Закон - тайга?

Известие о том, что в оленепарке Хасанского района был убит амурский тигр, вызвало огромный резонанс. Нет сомнений, что это дело рук браконьеров: путевка была выписана на Нежинское охотхозяйство Надеждинского района, а охота велась на другой территории, более того, на запрещенной для охоты земле - в оленепарке.

22 нояб. 2006 Электронная версия газеты "Владивосток" №2053 от 22 нояб. 2006

Известие о том, что в оленепарке Хасанского района был убит амурский тигр, вызвало огромный резонанс. Нет сомнений, что это дело рук браконьеров: путевка была выписана на Нежинское охотхозяйство Надеждинского района, а охота велась на другой территории, более того, на запрещенной для охоты земле - в оленепарке. В связи с этим корреспонденты «В» решили увидеть собственными глазами, как борются с браконьерами на других особо охраняемых природных территориях. Мы отправились в заказник «Борисовское плато» и охотхозяйство «Павлиновское».

На страже природы

В рейд вышли пять сотрудников Артемовского поста западного отдела охотнадзора Управления Россельхознадзора по Приморскому краю. Территория, которую контролирует пост, огромна - Надеждинский, Октябрьский, Хасанский, Шкотовский и Уссурийский районы. Сейчас, в самый разгар охотничьего сезона, работы немерено.

- Наплыв охотников везде, соответственно, и браконьеров тоже, - рассказывает Сергей Воблый, замначальника западного отдела охотнадзора Управления Россельхознадзора по Приморскому краю, более двадцати лет отдавший делу охраны природы. - На подведомственной территории - и олени, и косули, и кабаны, соответственно, тигры и леопарды, для которых копытные - основная пища. Сейчас работу осложнило бесснежье: на земле не остается следов, значит, не видно, куда ушел человек.

Справка «В»
Инспектора охотнадзора выходят в рейды регулярно, в течение всего года. Однако самые «плодотворные» месяцы - ноябрь - январь, сезон охоты. За первые две недели ноября было составлено 24 протокола, изъято четыре нелегальных гладкоствольных ружья. Ни одного браконьера с незаконно добытым зверем задержано не было.

Штрафы платят добровольно

Первая машина встретилась нам по дороге к заказнику «Борисовское плато». На просьбу госинспекторов показать документы водитель джипа с легкостью откликнулся. В наличии все «ксивы»: охотничий билет, разрешение на оружие, лицензия на отстрел и путевка. В багажнике - мешок с добытым накануне оленем - полуторагодовалым самцом. Правда, отметка о том, что зверь отстрелян, стояла не там, где положено. Старший госинспектор Станислав Фадеев решительным тоном попросил исправить неточность.

- Некоторые охотники используют для таких отметок исчезающие чернила, что позволяет им по одной путевке несколько раз ходить в лес, - объяснил он и протянул водителю джипа свою, проверенную ручку. - Бывает, и подделывают документы, хотя сейчас это сделать сложнее - стали выпускать бланки лицензий с голограммой.

У этого охотника всё в порядкеПосле того как Фадеев убедился, что в лицензии у охотника все в порядке, мы отправились дальше.

Но, не проехав и километра, инспектора остановили очередную машину. На этот раз нам был оказан куда более агрессивный прием: вышедший из кабины человек ультимативно потребовал убрать камеры. Потом, правда, смягчился и перестал реагировать на журналистов. У пассажиров этой машины, похоже, не все было в порядке. Они долго искали документы, явно тянули время и расшевелились только, услышав грозный окрик Станислава Фадеева: «Открыть ящики!». В ящиках и мешках, стоящих в кузове, лежало разделанное мясо кабана и оленя. Голова последнего лежала тут же. Пассажиры мини-грузовика предъявили госинспекторам билет, разрешение на оружие, путевку и лицензию.

Вот только у этих охотников в отличие от предыдущих вообще не было никаких отметок о добыче зверя. Решили составлять протокол, несмотря на то, что в машине находились мэр одного из крупных городов Приморья и его помощник, занимающийся… вопросами экологии и охраны окружающей среды. Теперь нарушители обязаны выплатить штраф - тысячу рублей.

- У нас практически нет случаев неуплаты, - рассказал Сергей Воблый. - За 11 месяцев 2006 года мы взыскали уже 115 тысяч рублей штрафов и полторы тысячи пока остаются неоплаченными. В чем причина такого послушания? Люди понимают, что тысяча рублей - сумма небольшая, однако если ее не оплатить, мы привлекаем к делу судебных приставов, которые к сумме штрафа плюсуют свои издержки. Цифра увеличивается минимум в три раза.

Справка «В»
Безусловно, реорганизация, проходящая сейчас в Россельхознадзоре, не самым лучшим образом сказалась на положении охотнадзора. Не хватает техники, горючего, материальных средств. Зачастую самые необходимые для службы вещи покупают общественные экологические организации. Например, новенький квадроцикл за 10 тысяч долларов куплен Дальневосточным отделением Всемирного фонда дикой природы (ДВО WWF), а новый «УАЗ» - фондом «Феникс».

Третья машина - огромный «ЗИЛ» - была остановлена уже на территории охотхозяйства «Борисовское». Из него выпрыгнули 12 бравых хлопцев - коллектив охотников Уссурийского военного гарнизона. Они оказались добропорядочными охотниками: все документы в порядке, придраться не к чему.

Больше в этот день нам никто не попался. Наш журналистский рейд был закончен, и, объехав территорию заказника, около девяти вечера мы отправились в обратный путь - во Владивосток. А вот инспекторам охотнадзора о доме можно было только мечтать - им предстояло выйти в ночь на поиск людей с нелегальным оружием.

Автор: Екатерина ЛУКОНИНА, Нина ПЕТРУХИНА (фото), «Владивосток»