться к новым условиям, неизвестно. Я не исключаю, что где-то в отдаленной перспективе, когда может начаться падение российского рынка, люди начнут изымать деньги из ПИФов, и у них может случиться дефолт, такой же, какой был у банков, когда клиенты массово ринулись забирать свои деньги в 2004 году.
И все же самое глупое, по мнению не только Максима Кривелевича, но и, наверное, всех финансистов, - это держать деньги под подушкой. Есть официальные цифры инфляции, есть расчеты экономистов - да и не в конкретной цифре дело, а в том, что, если деньги не работают, они падают в цене.
В случае доверительного управления вы заключаете договор с компанией, которой вы поручите свои деньги. Другое дело, что брокеры начинают работать с достаточно высоких сумм - 200 - 250 тысяч долларов. Можно найти брокера, который согласится управлять и меньшей суммой, но вряд ли она окажется ниже 50 тысяч долларов. В случае ДУ вы можете назвать конкретные акции, которые бы вам хотелось приобрести, оговорить стратегию. При этом ваши деньги не смешаны с деньгами других людей, а находятся на отдельном счете. То есть что бы с этой брокерской компанией ни случилось, ваши деньги в оплату их долгов не пойдут. При ДУ вы независимы от развития фондового рынка: все равно, растет биржа или падает, главное - чтобы двигалась. За всю историю биржевого дела случаев, чтобы биржа не двигалась, не наблюдалось. Нормальный уровень ежедневных колебаний рынка составляет не менее 1 проц. в день.
Проиграть на бирже за день нельзя. В любом случае что-то останется, стоимость акции не упадет до нуля.
В соответствии с договором брокер обязан информировать вас об изменениях счета, но вмешиваться в процесс торгов вы не сможете. Если вы отдали деньги в доверительное управление, будьте готовы, что в течение полугода-года вы не сможете их забрать. Из ПИФов же их хотя и сложно, но можно забрать в любой момент.
Деньги - всего лишь инструмент
- В любом случае это не должны быть ваши последние деньги, они не должны вкладываться в ущерб вашему семейному бюджету, - предостерегает Максим Кривелевич. - В ПИФах или при ДУ вкладываются средства, которые должны обеспечить ваше будущее. Для трейдера деньги - то же, что и для инкассатора. Когда инкассатор везет чемодан с деньгами, он не думает, что несет чемодан с деньгами. Инкассатор думает, как ему перевезти вот этот тяжелый чемодан в полной безопасности максимально коротким путем и как можно быстрее. Для трейдера деньги - это инструмент. Но как только он начинает о них думать не как о процентах, а как о рублях или долларах - биржевой работник становится профнепригодным.
Работа трейдера заключается в том, чтобы свести ее к машинальности. Как только появляются эмоции, работать не получится. Если вы доверили кому-то свои деньги - это было ваше решение, и не жалуйтесь потом на судьбу или кого-то еще, что мероприятие оказалось убыточным, - продолжает Максим Кривелевич. - Нужно тщательно проверить, кому вы доверяете свои деньги. Если, например, компания рапортует о том, что 11 месяцев проработала с такими-то доходами, возникает вопрос, почему она дает статистику за неполный год, а вдруг у нее в двенадцатом месяце были большие убытки. Не смотрите на победы, смотрите всегда на поражения. Обратите внимание, как компания ведет себя, когда рынок падает, может ли быстро реагировать на это.
Если вы хотите сами работать на бирже, то все операции вам все равно придется оформлять через брокера, который освободит вас от необходимости бумажной работы, технического обеспечения и т. д. Выходить на биржу напрямую стоит, только имея около 1 млн. долларов. Через брокера же можно играть с суммой не меньше 20 тысяч долларов. Но решение о покупке в любом случае принимаете вы, брокер только осуществляет операции. Брокер, который предлагает вам купить или продать конкретные акции, как минимум профнепригоден уже потому, что это не разрешено законодательством. Работник лицензированной финансовой организации может просто информировать вас об уже случившихся событиях.
