Транссиб — испытание на прочность

Об их работе мы знаем совсем немного, разве что из коротких информационных сообщений о происшествиях на железной дороге. Сотрудники восстановительных поездов первыми приезжают к месту аварии, чтобы ликвидировать чрезвычайную ситуацию любой сложности и возобновить движение по стальной магистрали.

21 нояб. 2006 Электронная версия газеты "Владивосток" №2052 от 21 нояб. 2006

Об их работе мы знаем совсем немного, разве что из коротких информационных сообщений о происшествиях на железной дороге. Сотрудники восстановительных поездов первыми приезжают к месту аварии, чтобы ликвидировать чрезвычайную ситуацию любой сложности и возобновить движение по стальной магистрали.

Самые скорые

11 ноября на станции Ружино Лесозаводского района собрались представители 22 отрядов восстановительных поездов со всей Дальневосточной железной дороги (ДВжд) ОАО «РЖД» - от Владивостока до Тынды. В этот день они отпраздновали 70-летие основания службы.

И у стали есть запас прочности. Когда «устает» сталь, случаются сбои. Чтобы подобные происшествия стали редким исключением, за ней необходимо постоянно ухаживать, чем и занимаются сотрудники восстановительных поездов.

В дороге бывает разное. К примеру, еще осталась в памяти чрезвычайная ситуация, которая произошла в начале августа этого года на станции Лазо. Тогда приморским специалистам и соседям из Бикина пришлось ликвидировать последствия одной из самых крупных аварий – схода с рельсов поезда с 32 порожними цистернами.

В Ружино подрастает смена. Валерий Ткач с внучкой Настенькой- Такое редко увидишь, - рассказал начальник восстановительного поезда Ружино Валерий Ткач, который одновременно демонстрировал на компьютере фотоматериалы события. – Когда прибыли на место происшествия, перед нами предстала просто ошеломляющая картина – цистерны лежали одна на другой, как в фильме ужасов, и перегородили Транссиб. Эту груду металла растаскивали силами нескольких бригад, и уже через четыре часа четный путь был освобожден.

Справка «В»
На железной дороге работают 244 восстановительных поезда. А безопасность  дальневосточной магистрали обеспечивают 22, из них пять – в Приморье. В крае они базируются на наиболее крупных станциях: Первая Речка (во Владивостоке), Уссурийск, Партизанск, Сибирцево и Ружино, а на Приморской имеется своя аварийно-восстановительная команда. Образцово-показательный состав находится на станции Ружино, а в числе лучших на юбилейном мероприятии был назван уссурийский поезд.

Грозная техника предназначена для мирных целей

Реанимация мостов

Залог успеха работы восстановительных поездов - сплоченный и квалифицированный коллектив. Все рабочие здесь – мастера широкого профиля. Они должны владеть не одной, а несколькими профессиями, то есть быть и крановщиками, и слесарями, и стропальщиками… Случайных людей здесь не бывает. Судите сами: ведь только сообща можно убрать с путей ту же громоздкую цистерну или уложить огромную ферму моста.

Вот и бывший начальник Владивостокского восстановительного поезда Леонид Скрипко, который сейчас на заслуженном отдыхе, вспоминал, как Великая Транссибирская магистраль проверяла людей на прочность, когда после августовского тайфуна 2001 года пришлось полностью восстанавливать мост на реке Седанке.

- Дежурный по отделению сообщил нам, что у станции Седанка мощным потоком воды и разного мусора унесло оба пролета железнодорожного моста, и мы экстренно отправились по вызову, - рассказывал он. – Самого строения не было, а вместо него, как плети, висели рельсы. Их и предстояло убрать в первую очередь.

Между тем вода в реке все прибывала, бурлила и «вырывалась» из берегов. Обстановка была как на фронте. На станции был развернут штаб, где и принимались основные решения.

Предполагалось затопить железнодорожную цистерну, чтобы закрепить мостовые пролеты. Но от этой идеи пришлось отказаться: в случае неудачи поток мог унести цистерну, а следом за ней и сам монтажный кран. На помощь подоспел уссурийский восстановительный поезд, который доставил новенькую ферму и мощный кран для ее монтажа. Операция длилась около трех суток. Сначала специалисты возвели временное сооружение, а позднее появилась капитальная конструкция.

- Обыватели считают, что железнодорожникам в перерывах между выездами нечего делать, - обижается Леонид Прохорович. – Но это не так. Ни одно из ЧС не повторяется в точности, и для каждого случая необходимо разработать и подготовить различные приспособления.

