«Аэрофлот» пошел на восток

«Аэрофлот – Российские авиалинии» в ближайшей перспективе создаст на Дальнем Востоке региональное подразделение «Аэрофлот-Восток». С центром в Хабаровске и возможными филиалами в Магадане и Южно-Сахалинске.

24 нояб. 2006 Электронная версия газеты "Владивосток" №2055 от 24 нояб. 2006

«Аэрофлот – Российские авиалинии» в ближайшей перспективе создаст на Дальнем Востоке региональное подразделение «Аэрофлот-Восток». С центром в Хабаровске и возможными филиалами в Магадане и Южно-Сахалинске.

Разговоры о создании новой структуры пошли из Москвы еще более года назад. С подачи Минэкономразвития обсуждался вопрос о сокращении числа авиаперевозчиков, которых в 90-е расплодилось до неприличия. В результате безопасность пролета из пункта А в пункт Б упала в разы, качество обслуживания не улучшилось, стоимость билетов продолжала расти с геометрической прогрессией. Но главное – старел парк самолетов и вертолетов. Обновлять его могли только крупные перевозчики. Поэтому планировалось оставить в стране всего десяток компаний -  перевозчиков («Аэрофлот», «Сибирь», объединенную «Россию» c «Пулково», «КрасЭйр», «Домодедовские авиалинии» и пару-тройку частных), превратив их в своеобразных монополистов. Реализацию проекта поручили Минтрансу.

Основную «мелочевку», большинство акций которых принадлежит государству, собирались присоединить именно к «Аэрофлоту», ведущим владельцем которого также является федеральный центр. На тихоокеанской окраине Москва собралась за основу взять «Дальавиа» (100 процентов акций у правительства страны) и «Владивосток Авиа» (51 процент), как самых рентабельных в регионе. Эта идея получила максимальную поддержку у губернатора Хабаровского края Виктора Ишаева, он ее озвучил нынешней осенью. Его можно понять, ведь налоговая база воздушных перевозчиков всего Дальнего Востока тут же перебирается в столицу Приамурья.

И если одни – «Дальавиа», «Магаданские авиалинии» (сейчас распродает свое имущество, чтобы рассчитаться со своим коллективом по долгам заработной платы) и «Сахалинские авиатрассы» -  готовы войти в состав крупнейшей в России компании гражданской авиации, то другие – перевозчики Приморья, Якутии - выступили категорически против. Они самодостаточны, расширяют производство и обновляют парк воздушных судов. И смогли защитить свои интересы.

Даже всесильный гендиректор «Аэрофлота» Валерий Окулов был вынужден признать, что «Владивосток Авиа» оказалась не по зубам крупнейшей компании страны. Ведь и «Владивосток Авиа» присоединила к себе предприятие в Хакасии, получив мощный узел в центре Сибири. В отличие от «Аэрофлота» приобретает отечественные дальнемагистральные самолеты «Ту-204-300», постоянными и чартерными маршрутами опутало пол-России и стран АТР (а вертолетным сервисом пробилась на грузопассажирский рынок Океании, Карибского бассейна, Африки и Южной Европы). Да и государство не стало продавать свой пакет акций стремящихся ввысь приморских перевозчиков. И если бы не баснословные цены на линиях, где компания монопольно летает из Владивостока (эта проблема вообще, на наш взгляд, весьма странным образом ускользает от взгляда антимонопольных структур), то нашим землякам цены бы не было.

А что же будет представлять из себя «Аэрофлот-Восток»? Валерий Окулов заявил, что новое подразделение создадут с нуля. Похвально. Вот только инфраструктура аэропорта и ремонтной базы в Хабаровске уже имеется. Плюс почти три десятка самолетов «Дальавиа» - «Ан-24», «Ан-26», «Ту-154», «Ту-214» и «Ил-62» с постоянными маршрутами и пассажиропотоком в центр и по региону. Да и компании других субъектов ДВФО вольются со своими специалистами, инфраструктурой и средствами производства. Хотя в одном можно не сомневаться. Валерий Окулов пообещал Виктору Ишаеву покупать ближнемагистральные самолеты, к строительству которых приступил завод в Комсомольске-на-Амуре.

Автор: Николай КУТЕНКИХ, «Владивосток»