Без эйфории, без поражений
- Когда вы самостоятельно работаете на бирже, важно, чтобы не было эйфории, - продолжает Максим Кривелевич. - Некоторые говорят: «Надо же, какие заработки на бирже! Вот мой сосед удвоил вложенную сумму». Почему-то люди не думают, что если он эти деньги выиграл, значит, кто-то их проиграл. Мне встречалась такая статистика, что около половины всех игроков, которые начинают играть на валютном рынке или рынке ценных бумаг, прогорают в первый же год. И это справедливо. Я на бирже 4,5 года и ни разу год не закрывал с убытком. Но не могу сказать, что сегодня я лучший игрок, чем год назад. Чему-то учишься, в чем-то совершенствуешься, но рынок - это живая система. Пытаться предсказать его тщетно. И обещать какую-то доходность нельзя. Раньше я постоянно ставил для себя планки уровня доходности и никогда не угадывал.
На самом деле на бирже важно понимать, что в этой игре с вами имеют дело люди далеко не глупые и дарить вам свои деньги они не собираются, - делится опытом Максим Кривелевич, - поэтому чем безопаснее позиция, тем она менее прибыльна, и чем потенциально более прибыльная, тем с большим риском она сопряжена. Фондовый рынок - это не место для каких-то экстравагантных поступков. Боже упаси кого-то играть на бирже на последние деньги. И литература, и история знает достаточное количество примеров, когда после игры из окон выходят. Боже упаси кого-то играть на бирже мимоходом. Если вы считаете, что вам всегда и во всем везет, - играйте в лотерею. Это безопасно.
Конечно, для того, чтобы заявить о себе на фондовом рынке, нужны специальные знания и практические навыки. Даже если вы отдаете деньги кому-то в управление, вы должны понимать, что с ними происходит. При этом не стоит думать, что нужно быть доктором экономических наук, чтобы достичь успеха на рынке ценных бумаг. Если бы так было, то доктора наук были бы миллиардерами, а кандидаты - миллионерами.
Примерно одну треть ваших финансовых результатов дают вам ваши знания, другую треть - ваша интуиция, и последняя треть - ваша обычная финансовая удача, - считает Максим Евсеевич. - Под финансовой удачей я понимаю не слепой случай, а свойства вашего характера - склонность или несклонность к риску, то, каким образом вы принимаете финансовые решения, склонны ли вы все деньги ставить на одну «карту», как быстро реагируете на новости. Ведь на рынок ценных бумаг влияет все, что происходит в мире - в экономической и политической жизни. И слава богу, что так оно есть. Если бы не было этих колебаний, не было бы и возможности заработать.
Женщинам не противопоказано, но…
По мнению Максима Кривелевича, биржа не способствует семейной жизни. В связи с разницей во времени с Москвой, Лондоном и Нью-Йорком во Владивостоке приходится работать ночью. На бирже всегда бывают взлеты и падения. Человек неизбежно ощущает подъем, когда оказывается, что называется, на волне: он чувствует себя самым умным и удачливым, и точно так же переживает депрессию, когда промахивается.
Как любое интеллектуальное развлечение, как любое соперничество, биржа, по мнению Максима Евсеевича, дает все, что нужно мужчине. Она позволяет проявить свои интеллектуальные способности, соперничать с другими мужчинами, доказать свое превосходство и редкий шанс строить свое состояние, не имея ни начальника, ни подчиненных. Ведь трейдер, если он играет на себя, по большому счету автономен.
Но на фондовом рынке немало дам, и их результаты отнюдь не хуже, чем у сильной половины человечества, по той простой причине, что они гораздо спокойнее переживают периоды неудач. Мужчины слишком сконцентрированы на своем эго и очень болезненно реагируют на собственное поражение. Женщина же подумает так: пусть сегодня не совсем удачный день (или ночь), зато я сегодня прическу поменяла, у меня дети замечательные и муж понимающий, а с акциями еще повезет…
Справка «В»
Для людей, которые «подсаживаются» на игру на бирже (как в казино), существуют виртуальные счета. Такие услуги предоставляют в организациях, специализирующихся на брокерских услугах. У вас как будто бы есть деньги, на которые вы как будто бы играете. Вообще же эти счета существуют для новичков - для оттачивания мастерства брокерского дела. Работать с настоящими деньгами, тем более с настоящими чужими деньгами, может только человек, который относится к этому как к самой настоящей работе. Без эйфории, без паники, без нервов…
Автор: Татьяна КУЛИКОВА, Александр ОГНЕВСКИЙ, «Владивосток»