Мгновения жизни

В эти ноябрьские дни Василию Мясникову, фотографу божьей милостью, исполнилось бы 100 лет. Коллекционеры, интересующиеся историей Владивостока, до сих пор считают большим везением пополнить свое собрание хотя бы одним снимком, сделанным Василием Федоровичем. Его фотографии - самая достоверная иллюстрация к истории Приморья 30 - 60-х годов прошлого века.

17 нояб. 2006 Электронная версия газеты "Владивосток" №2051 от 17 нояб. 2006

В эти ноябрьские дни Василию Мясникову, фотографу божьей милостью, исполнилось бы 100 лет. С конца 1930-х годов его имя, как собкора газеты «Красное знамя», а затем корреспондента фотохроники ТАСС по Приморскому краю, постоянно появлялось на  страницах дальневосточных газет. Коллекционеры,  интересующиеся историей Владивостока, до сих пор считают большим везением пополнить свое собрание хотя бы одним снимком, сделанным Василием Федоровичем. Его фотографии - самая достоверная иллюстрация к истории Приморья 30 - 60-х годов прошлого века.

Беглец

Детство и юность Василия пришлись на суровые годы -  революция 1905 года, первая мировая война, революция 1917 года, гражданская война… И для взрослого человека этих испытаний с лихвой бы хватило на всю оставшуюся жизнь. А Васе Мясникову было всего 11 лет, когда он покинул родительский дом… 

Родился мальчик в Кишиневе в семье преподавателя музыки и пения  женской гимназии, регента церковного хора в кафедральном соборе Федора Васильевича Мясникова. Спустя два года  семья переехала в Баку, а чуть позже -  в Одессу.

В 1914 году отец, опасаясь мобилизации, уехал в Томск и тут же вызвал к себе семью. Правда, в том же году родители расстались: мать уехала в Каменец-Подольск к родителям. Дети остались с отцом и мачехой, Антониной Павловной. 

В 1917 году отца уволили с работы, и они снова снялись с места, на этот раз путь их лежал в Красноярск. В Томске Василий учился в духовном училище, а в Сибири попал в реальное.

«Учился я очень плохо, - вспоминал Василий Федорович. - Вечные побои и полуголодное существование привели к тому, что я убежал от отца. Тогда мне шел 12-й год».  Милиция вернула беглеца домой, но, боясь расправы, Вася  в тот же день снова убежал, хотел добраться к матери в Каменец-Подольск, но прежде решил попасть во Владивосток. На это ушло три месяца: голодный и оборванный он оказался на берегу Золотого Рога. Пароходов на Одессу не было,  на работу мальчонку нигде не брали, он вынужден был вновь вернуться к отцу.

 Дома, на удивление, встретили с радостью, но в нем уже поселился дух бродяжничества. Некоторое время спустя он снова сбегает из дома, уже вместе с младшим братом Виталием. В Томске Василий заболел сыпным тифом, когда вышел из больницы, брата и след простыл (они встретились через восемь лет в Ростове-на Дону). Устроился «гаражным мальчиком в американский Красный Крест», в 1918-м, когда эшелон эвакуировался во Владивосток, Василий Мясников пристроился на крыше вагона, так он снова  попал в город нашенский.

В ателье Виншу

На этот раз ему повезло больше: Василий  устроился на работу - учеником к фотографу, чеху Ф. И. Виншу. Прошел школу от «поломойки, истопника, мальчика на побегушках», получая за это 5 японских иен, до фотографа. После установления во Владивостоке советской власти, в 1922-м, пошел учиться в вечернюю школу. В 1926 году он  заманивает во Владивосток, который успел полюбить всей душой, младшего брата Виталия и тоже устраивает его на работу в фотоателье Винша.

Оба увлеклись фотографией настолько серьезно, что это стало делом всей их жизни. В запасниках музея имени Арсеньева хранятся великолепные портреты обоих братьев Мясниковых, датированные 1930 годом. По всей видимости, они сделаны в фотоателье Винша самими братьями. Молодые люди выглядят довольно импозантно. Это год, когда молодые люди еще выступали в роли завидных женихов - уже на следующий оба решительно расстались с холостяцкой жизнью. Виталий, правда, в скором времени покинул Владивосток, а Василий навсегда связал свою судьбу с этим приморским городом.

Собственный почерк

После того, как в 1930 году фотограф Винш покинул Владивосток,  Василий Мясников сменил несколько работ: трудился в «Бюро школьных комсодов», заведовал фотолабораторией в Приморском филиале Географического общества (ПФГО), несколько лет был фотокорреспондентом в газете  «Красное знамя», пока в 1939 году не определился собственным корреспондентом фотохроники ТАСС по Приморскому краю. Это стало его судьбой. Его можно по праву назвать летописцем края с конца 30-х до 60-х годов.

В музее имени Арсеньева хранится множество снимков мастера, которые хорошо известны нашим современникам. И это неудивительно - у знаковых фотографий долгая жизнь. Кому, например, не знаком снимок, сделанный Василием Федоровичем в 1937 году во Владивостоке, когда рушили Успенский кафедральный собор? Или фотография,  датированная 22 июня 1941 года. Сотни владивостокцев напряженно застыли у репродуктора, установленного у здания кинотеатра «Комсомолец». Они узнали о начале войны.

Обезглавленный Успенский кафедральный собор. 1937 г.

Целую серию снимков выполнил  Василий Федорович в 1948 году, в тот день, когда возвращались домой из советского плена японские солдаты. Колонны бывших солдат шли по главной улице Владивостока с  транспарантами:  «До свидания, дорогие народы Советского Союза!», «Сметем американских империалистов с территории Японии!».

Японские солдаты возвращаются из плена на родину. Владивосток. 1948 г.

К 100-летию Владивостока Мясников подготовил  не только серию фотографий, которые издательство артели «Восток» использовало для выпуска юбилейных открыток, но также выполнил уникальные репортажные съемки самого празднования.                  

При этом каждый свой снимок мастер скрупулезно подписывал: дата, место съемки, сюжет, авторская роспись.

Таким трепетным отношением к своей работе отличался  еще один приморский фотограф - Николай Назаров. Кстати, именно он сделал  портрет Василия Мясникова, когда они вместе выезжали на места боевых операций в Маньчжурию во время войны с Японией в 1945 году.  

Победа! Весна 1945-го. Владивосток

Василий Федорович ушел из жизни, когда ему было всего 56. Несмотря на то, что мастеру удалось застать период расцвета салонного фотоискусства и обучиться всем премудростям его мастерства, свой собственный фотографический почерк он оттачивал в гуще событий. И навсегда оставил  потомкам знаковые моменты истории страны, судьбы конкретного человека и собственного признания в любви городу у моря и его жителям.

Автор: Ираида КЛИМЕНКО, старший научный сотрудник музея имени В. К. Арсеньева, специально для «В»