Хоть на танке

На мероприятие прибыли почетные ветераны из Советской Гавани, Биробиджана, Тынды, Комсомольска-на-Амуре… Комсомольчанин Семен Цевелев был свидетелем того, как поезда через Амур ходили зимой по временной ледовой дороге так же, как в войну, а летом вагоны переправляли на пароме.

- Под воду не ушел ни один, - рассказал он. -  Даже весной, когда запрещали движение по зимнику автотранспорта и не пускали пешеходов. Я водил поезда по этому «мосту» от станции Комсомольск-пристань до Пивани.

Ледовая дорога просуществовала до 1976 года, а потом составы пошли через Амур по новому мосту.  Семен Иванович участвовал в его строительстве. В те времена самые мощные краны были только у железнодорожников, и все обращались к ним за помощью. Сейчас Семен Цевелев на отдыхе, а на поезде стал работать его сын. 

Цевелев-старший передал поезд Цевелеву-младшему

Не раз приходилось наводить мосты и Григорию Басаргину, который работает на соседнем участке начальником восстановительного поезда станции Постышево. Она находится в Солнечном районе Хабаровского края, но, несмотря на теплое название, климат в этом местечке весьма суровый. Да и горная река Сулук – приток Амгуни  часто проявляет свой норов и не оставляет железнодорожников без дела.

Старовер Григорий Федулович работает на поезде уже 11 лет. Он утверждает, что вера позволяет жить не только дарами леса, знает все тонкости своего ремесла, а еще знаком с работой телевизионщиков и  никогда не заблудится в тайге.

- Как только вернусь домой, то отправлюсь на охоту, - рассказал он. – Сейчас хорошо идет соболь.  

У Григория Федуловича большая семья – 10 братьев и сестер, столько же у супруги. Их дом полон, когда на праздник собирается вся родня. А в марте они отметят полувековой юбилей возвращения в родные места.

Путина зачислили в железнодорожники

Ни один праздник не обходится без подарков. Самые достойные получили в этот день почетные грамоты, награды и премии, а представители Центрального БАМа преподнесли ковер с портретом президента. Начальник восстановительного поезда станции Хани Александр Копылов рассказал, что презент заказывали на фабрике в Казани.

Специалисты этого поезда несут ответственность за порядок на участке от станции Лобчи до Икабьикана на самом стыке с соседней с нами Восточно-Сибирской железной дорогой.

К слову сказать, Александру Михайловичу посоветовал устроиться на железную дорогу летчик Александр Лобаческий – правнук великого российского математика. Александр Копылов ни разу не пожалел о принятом решении. Так он продолжил династию железнодорожников. Его дед был начальником станции Чу (в знаменитой Чуйской долине Казахстана), отец – в Тюмени, а сейчас и сын работает машинистом.

- Движение на БАМе оживилось, - рассказывает он. – Начались поставки оборудования для титанового рудника в Алекме, а потом потекут рекой грузы в обратном направлении.       

Успеть за 40 минут

Восстановительный поезд называют самой оперативной службой на железной дороге. По нормативам после поступления сигнала о происшествии экстренная бригада должна выехать за 40 минут.

Служба почти как в армии, и несут ее мужчины. Правда, есть и исключения. На владивостокском поезде работают две проводницы спецтехнического вагона Любовь Бородий и Марина Шевченко. Они, как заботливые хозяйки, наводят порядок, отапливают вагон и готовят вкусные обеды. И даже после праздника у них было всего несколько часов для того, чтобы собраться в очередной рейс.

Справка «В»
Подразделение восстановительных поездов организовано 11 ноября 1936 года по приказу Народного комиссариата путей сообщений (НКПС), который лично подписал народный комиссар Лазарь Каганович (известный всем как «железный нарком»). Летописцы утверждают, что до этого события существовала вспомогательная служба, полномочия которой были ограничены, и иногда доходило до казусов. Тогда сначала разыскивали виновных происшествия и только потом отправлялись, если было кому, устранять его последствия.

Все это время железнодорожные спасатели неизменно находились в самых «горячих» точках. Это специальное формирование, предназначенное для ликвидации последствий сходов подвижного состава и других происшествий природного и техногенного характера, то есть железнодорожное МЧС. Оно и работает во взаимодействии с федеральной службой.

Автор: Татьяна ГРИГОРЬЕВА (фото автора), «Владивосток»Владивосток - Лесозаводск